Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся(УУД)
|
познавательные
| коммуникативные
| регулятивные
|
Осуществляемые действия
| Формируемые способы действия
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы действия
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы действия
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача : включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек, на доске висят изображения дымковской игрушки. В кабинете звучит песня « Дымковская карусель»
Цели и задачи:
Для учителя – познакомить учащихся с традиционным промыслом, его историей, традициями и технологией промыслы;
Учитель – Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? ( демонстрируется крупно на экран изображение « Дымковской барыни»)
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.
Почему эту игрушку называют дымковской ? ( по месту их рождения – из слободы Дымково)
Учитель – А сейчас мы посмотрим видеоролик о истории создания Дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе
Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мезрину, Е.Пенкину, Е.Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
Учитель – Понравилась ли вам история ребята? А дымковская игрушка?
Давайте внимательно рассмотрим игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками)
| Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме
| Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов
| Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме
| Планирование из учебного сотрудничества
| Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу
| Волевая саморегуляция
|
Этап « Постановка цели и задач уроков». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
|
Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация)
Цели и задачи:
Для учителя – научить учеников особенностям дымковской игрушки, типу орнамента, цветовым характеристикам народного промысла и узорным построениям;
Какая характерная отличительная черта у Дымковской игрушки?
Дымковская игрушка – белоснежная.( Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии
Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый(фон), черный.
Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
В ряд;
В шахматном порядке;
В клетке между линиями.
Обратите внимание на точки:
Между кольцами;
На кольцах;
По краю колец.
Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4цветов)
| Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами технологиями Дымковского народного промысла
| Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции, кистевые упражнения по плоскости и объёмной модели
(макету)
| Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально(через главных художников, в сравнении и обсуждении)
| Понимание расположения узора в ряд, в шахматном порядке, в клетках между линиями, точек между кольцами, на кольцах, по краю колец.
| Главные художники помогаю – коррекционно, исправляют, дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма узора
| Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель задачу, умеют слушать и высказываются по ходу обсуждения установки на урок
|
Этап «актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытого нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося
|
Цели задачи:
Для учителя – научить учащихся основным приемам кмстевого письма в традициях промысла;
Для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы.
Учитель – Посмотрите на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершенные работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну, что ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение « дорисуй юбку»)
| Учатся основным приёмам кистевого мазкового письма на плоскости и макете
| Умение использовать в дымковской росписи традиционные мотивы и символические элементы
| Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнений упражнений
| Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации и понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет
| Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах, регулятивная деятельность экспертов – «главных художников»
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать, исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки
|
Этап « Первичная проверка понимания». Игра « Найди свой узор».
Задача: организация командной игры для мотивации и закрепления художественных образов
|
Учитель – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему – то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберет узор, та и победит в нашей игре.(дети выполняют задания игры)
Подведение этапного итога деятельности учащихся.
Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей.
| Обучающиеся в подгруппах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант экспертам в подгруппах
| Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать « в уме» фрагменты до целой композиции
| Организуют самоуправление, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.
| Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме
| Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи
| Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу
|
Этап « Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз
|
Этап « Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для росписи игрушек в материале.
|
Учитель – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки , но пержде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
Какие?
Какие элементы росписи будете использовать?
Учитель – Хорошо. Приступайте к работе (роспись игрушек по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка)
| Выбирают орнамент и цветовые решения для росписи игрушек и бумажных макетов в материале, осуществляют анализ объектов народного художественного творчества с выделением конкретных мест для выполнения декора
| Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего узора
| В парах и группах(4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи,сообщают свои действия и решения
| Строят высказывания понятные партнеру. Рефлексия своих действий. Понимают на слух советы и ответы
| Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения узора в эскизах, набросках и предварительных рисунках по форме объекта.
| Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона – оригинальность
|
Этап « Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
|
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Конь бежит
Земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе
| Анализируют оригинальные произведения. Мастера с целью выполнения практической задачи – росписи по форме, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности.
| Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком
| Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих командах, комментируют их.
| Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах
| Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических задач
| Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи
|
Этап « информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов
Учащимся предлагается найти различие и общность в других народных промыслах игрушек: Каргопольская глиняная, Филимоновская глиняная, Семеновская глиняная. Эксперты – художники обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке
|
Этап « Рефлексия ( подведение итогов задания). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
|
Выставка работ.
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование экспресс – просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Учитель – Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке.
Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год: тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
Спасибо вам за творчество и труд.
| Анализ дельты» УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку
| Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах
| Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме
| Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным эталоном
| Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий
| Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок
|