Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности» |
 Скачать 243.93 Kb. |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности» составлена на основе авторской программы: «Коррекция познавательной деятельности, 1-9 класс» (авторы Мырзагулова А.Д., Баландина Л.С.) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - Тимиртау, 2010 год.
Программа «Коррекция познавательной деятельности» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами. Учитывая психофизические особенности учащихся ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIIIвида города Армавира, считаю целесообразным следующее тематическое распределение часов.
2 КЛАСС (32 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ
№
| Разделы
| Тематика
| Количество часов
| автор
| рабочая
программа
| 1.
| Ощущение и восприятие
| Восприятие времени.
| -
| 2
| Восприятие пространства
| -
| 2
| Восприятие цвета
| -
| 2
| Развитие кинестических ощущений и восприятия.
| -
| 2
| Целостность восприятия.
| -
| 1
| Дифференцированность зрительных восприятий.
| -
| 2
| 2.
| Внимание
| Устойчивость внимания.
| -
| 2
| Переключение внимания.
| -
| 2
| Распределение внимания.
| -
| 2
| 3.
| Память
| Зрительная память.
| -
| 2
| Слуховая память.
| -
| 2
| 4.
| Мышление
| Обобщение.
| -
| 2
| Анализ.
| -
| 2
| Синтез.
| -
| 2
| Классификация
| -
| 2
| 5.
| Коррекция учебной деятельности
| Формирование математических представлений.
| -
| 1
| Развитие графических навыков.
| -
| 1
| Коррекция знаний об окружающем мире
| -
| 1
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| -
| 32
|
3 КЛАСС (32 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ
№
| Разделы
| Тематика
| Кол-во часов
| автор
| раб.
программа
| 1.
| Ощущение и восприятие
| Восприятие времени.
| -
| 2
| Восприятие пространства
| -
| 2
| Развитие кинестетических ощущений и восприятия.
| -
| 2
| Дифференцированность зрительных восприятий.
| -
| 2
| 2.
| Внимание
| Устойчивость внимания.
| -
| 2
| Переключение внимания. Распределение внимания.
| -
| 2
| 3.
| Память
| Зрительная память.
| -
| 2
| Слуховая память.
| -
| 2
| Продуктивность запоминания.
| -
| 2
| Полнота и точность представлений.
| -
| 2
| 4.
| Мышление
| Обобщение
| -
| 2
| Анализ и синтез.
| -
| 2
| Классификация.
| -
| 2
| 5.
| Коррекция учебной деятельности
| Формирование математических представлений.
| -
| 2
| Коррекция знаний об окружающем мире
| -
| 2
| Развитие грамматических навыков
| -
| 2
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| -
| 32
|
4 КЛАСС (32 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ
№
| Разделы
| Тематика
| Кол-во часов
| автор
| раб.
программа
| 1.
| Ощущение и восприятие
| Восприятие формы, цветов и оттенков.
| -
| 2
| Дифференцированность зрительных восприятий, развитие целостности восприятия.
| -
| 2
| 2.
| Внимание
| Устойчивость внимания.
| -
| 2
| Переключение внимания.
| -
| 2
| Распределение внимания.
| -
| 2
| 3.
| Память
| Зрительная память.
| -
| 2
| Слуховая память.
| -
| 2
| Продуктивность запоминания.
| -
| 2
| Полнота и точность представлений.
| -
| 2
| 4.
| Мышление
| Обобщение
| -
| 2
| Анализ.
| -
| 2
| Синтез.
| -
| 2
| Классификация.
| -
| 2
| 5.
| Коррекция учебной деятельности
| Формирование математических представлений.
| -
| 2
| Коррекция знаний об окружающем мире.
| -
| 2
| Развитие грамматических навыков
| -
| 2
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| -
| 32
|
5 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ
№
| Разделы
| Тематика
| Кол-во часов
| автор
| раб.
программа
| 1
| Диагностика на начало года
|
| 3
| -
| 2
| Ощущение и восприятие
| Восприятие времени и пространства.
| 2
| 2
| Развитие кинестических ощущений и восприятия.
| 1
| 1
| Целостность восприятия.
| 2
| 1
| Дифференцированность зрительных восприятий.
| 2
| 1
| 3
| Внимание
| Устойчивость внимания.
| 2
| 1
| Переключение внимания.
| 2
| 1
| Распределение внимания.
| 2
| 1
| 4
| Память
| Зрительная память.
| 1
| 1
| Словесно – логическая память.
| 2
| 1
| Продуктивность запоминания.
| 2
| 1
| Полнота и точность представлений.
| 1
| 1
| 5
| Мышление
| Обобщение и отвлечение.
| 1
| 1
| Проблемные ситуации.
| 2
| 2
| Процессы абстракции.
| 2
| 1
| 6
| Воля
| Нравственные черты характера.
| 1
| -
| Эмоционально-волевая сфера.
| 1
| -
| 7
| Общение
| Понимание контекстной речи.
| 1
| -
| Чувства.
| 1
| -
| Я и другие.
| 1
| -
| 8
| Итоговая диагностика
|
| 2
| -
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| 34
| 16
|
6 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ
№
| Разделы
| Тематика
| Кол-во часов
| автор
| раб.
программа
| 1
| Диагностика на начало года
|
| 3
| -
| 2
| Ощущение и восприятие
| Целостность восприятия.
| 1
| 1
| Восприятие времени и пространства.
| 1
| 1
| 3
| Внимание
| Устойчивость внимания.
| 1
| 1
| Переключение внимания.
| 1
| 1
| Распределение внимания.
| 1
| 1
| 4
| Память
| Полнота и точность представлений.
| 1
| 1
| Зрительная и слуховая память.
| 1
| 1
| Продуктивность запоминания.
| 2
| 2
| Логическая память.
| 2
| 2
| 5
| Мышление
| Проблемные ситуации.
| 2
| 1
| Процессы абстракции.
| 2
| 1
| Критичность мышления.
| 2
| 1
| Обобщение и отвлечение
| 2
| 2
| 6
| Воля
| Особенности характера.
| 2
| -
| Нравственность.
| 2
| -
| 7
| Общение
| Язык жестов и движений (пантомимика).
| 1
| -
| Язык эмоций и чувств (мимика).
| 1
| -
| Мое настроение.
| 2
| -
| Деловое общение.
| 2
| -
| 8
| Итоговая диагностика
|
| 2
| -
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| 34
| 16
|
7 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ
№
| Разделы
| Тематика
| Количество часов
| автор
| раб.
программа
| 1
| Диагностика на начало года
|
| 3
| -
| 2
| Ощущение и восприятие
| Восприятие времени и пространства.
| 2
| 2
| Глазомер.
| 1
| 1
| 3
| Внимание
| Устойчивость внимания.
| 1
| 1
| Распределения внимания.
| 1
| 1
| Самоконтроль.
| 2
| 2
| 4
| Память
| Развитие логической и механической памяти.
| 1
| 1
| Полнота и точность представлений.
| 2
| 1
| Продуктивное запоминание.
| 2
| 1
| 5
| Мышление
| Обобщение и отвлечение.
| 1
| 1
| Процессы абстракции.
| 1
| 1
| Логическое мышление.
| 2
| 2
| Критичность мышления.
| 2
| 1
| Внутренний план действий.
| 1
| 1
| 6
| Воля
| Нравственность.
| 2
| -
| Мой характер.
| 2
| -
| 7
| Общение
| Язык эмоций и чувств (мимика)
| 1
| -
| Язык жестов и движений (пантомимика)
| 1
| -
| Сплочение коллектива.
| 2
| -
| Мое настроение.
| 1
| -
| Сопротивление насилию.
| 2
| -
| 8
| Итоговая диагностика
|
| 2
| -
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| 34
| 16
|
8 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ
№
| Разделы
| Тематика
| Кол-во часов
| автор
| раб.
программа
| 1
| Диагностика на начало года
|
| 3
| -
| 2
| Ощущение и восприятие
| Пространственные восприятия.
| 2
| 2
| Чувство времени.
| 2
| 1
| 3
| Внимание
| Концентрация внимания.
| 1
| 1
| Переключение внимания.
| 1
| 1
| Самоконтроль.
| 2
| 2
| 4
| Память
| Продуктивность запоминания.
| 2
| 2
| Логическая память.
| 2
| 2
| 5
| Мышление
| Внутренний план действий.
| 2
| 1
| Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
| 2
| 2
| Проблемные ситуации.
| 2
| 2
| 6
| Воля
| Пресыщение.
| 1
| -
| Человек и его характер.
| 2
| -
| 7
| Общение
| Навыки коммуникативного общения.
| 2
| -
| Сплочение коллектива.
| 2
| -
| Вербальное и невербальное общение.
| 1
| -
| Трудные ситуации.
| 2
| -
| Чувства.
| 2
| -
| Уверенность в себе.
| 1
| -
| 8
| Итоговая диагностика
|
| 2
| -
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| 34
| 16
|
9 КЛАСС(16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ
№
| Разделы
| Тематика
| Кол-во часов
| автор
| раб.
программа
| 1
| Диагностика на начало года
|
| 3
| -
| 2
| Ощущение и восприятие
| Восприятие времени и пространства.
| 1
| 1
| 3
| Внимание
| Переключение внимания.
| 2
| 1
| Распределение внимания.
| 2
| 1
| 4
| Память
| Развитие зрительной и слуховой памяти.
| 1
| 2
| Логическая память.
| 1
| 2
| Память опосредованная, непосредственная.
| 1
| 2
| 5
| Мышление
| Проблемные ситуации.
| 3
| 3
| Развитие элементов логического мышления.
| 2
| 2
| Критичность мышления.
| 2
| 2
| 6
| Воля
| Пресыщение.
| 2
| -
| Мой характер.
| 2
| -
| 7
| Общение
| Самопознание
| «Знакомство»
| 1
| -
| «Картина моей личности»
| 1
| -
| Я и другие
| 1
| -
| Чувства
| Функции чувства.
| 1
| -
| Выражение чувств.
| 1
| -
| Партнер по общению
| 1
| -
| Невербальное общение.
| 1
| -
| Преодоление трудных ситуаций
| Стрессы и их преодоление.
| 1
| -
| Уверенность в себе.
| 1
| -
| Критика и собственное мнение.
| 1
| -
| 8
| Итоговая диагностика
|
| 2
| -
|
|
| ВСЕГО ЧАСОВ:
| 34
| 16
|
У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
чувство единства, умение действовать согласованно;
готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
целостная психолого-педагогическая культура;
учебные мотивы;
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
нравственно-моральные качества;
- повыситься:
уровень работоспособности;
уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
уровень развития памяти;
уровень развития внимания;
уровень развития мышления;
уровень развития восприятия;
уровень развития произвольной сферы;
интеллектуального развития;
уровень развития воображения.
речевой активности;
познавательной активности.
уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно в парах, в группах.
уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.
уметь выделять существенные элементы, части.
уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.
уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.
использовать навыки невербального и вербального общения.
уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.
уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.
уметь применять средства выразительности.
понимать чувства и переживания окружающих людей.
Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:
Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности.
Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии..
Диагностический альбом.
Манипулятивные предметы (дидактический материал).
Магнитофон, компьютер.
МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001
Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004
120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
"Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.
Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.
Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.
Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976.
Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Зам.директора по УР
№ __ от _________2013г. ______Е.А.Сосновская
Председатель МО «___» ___________2013г.
_____________________
«___» ___________2013г. |
|
|