Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы


Скачать 445 b.
НазваниеТехнология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Дата03.05.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

  • Подготовила: Хазыкова Н.П., учитель русского языка и литературы, МОУ ЧСОШ п.Чилгир Яшкульского района


Мышление начинается с проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.)



Задачи проблемного обучения:

  • Учить мыслить логично, научно, творчески.

  • Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.



Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.

  • Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.

  • Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.



Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.



Методы проблемного обучения:

  • Проблемное изложение материала

  • Поисковая беседа

  • Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся



Этапы, уровни и методы проблемного обучения:

  • 1. Подготовка к восприятию проблемы.

  • 2. Создание проблемной ситуации.

  • 3. Формулирование проблемы.

  • 4. Процесс решения проблемы.

  • 5. Доказательство правильности избранного решения.



Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

  • Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения

  • Столкнуть противоречия в практической деятельности

  • Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос

  • Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций

  • Побуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты



  • Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

  • Предложить проблемные теоретические и практические задания.

  • Поставить проблемные задачи( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения.





Тема урока: «Форма слова»

  • Актуализация знаний

  • 1. Что такое окончание?

  • 2. Что такое суффикс?

  • 3. Что такое приставка?

  • Формулировка проблемы:

  • Форма слова и другое слова – это одно понятие или разные?



Объяснение нового материала

    • 1. Друг 2. друг
    • Другом подруга
    • Друзья дружеский
  • дружить

  • Чем отличается принцип подбора слов 1-го столбика от 2-го?

  • Дополнительные вопросы и задания

  • Выделите морфемы в словах в 1-м и 2-м столбике.

  • Отличается ли морфемный состав слов 1-м столбике? Во 2-м?

  • Отличается ли слова по значению в 1-м столбике? Во 2-м?

  • По какой морфеме мы определяем число и падеж?

  • 1-й вывод: Изменение окончания ведет изменению формы слова

  • 2-й вывод: Изменение приставок и суффиксов ведет к изменению значения слова



Методы и приемы

  • Сравнение

  • Тема «Возвратные глаголы»

  • Причешу – причешусь

  • Одену – оденусь

  • Извиню - извинюсь



Проблемные задачи

  • Образуйте настоящее и будущее время от данных глаголов:

  • Встречать - встречаю, …. .

  • Встретить - …. , встречу

  • Записать - …. , запишу

  • Записывать – записываю, …. .

  • Что вызвало затруднение?

  • Как это можно объяснить?



Опережающее домашнее задание

  • 6-й класс:

  • Подготовить развернутый ответ на вопрос: что мы знаем о существительном.

  • Решить логическую задачу: чем прилагательное отличается от существительного, а что между ними общего.

  • Сравнить слова зеленый и зеленеющий

  • Найти: чем похожи и чем отличаются?



Литература

  • Д.И.Менделеев когда-то очень точно заметил: «Образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего»

  • Проблемное преподавание для меня – возможность превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, решая которую на уроке вместе с детьми, учитель имеет возможность преподать урок нравственности.



Связь с современностью

  • Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями? Плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимаю друг друга? А вас всегда понимают родители? А вы их? Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?

  • Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше: Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы господин Толстой?

  • Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считал сам Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.



Опережающее домашнее задание

  • 1). Проблемные вопросы:

  • Кто, по вашему мнению, самый счастливый герой в романе Тургенева «Отцы и дети»/К уроку «Испытание любовью»/

  • Оправдывает или не оправдывает Гоголь Андрия?/К уроку «Можем ли мы оправдать Андрия?»/

  • Попробуй оправдать Печорина/либо обвинить/

  • 2). Вопросы герою/предложить ребятам задать герою вопросы, конечно, связанные с содержанием романа/

  • 3). Охарактеризовать героя, составить цитатный план



Сопоставительный анализ

  • 1. Сравнительный анализ образов Данко и Ларры /«Старуха Изергиль»/

  • 2. Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина.

  • Либо сравнение героев разных произведений

  • Базарова и Печорина

  • Базарова и Раскольникова

  • Пьера Безухова и Обломова



Уроки, которые я люблю



Место человека в жизни (по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»).

  • Урок-диалог с использованием компьютерных слайдов

  • 1.Почему рассказ называется Песчаная учительница?

  • 2.Какие проблемы поднимаются в рассказе?



Место человека в жизни

  • Урок по рассказу «Песчаная учительница» посвящен Заслуженному учителю школы РК, учителю-методисту Филимоновой Л.А.



Мы научимся жить (заседание круглого стола по повести В.Тендрякова «Ночь после выпуска»).

  • Ночь после выпуска стала серьезным испытанием не только для учеников, но и для учителей.

  • Что же возьмете вы с собой в эту непростую жизнь?

  • Чему учит нас эта повесть?



О красоте человеческих лиц …

  • Проблема внутренней и внешней красоты средствами литературы и искусства.

  • Презентации о красоте своих учителей.

  • Преклонение перед профессией учителя, презентации.



Учитель математики



Долдаева Вера Сергеевна – учительница первая моя…

  • Твой труд не измеришь обычною мерой.

  • И это ты знаешь, учитель наш первый…



Не смейте забывать учителей… (урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас!»).

  • О чем задумываешься, читая рассказ Ю.Бондарева «Простите нас!»



Размышляя над строкой писателя… (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»)

  • 1. Драмой или комедией представляется вам пьеса Чехова «Вишневый сад»?

  • 2. Кто виновен в гибели «Вишневого сада»?

  • 3. О чем заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает «Вишневый сад» Чехова?



Тема: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

  • (Урок - исследование по роману «Война и мир».)

  • Проблемный вопрос: Почему, по мнению Толстого, ничтожны те, кто живет собой, построенном на несчастье других?