Главная страница

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»


Скачать 90.9 Kb.
Название «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Дата 30.04.2016
Размер 90.9 Kb.
Тип Документы

Речевая готовность ребёнка к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

 Венгер Л.А.
В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению.

Сформированная речь – важный показатель готовности ребёнка к обучению в начальной школе в условия Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Перед взрослыми, чьи дети собираются стать первоклассниками, встаёт вопрос: «Готов ли ребенок к обучению в школе?» Некоторые родители считают, что для обучения в школе нужно научить ребенка читать и считать, другие – дать ему большой запас знаний, расширить кругозор, третьи – научить ребёнка быть внимательным, чётко выполнять инструкции, поручения, для четвёртых самым важным кажется купить портфель и школьные принадлежности, а остальному научат в школе. Бесспорно, дети разные, и готовить к обучению их надо тоже по-разному, помня, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, считать, много знать, а значит быть готовым всему этому научиться.

Ярким показателем готовности к школьному обучению является уровень речевого развития ребёнка. По мнению Л.С. Выготского, «есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». При помощи устной и письменной речи он будет усваивать школьную программу. А возраст 6-7 лет — период чрезвычайно активного ее развития речи. К этому возрасту у ребенка должны быть сформированы такие компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова, лексика, грамматика, связная речь.

Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер. Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой. Неправильное произношение одного или нескольких звуков при сформированных фонематических процессах как правило, не оказывает отрицательного влияния на усвоение школьной программы.

Основные критерии, определяющие готовность ребёнка к школе:

  1. Звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, сонорные). Фонематическое восприятие: умение слышать, различать все фонемы языка.

  2. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:

  • умение выделять начальный гласный звук;

  • анализировать обратный слог;

  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

  • называть все звуки по порядку в слове;

  • делить слово на слоги;

  • определять количество звуков и слогов в слове;

  • выделять ударный звук в слове; и т.д.

  • знать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий;

  • уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой;

  • сливать звуки в слоги.

  1. Словарь (к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развивающегося ребенка составляет от 5000 до 7000 слов):

  • использовать в речи обобщающие понятия: цветы, посуда,

  • звери, птицы и т.д.;

  • уметь разными способами образовывать слова;

  • правильно употреблять слова уменьшительно-ласкательного значения;

  • уметь образовывать слова в нужной форме;

  • выделять звуковые и смысловые различия между словами;

  • образовывать прилагательные от существительных;

  • объяснять значение слова: например, сахарница — это посуда, в которой находится сахар;

  • понимать, использовать в речи, подбирать пары слов

  • с противоположным значением: высокий — низкий, горячий —холодный и другие;

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением: золотые руки, время ползет, короткая память. Важное значение имеет работа над синонимами. Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова.

  1. Грамматический строй речи – это:

  • умение правильно строить простые предложения;

  • видеть связь слов в предложениях;

  • распространять однородными и второстепенными членами;

  • работать с деформированным предложением;

  • выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);

  • составлять предложения по опорным словам и картинкам и т. д.

  1. Связная речь:

  • умение пользоваться развёрнутой фразовой речью;

  • пересказывать текст;

  • самостоятельно составлять рассказ.

  1. Развитие мелкой моторики:

пальцы кистей рук должны быть хорошо развиты.

Даже небольшие отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к серьёзным проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование фонетически чёткой, грамматически правильной, лексически богатой речи - одна из важнейших задач при подготовке ребёнка к обучению в дошкольных учреждениях и семье. Сформированная речь позволяет ребёнку легко общаться с окружающими, понятнее выражать свои мысли, желания, а в школе качественная речь необходима при овладении грамотой, т.к. речевые дефекты - одна из причин возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма).

Задача родителей и воспитателей - вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с 1 года до 9 лет). После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Некоторые рекомендации по развитию связной речи дошкольников

Многие дети, поступившие в 1-й класс, слабо владеют навыками связной речи в необходимом для этого возраста объёме. У них беден словарный запас, нет образных выражений, мало прилагательных и наречий, узок глагольный словарь, мысль выражают простыми фразами, т.е. язык невыразителен и безграмотен. При составлении рассказов из собственной жизни, по сюжетной картине или серии картин, при пересказе текста, мультфильма они просто перечисляют действия персонажей, не определяют последовательность событий, мысль излагают неполно, иногда отсутствует соответствие ситуации или фактическому материалу, наблюдается искажение смысла рассказа или включение дополнительной информации. Особенно ярко это проявляется у детей с нарушениями речи, каких поступает в первый класс.

Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребёнка в школу. И состоит их 9 этапов.

Первый этапнакопление словаря по следующим лексическим темам:

  • Человек

  • Семья

  • Игрушки

  • Части тела

  • Дом

  • Посуда

  • Мебель

  • Одежда

  • Обувь

  • Профессии

  • Овощи

  • Фрукты

  • Ягоды

  • Цветы

  • Грибы

  • Деревья

  • Кусты

  • Осень

  • Весна

  • Лето

  • Зима

  • Зимующие птицы

  • Перелётные птицы

  • Дикие животные

  • Домашние животные

  • Морские животные

  • Рыбы

  • Птицы и звери нашего леса

  • Лес

  • Сад

  • Парк

  • Река

  • Озеро


Содержание работы на данном этапе:

  • накопление словаря (всех частей речи);

  • уточнение значения слов;

  • подбор синонимов;

  • развитие словаря признаков (свойства, размер, форма предмета и т.д.);

  • работа над антонимами;

Второй этапработа над грамматическим строем речи ведётся по направлениям:

  • согласование слов в предложении;

  • употребление сравнений;

  • знакомство и употребление в речи поговорок, пословиц, загадок;

Третий этап – составление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, и дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления из окружающей их жизни. Необходимо научить детей выделять в предмете существенные признаки, подбирать к описанию точные слова, выражать своё отношение к предмету, грамотно оформлять фразы.

Четвёртый этапсоставление рассказа по картине. Первой картиной может быть натюрморт, составленный из неживых предметов. Здесь ребёнок применяет умение описывать предмет, учиться обобщать свои знания, видеть композицию. Ребёнок должен не только перечислить предметы на картине и определить характерные признаки их, но и объяснить, почему они объединены, и опять выразить своё отношение к картине.

Пятый этапсоставление рассказа по пейзажной картине. Дети используют умения описывать предметы, пейзаж, опираться на план работы, обобщать. На этом этапе основная задача – развитие образной речи: учатся подбирать сравнения, образные выражения, более точные слова, подбирать стихи…

Шестой этапописание портрета. Главное в этой работе – помочь ребёнку воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица, видеть особенности человека, что помогает развивать наблюдательность, снимание.

Седьмой этапсоставление рассказа по сюжетным картинам, закрепляет навыки описательного рассказа, описание пейзажа, описание портрета. Сначала лучше брать картины, отражающие привычную жизнь детей, жанровую живопись, доступную пониманию детей, затем – фантастические и сказочные сюжеты. Это развивает творческое воображение детей, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, формирует связную речь.

Восьмой этапобучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для понимания, небольшой, с чётко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарём и образными выражениями.

На девятом этапе дети реализуют свои творческие речевые способности: сами составляют рассказы, сказки, изменяют сюжет знакомых сказок, продолжают сказку по данному началу и т.д.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

  • создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

  • не ругать ребенка за неправильную речь;

  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

  • учитывать важность речевого окружения ребенка;

  • не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

  • речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

  • взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

Дорогие родители! Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы. Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы. Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции. Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу. Необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.
Начальная школа – это целый мир! Годы, проведённые в первых 4 классах, должны оставаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

Подготовила: Евай Ирина Васильевна, учитель-логопед,

I квалификационная категория