Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке |
 Скачать 38.21 Kb. |
Эссе на тему: Современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроке
Е.В. Сайфутдинова,
МБОУ «Пестречинская СОШ№1»
с. Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят важные перемены, его ведущая игровая деятельность сменяется учебной. Ему все нравится, новизна притягивает. Что же происходит дальше? Познакомившись с ребятами, ребенку хочется общаться. Но ему говорят «не вертись», «не разговаривай», «не списывай» и т. д. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общения со сверстниками – этого существенного факта нормального развития.
Ученики на уроке не общаются, они лишены совместной деятельности, учитель всегда выступает посредником между детьми. Отношение «учитель-ученик» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.
Я, считаю, что как нельзя лучше, решает данную проблему включение в урок образовательных структур. Да, групповая, парная работа в организации совместной деятельности учащихся была всегда. Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Сингапурские педагоги отработали и систематизировали образовательные структуры, дающие возможность эффективного взаимодействия школьников на уроке. Образовательные структуры построены на знакомых нам методах – работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной и безопасной для младшего школьника среды.
Как только в нашей республике начал реализовываться проект «Совершенствование качества образования», я начала организовывать совместную деятельность своих учеников с использованием образовательных структур.
Конечно, не бывает идеальных программ, технологий обучения, но я считаю, что каждый творчески работающий учитель подберет те современные образовательные технологии и формы организации обучающихся, которые предполагают снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, направлены на формирование универсальных учебных действий, реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт.
Я хочу рассказать о преимуществах образовательных структур, как форме совместной деятельности младших школьников.
Во-первых, работа над развитием речи учащихся: умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать, предусмотрено каждой структурой. Например, РЕЛЛИ РОБИН— обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка. СИНГЛ РАУНД РОБИН - «однократный раунд робин» — обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз. КОНТИНИУС РАУНД РОБИН «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
Во-вторых, ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение их в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.
В-третьих, соблюдение очень важной составляющей учебного процесса – здоровьесбережения, возможно через использование следующих приемов. МИКС ПЭА ШЭА — обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов). МИКС-ФРИЗ-ГРУП— обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Существуют, конечно, проблемы и трудности совместной деятельности младших школьников, которые определяют задачи для дальнейших исследований:
охват объема знаний каждым ребенком;
проблема личной победы;
темп работы - нет времени на «подумать»;
учет личного вклада в коллективную деятельность;
внутригрупповое распределение.
Плюсы современных форм организации совместной деятельности младших школьников:
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера мышления в работе;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не «актер», а «режиссер» учебного процесса;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
В заключении, хочется сделать некоторые выводы. Современные формы организации совместной деятельности обучающихся, дают высокие результаты обученности, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, способность работать с информацией разного типа, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться. Т.е. направлены на формирование конкурентоспособной личности. |
|
|