Главная страница

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»


Скачать 170.87 Kb.
Название «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
А.В. учитель
Дата 05.05.2016
Размер 170.87 Kb.
Тип Документы

Проект «Будущий первоклассник».

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

http://hranenie.ucoz.ru/_ld/198/05503815.jpg

Исполнитель: Козырева А.В. учитель - логопед МБДОУ 294;

воспитатели: Горшкова Т. А., Тер - Аванесова М. Р.

Актуальность проекта.

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляю свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, а этому способствуют основные проблемы:
1.Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств школьника.
3. Низкие логико–мыслительные процессы.
К 7 годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
-хорошее физическое развитие ребенка;

-развитый физический слух;

-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

-нормальное функционирование ЦНС.
Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды.
Поиск, восприятие, переработка информации – имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.
Эмоциональное регулирование – создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.
Социально-психологические контакты – основываются на приобретаемых знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.
Бодрствование и сон – обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.
Эндокринно-гуморальная регуляция – включает различные биохимические механизмы.
Из всего ранее сказанного следует, что ребенок может спокойно адаптироваться к школьной среде и хорошо учиться лишь в том случае , если работа по его подготовке к школе будет идти комплексно.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение, и самое главное, у него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата. 

Цель проекта.

Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Обобщить и повысить интерес к школе, сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника»,оказать помощь детям в адаптации к школьному обучению, повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта

  1. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;

  2. Формировать у детей адекватное представления о школе;

  3. Развивать компетенцию будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную …) ;

  4. Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника».

  5. Профилактика тревожности и страха перед школой

  6. Проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

  7. Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

  8. Создание предметно-развивающей среды для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры)

Принципы реализации проекта

  1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

  2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

  3. Единство содержания форм и методов работы ;

  4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

  5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

  6. Принцип доступности;

  7. Принцип системности и последовательности.


Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
По объему учебного материала и времени его проработки - большой, выполняется в течение учебного 2013-2014 года.

По способам выполнения и завершения - комплексный

Тип проекта (по основным сферам деятельности ) - социальный.
Вид проекта (по характеру предметной области проекта) – учебно - образовательный
Срок реализации: долгосрочный.
Вид проекта : познавательно - творческий
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Субъекты проекта: учитель – логопед ,воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.

Срок реализации проекта: сентябрь2013 - май 2014г.

Ожидаемый результат:

  1. Сформирована «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы:


-интегративное качество «любознательный, активный: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами(высказать предположение, доказать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
-интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость , огорчение, удивление, обида, доброта и т.п), проявляет готовность помочь , сочувствие;
- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться в пары ( группы) для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия ;стремиться регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей; проявлять инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;
- интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения »: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; владеет приемами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок ; стремиться к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения;
- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель ( или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке , рассказе; проявляет творчество в развивающих играх и преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно- исследовательской деятельности, активно использует доступные средства- поисковые действия;
- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет 2-3 последовательных действия ,может удерживать в памяти правило , высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания , аргументировать свои суждения ; стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой , позитивной оценке результата взрослым.
2.Накоплен большой багаж знаний о школе;

3.Снижена тревожность и у детей и родителей;

4.Изменена мотивация детей к школьному обучению;

5.Повышена компетенция родителей по вопросам подготовки детей к школе; ознакомлены с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

6.Обогащена предметно-развивающая среда для гармоничного развития воспитанников и ознакомления со школой.

7.Подобран,систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».

Этап подготовительный - диагностический .

Цель : выявить знания детей и родителей о школе ,проблемы и тревоги по поводу поступления ребенка в школу, выявление особенности внутренней позиции детей и готовности к обучению в школе.

Формы работы:

Беседы с родителями и детьми о необходимости внедрения проекта .

Родительское собрание.

Анкета для родителей по выявлению готовности ребенка к обучению в школе.

Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»
Беседа на тему « Что я знаю о школе?»
Этапы работы над проектом:

 

Учитель логопед

Воспитатель

Родители

Дети

Подготови тельный

этап

Определение темы проекта.

Анкетирование на выявление основных проблем в формировании готовности к школьному обучению. Анализ результатов

Решение о принятии участия в проекте; заполнение анкет, осознание своей роли в его осуществлении.

Ответы на тесты.

Принятие темы и вынесение предложений

Тест для дошкольников «Хочу ли я в школу?»

Формулировка цели и разбивка на веер задач.  

Стимулирование родителей для создания коллажа о школьной жизни

Объявление об оформлении пособия

«Что мне в школе пригодиться»

Составление плана основного этапа проекта.

 

 


Основной этап  

Экскурсия в школу Беседа во время экскурсии в школу «Кто работает в школе»  

Создание пособия «Что мне в школе пригодиться»

Создание коллажа «Мои родители учились в школе»

Познавательные чтения худ. Литературы, рассматривание пособия «Что мне в школе пригодиться»

Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»

 

Вечер загадок «Скоро в школу»

Упражнение «Один – много»

Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня . 

 

С.р. игра «Школьники»

Упражнение «Измени по образцу»

Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме. Беседа о правилах поведения в школе

 

Лепка «Карандашница»

Рисование «Школа в кокой хочу учиться»

Аппликация «Школьные принадлежности»













Упражнение «Подбери родственное слов»

Игра «Собери портфель»  

 

Рисование по представлению «Мама и папа учились в школе»

Лото «Школьные принадлежности»

ЧХЛ И. Токмакова «Мне грустно…» В. Губарев «Королевство кривых зеркал» А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» О. Дриз «Когда человеку шесть»

 

Заключи-тельный этап

Непосредственная организованная деятельность познавательно речевого характера «Что мне в школе пригодиться»

Трансляция результатов проекта на РМО

 

 

Этап 1.

Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

  1. Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов.

  2. Целевая прогулка к школе ( школьный двор, спортивная площадка).

  3. Просмотр мультфильмов на тему «Школа».

  4. Просмотр м/ф « Как верблюжонок и ослик в школу ходили»,

«Чебурашка идет в школу».

  1. Рассматривание картин о школьной жизни.

  2. Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

  3. Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.

  4. Дни открытых дверей в школе.

  5. Рисование на тему «Моя школа».

  6. Просмотр презентации « Первый раз – в первый класс».



Этап 2.

Цель: упражнять в составление рассказа , развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от школы и посещения «Школы дошкольника».

  1. Творческое рассказывание «Я в школе дошкольника».

Ребята, которые ходят в «Школу дошкольника » рассказывают, чем они там занимаются, что интересного есть в школе, о своих новых друзьях.

  1. Беседы родителей с детьми: «Моя любимая школа», «Как я учился», «Что было интересного в моей школе».

  2. Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

  3. Конструирование «Моя школа»

-Постройте свою школу с помощью деталей конструктора «Лего » или строителя. Это может быть та школа ,в которую вы уже ходите, или можете пофантазировать и сконструировать свою школу.

5. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Этап3.

Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»

Вопросы к тексту:

- Кто собирался в школу?

- Кто помог Тане собраться в школу?

-Почему надо было обязательно вымыть руки?

- А зачем надо было заплести косичку?

-С кем Таня пошла в школу?

-Что она взяла с собой?

Как дети добрались до школы?

- Что случилось , когда ребята вошли в класс?

- Как вы думаете , Таня хотела идти в школу?

- Она будет хорошо учиться?

Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,

Алексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу»,

А. Александрова «В школу»,

В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

Этап 4.

Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развитие речи, изучение Декларации прав человека, расширение знаний об окружающем мире.

  1. Беседа «Зачем надо учиться?»

  2. Чтение стихов о школе и школьных принадлежностях.

  3. Разгадывание загадок о школе и школьных принадлежностях.

  4. Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»

  5. Заучивание пословиц и поговорок школьной тематики.

Этап 5.

Цель: развитие связной речи ;закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак.» Взрослый предлагает детям , которые ходят в «Школу дошкольника » рассказать , что лежит в их портфеле, какой он , кто его покупал, нравится ли он им.

  2. Чтение художественной литературы «У меня в портфеле».

  3. Рассматривание иллюстраций: школьные принадлежности, школьная форма, школьное оборудование.

  4. Д/и «Какие предметы помощники в учебе? », «Школа наоборот»

  5. Д/и «Собери портфель».

  6. Информация в родительский уголок «Что у вас, ребята, в рюкзаках? »

Этап 6.

Цель : развитие творческих способностей, воображения.

  1. Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».

Беседа:

- Кто такие лодыри? ( Бездельники, лентяи)

- Куда они шли? ( На урок)

-А куда попали? ( На каток).

- Кого они встретили? ( Кота)

- Что им рассказал кот? ( Что ему плохо живется)

- почему он был такой грустный ( Потому что он хотел учиться, но не мог, так как нет школы для котят)

- Кто - нибудь из вас хочет быть лодырем? ( Нет)

- А какими учениками вы будете? ( Прилежными, хорошими, внимательными, вежливыми, отличниками).

2. Журнал «Скоро в школу».

Педагог совместно с детьми подбирает материал и оформляет журнал в виде книжки – развертки, которую потом выставляет в родительском уголке.

Лист 1. Обложка.

Лист 2. 3. Иллюстрации школных принадлежностей « Мой портфель».

Лист 4. Иллюстрация школьной формы.

Лист 5.6. Иллюстрации школьных уроков( математика , пение , физкультура, чтение..)

Лист 7. Пословицы и поговорки о школе.

Лист 8. «Первое сентября – День знаний.»

Лист 9.Стихотворение:

Мы идем в первый класс

Всей гурьбой веселой !

Принимай, школа ,нас!

Здравствуй, здравствуй, школа.

3.Конструирование «Рабочее место ученика дома» ( конструктор или детская мебель).3-4 ребенка описывают свое рабочее место.

Дети конструируют, по окончании конструирования педагог индивидуально беседует с каждым ребенком о его постройке.

Этап 7.

Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. Закрепление полученных знаний и представлений о школе и школьных атрибутах.
1. Беседа «режим дня будущего первоклассника.» (3-4 человека рассказывают о режиме дня, акцентируется внимание на распределение времени для игр , занятий , отдыха.)

2. Д/и «»Какие предметы помощники в учебе? »

3. Занятия: «Школьные правила».

4. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

5. Повышение психолого-социальной компетенции по вопросам «школьной позиции».

Этап 8.

Цель : развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

  1. Чтение художественной литературы.

Стихотворение А. Барто «В школу».

Вопросы к тексту:

- Почему Петя просыпался 10 раз?

-Что он собирался взять с собой?

- Кто его остановил?

- Как вы считаете Петя очень хочет пойти в школу? А вы?

«Я выросла.»

Вопросы к тексту:

- Почему девочке сейчас не до игрушек?

- Что решила подарить девочка Сереже?

- А у вас дома много игрушек?

- Вы их кому - нибудь подарите?, когда пойдете в школу?

-А есть игрушка , которую вы ни за что не отдадите?

3. Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.

4. Чтение художественной литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября»,Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу,

Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.

Дети раскрашивают рисунки ,организация выставки рисунков о школе.

Рисование «Школа, в которой я хочу учиться »

Аппликация «Школьные принадлежности»

Признание роли и авторитета учителя. Создать образ доброго учителя.

Закрепить интерес к учителю. Чтение стихотворения Г. П. Шалаевой

«Учитель», умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа».

Рисование «Моя будущая учительница».

Этап 9.

Цель: развитие пространственного мышления , расширение географических представлений.

  1. Загадки о школе.

  2. Карта «Дорога в школу».

Педагог предлагает ребенку нарисовать карту пути от дома до школы, отобразив дороги, магазины, светофоры, повороты и пр.

  1. Д/и на развитие памяти, внимания, пространственного представления.

Этап 10.

Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс».

  2. Плоскостное моделирование .

Составление сюжетов из мозаики на школьную тематику ( учебник, карандаш, стол, стул…)

Этап 11.

Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации, обучение составлению рассказа , развитие творческой инициативы.

  1. Серия сказок «Лесная школа» М.А.Панфиловой. Чтение первой сказки

  2. Беседа. Составление коллективного рассказа.

3.Чтение второй сказки «Смешные страхи»

Беседа по содержанию сказки.

- Чего так напугался Зайчок?

-Что ему ответил Еж?

- А вы боитесь идти в школу?

- Боитесь ли вы знакомиться с новыми друзьями?

- Боитесь ли вы отвечать на вопросы учителя?

4. Чтение тр Занятия: «Школьные правила».

5. Рисование правил ( творческое задание).

- Какое правило вам нравится больше всего? Нарисуйте его.

6.Беседа с родителями : «Подготовка детей к школе».

7. Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »

8. Просмотр м/ф: «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

9 М. Ясон «Подходящий угол», В. Орлов «Что написано в тетрадке? », В. Головкин «Не везет»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

10. Занятия: «Школьные правила».

11. Нравственная беседа «Что можно, что нельзя».

12. Консультация «Скоро в школу»

13. Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».

14. «Что нельзя говорить школьнику».

15.«Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)».

16.Беседа - ориентация детей на школьную организацию деятельности и поведение .

Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена).

Показать детям образ хорошего и плохого ученика.

Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.

Развивать школьные навыки.

Уточнить знания детей о школьной организации.
Этап 12. (итог проекта).

Цель: обобщение полученных знаний и опыта.

  1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник»

Папка заполнена материалами , полученными в ходе реализации проекта.

-Сегодня я собрала рисунки, раскраски, все работы, которые вы выполняли о школе. Чтобы показать нашу работу , надо оформить папку. Есть желающие мне помочь? ( Все желающие помогают педагогу в оформление всех материалов в папку).

Оформление уголка «будущий первоклассник».

В уголок помещаются:

  • Журнал «Скоро в школу!»;

  • Папка проекта «Будущий первоклассник»;

  • Информация для родителей,предоставления Департаментом образования и педагогом - психологом ДОУ.

  • Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

Литература:

Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.

Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.

Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.

Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.

Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.

Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.