Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности»


Скачать 243.93 Kb.
НазваниеРабочая программа «Коррекция познавательной деятельности»
Мырзагулова А.Д
Дата07.03.2016
Размер243.93 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка.


  1. Данная рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности» составлена на основе авторской программы: «Коррекция познавательной деятельности, 1-9 класс» (авторы Мырзагулова А.Д., Баландина Л.С.) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - Тимиртау, 2010 год.

  2. Программа «Коррекция познавательной деятельности» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами. Учитывая психофизические особенности учащихся ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIIIвида города Армавира, считаю целесообразным следующее тематическое распределение часов.


2 КЛАСС (32 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ



Разделы

Тематика

Количество часов

автор

рабочая

программа

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени.

-

2

Восприятие пространства

-

2

Восприятие цвета

-

2

Развитие кинестических ощущений и восприятия.

-

2

Целостность восприятия.

-

1

Дифференцированность зрительных восприятий.

-

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

-

2

Переключение внимания.

-

2

Распределение внимания.

-

2

3.

Память

Зрительная память.

-

2

Слуховая память.

-

2

4.

Мышление

Обобщение.

-

2

Анализ.

-

2

Синтез.

-

2

Классификация

-

2

5.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений.

-

1

Развитие графических навыков.

-

1

Коррекция знаний об окружающем мире

-

1







ВСЕГО ЧАСОВ:

-

32


3 КЛАСС (32 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ



Разделы

Тематика

Кол-во часов

автор

раб.

программа

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие времени.

-

2

Восприятие пространства

-

2

Развитие кинестетических ощущений и восприятия.

-

2

Дифференцированность зрительных восприятий.

-

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

-

2

Переключение внимания. Распределение внимания.

-

2

3.

Память

Зрительная память.

-

2

Слуховая память.

-

2

Продуктивность запоминания.

-

2

Полнота и точность представлений.

-

2

4.

Мышление

Обобщение

-

2

Анализ и синтез.

-

2

Классификация.

-

2

5.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений.

-

2

Коррекция знаний об окружающем мире

-

2

Развитие грамматических навыков

-

2







ВСЕГО ЧАСОВ:

-

32


4 КЛАСС (32 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ



Разделы

Тематика

Кол-во часов

автор

раб.

программа

1.

Ощущение и восприятие

Восприятие формы, цветов и оттенков.

-

2

Дифференцированность зрительных восприятий, развитие целостности восприятия.

-

2

2.

Внимание

Устойчивость внимания.

-

2

Переключение внимания.

-

2

Распределение внимания.

-

2

3.

Память

Зрительная память.

-

2

Слуховая память.

-

2

Продуктивность запоминания.

-

2

Полнота и точность представлений.

-

2

4.

Мышление

Обобщение

-

2

Анализ.

-

2

Синтез.

-

2

Классификация.

-

2

5.

Коррекция учебной деятельности

Формирование математических представлений.

-

2

Коррекция знаний об окружающем мире.

-

2

Развитие грамматических навыков

-

2







ВСЕГО ЧАСОВ:

-

32



5 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ



Разделы

Тематика

Кол-во часов

автор

раб.

программа

1

Диагностика на начало года




3

-

2

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

2

2

Развитие кинестических ощущений и восприятия.

1

1

Целостность восприятия.

2

1

Дифференцированность зрительных восприятий.

2

1

3

Внимание

Устойчивость внимания.

2

1

Переключение внимания.

2

1

Распределение внимания.

2

1

4

Память

Зрительная память.

1

1

Словесно – логическая память.

2

1

Продуктивность запоминания.

2

1

Полнота и точность представлений.

1

1

5

Мышление

Обобщение и отвлечение.

1

1

Проблемные ситуации.

2

2

Процессы абстракции.

2

1

6

Воля

Нравственные черты характера.

1

-

Эмоционально-волевая сфера.

1

-

7

Общение

Понимание контекстной речи.

1

-

Чувства.

1

-

Я и другие.

1

-

8

Итоговая диагностика




2

-







ВСЕГО ЧАСОВ:

34

16



6 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ



Разделы

Тематика

Кол-во часов

автор

раб.

программа

1

Диагностика на начало года




3

-

2

Ощущение и восприятие

Целостность восприятия.

1

1

Восприятие времени и пространства.

1

1

3

Внимание

Устойчивость внимания.

1

1

Переключение внимания.

1

1

Распределение внимания.

1

1

4

Память

Полнота и точность представлений.

1

1

Зрительная и слуховая память.

1

1

Продуктивность запоминания.

2

2

Логическая память.

2

2

5

Мышление

Проблемные ситуации.

2

1

Процессы абстракции.

2

1

Критичность мышления.

2

1

Обобщение и отвлечение

2

2

6

Воля

Особенности характера.

2

-

Нравственность.

2

-

7

Общение

Язык жестов и движений (пантомимика).

1

-

Язык эмоций и чувств (мимика).

1

-

Мое настроение.

2

-

Деловое общение.

2

-

8

Итоговая диагностика




2

-







ВСЕГО ЧАСОВ:

34

16



7 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ



Разделы

Тематика

Количество часов

автор

раб.

программа

1

Диагностика на начало года




3

-

2

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

2

2

Глазомер.

1

1

3

Внимание

Устойчивость внимания.

1

1

Распределения внимания.

1

1

Самоконтроль.

2

2

4

Память

Развитие логической и механической памяти.

1

1

Полнота и точность представлений.

2

1

Продуктивное запоминание.

2

1

5

Мышление

Обобщение и отвлечение.

1

1

Процессы абстракции.

1

1

Логическое мышление.

2

2

Критичность мышления.

2

1

Внутренний план действий.

1

1

6

Воля

Нравственность.

2

-

Мой характер.

2

-

7

Общение

Язык эмоций и чувств (мимика)

1

-

Язык жестов и движений (пантомимика)

1

-

Сплочение коллектива.

2

-

Мое настроение.

1

-

Сопротивление насилию.

2

-

8

Итоговая диагностика




2

-







ВСЕГО ЧАСОВ:

34

16



8 КЛАСС (16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ



Разделы

Тематика

Кол-во часов

автор

раб.

программа

1

Диагностика на начало года




3

-

2

Ощущение и восприятие

Пространственные восприятия.

2

2

Чувство времени.

2

1

3

Внимание

Концентрация внимания.

1

1

Переключение внимания.

1

1

Самоконтроль.

2

2

4

Память

Продуктивность запоминания.

2

2

Логическая память.

2

2

5

Мышление

Внутренний план действий.

2

1

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

2

2

Проблемные ситуации.

2

2

6

Воля

Пресыщение.

1

-

Человек и его характер.

2

-

7

Общение

Навыки коммуникативного общения.

2

-

Сплочение коллектива.

2

-

Вербальное и невербальное общение.

1

-

Трудные ситуации.

2

-

Чувства.

2

-

Уверенность в себе.

1

-

8

Итоговая диагностика




2

-







ВСЕГО ЧАСОВ:

34

16


9 КЛАСС(16 ЧАСОВ) ЗАНЯТИЯ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ ПО ПОДГРУППАМ



Разделы

Тематика

Кол-во часов

автор

раб.

программа

1

Диагностика на начало года




3

-

2

Ощущение и восприятие

Восприятие времени и пространства.

1

1

3

Внимание

Переключение внимания.

2

1

Распределение внимания.

2

1

4

Память

Развитие зрительной и слуховой памяти.

1

2

Логическая память.

1

2

Память опосредованная, непосредственная.

1

2

5

Мышление

Проблемные ситуации.

3

3

Развитие элементов логического мышления.

2

2

Критичность мышления.

2

2

6

Воля

Пресыщение.

2

-

Мой характер.

2

-

7

Общение

Самопознание

«Знакомство»

1

-

«Картина моей личности»

1

-

Я и другие

1

-

Чувства

Функции чувства.

1

-

Выражение чувств.

1

-

Партнер по общению

1

-

Невербальное общение.

1

-

Преодоление трудных ситуаций

Стрессы и их преодоление.

1

-

Уверенность в себе.

1

-

Критика и собственное мнение.

1

-

8

Итоговая диагностика




2

-







ВСЕГО ЧАСОВ:

34

16


У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

  • эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

  • чувство единства, умение действовать согласованно;

  • готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • целостная психолого-педагогическая культура;

  • учебные мотивы;

  • устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

  • основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

  • адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

  • адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

  • нравственно-моральные качества;

- повыситься:

  • уровень работоспособности;

  • уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

  • уровень развития памяти;

  • уровень развития внимания;

  • уровень развития мышления;

  • уровень развития восприятия;

  • уровень развития произвольной сферы;

  • интеллектуального развития;

  • уровень развития воображения.

  • речевой активности;

  • познавательной активности.

  • уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.


УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

  • работать самостоятельно в парах, в группах.

  • уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.

  • уметь выделять существенные элементы, части.

  • уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.

  • уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.

  • использовать навыки невербального и вербального общения.

  • уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.

  • уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;

  • уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.

  • уметь применять средства выразительности.

  • понимать чувства и переживания окружающих людей.


Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:

Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.

Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.

Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  • Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности.

  • Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии..

  • Диагностический альбом.

  • Манипулятивные предметы (дидактический материал).

  • Магнитофон, компьютер.


МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002

  2. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001

  3. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

  4. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

  5. Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004

  6. 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000

  7. "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.

  8. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

  9. Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008

  10. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

  11. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003

  12. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.

  13. 3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.

  14. Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.

  15. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

  16. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

  17. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.

  18. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.

  19. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976.

  20. Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.

  21. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО Зам.директора по УР

№ __ от _________2013г. ______Е.А.Сосновская

Председатель МО «___» ___________2013г.

_____________________

«___» ___________2013г.