Главная страница

№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока


Название№№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания урока
страница1/4
Дата28.02.2016
Размер0.68 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4




Рабочая программа по литературе.

5 класс(68 часов)







№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7










ВВЕДЕНИЕ

(1 час)











1


Роль кни­ги в жизни

человека


Урок-беседа.

Тести-

рование.


Книга — передатчик знаний и духовного опыта поколений.

Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги


Знать: особенности художественной и учебной книги.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литерату­ры. Уметь: разбираться в структуре книги



Викторина


Вопросы и задания

(с. 5-6)









УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(7 часов)













2


Малые

жанры фольк-лора


Ком-

бини-рован-ный урок



Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Виды малых жанров фольклора


Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.

Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь: использовать малые жанры фольк­лора в устной речи



Игра по малым жанрам фольк­лора


Вопросы и за­дания

(с. 8), сочинение загадки, ча­стушки и т. п. (по выбору)


3


Поня-тие о сказке

как виде

народ-ной

прозы


Урок изуче­ния нового

мате­риала, урок-беседа


Сказка как вид народной прозы.

Виды ска­зок.

Структурные элементы сказки (посто­янные эпитеты, присказки, зачин, концов­ка).

Особенности сказывания (ритмичность, напевность).

Иллюстрации к сказкам



Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.

Понимать: значение сказок в жизни на­рода.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам



Вопросы и за­дания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 8)


Вопросы и задания

(с. 10-11), чтение сказ­ки «Царевна-лягушка»

1

2

3

4

5

6

7


4



Вол-шеб­ная сказка «Царевна-лягуш-ка»


Урок изуче­ния нового мате­риала, урок-беседа


Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна-ля­гушка».

Истинная красота Василисы Пре­мудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действитель­ности, добра и зла



Знать: сюжет и содержание сказки

«Ца­ревна-лягушка» . Понимать: смысл сказки. Уметь: вести беседу по прочитанному произведению


Вопросы и задания

(с. 10-11)


Вопросы и задания

1-4

(с. 25), вырази-тель­ное чтение и пересказ эпизодов сказки



5


Худо-жест-вен-ный

мир сказки «Царевна-лягуш-ка»


Ком­бини­рован-ный урок


Художественные особенности сказки

«Ца­ревна-лягушка» (постоянные эпитеты, преувеличения (гиперболы), сравнения, по­вторы).

Система персонажей. Положитель­ные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М. Васнецова, иллю­страции И.Я. Билибина, палехских мастеров к сказке (второй форзац учебника).

Прослушивание сказки в актерском исполнении, обсуждение



Знать: художественные особенности сказ­ки «Царевна-лягушка». Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изо­бразительном искусстве. Уметь: пересказывать сказку; выразитель­но читать текст по ролям; находить в тек­сте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение


Выборочный пересказ, выра­зительное чте­ние по ролям, вопросы и

за­дания рубрики «Фонохресто-матия»

(с. 26)


Вопросы

и задания 5-7

(с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — крестьян-ский сын и чудо-юдо»


6



«Иван- крестьян­ский сын и чудо-юдо» —

вол-шебная сказка герои-ческо-го со­держа-ния


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Патриотический характер сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

Система образов.

Любовь и уважение народа к за­щитникам Родины


Знать: признаки волшебной и героиче­ской сказок.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок


Составление плана сказ­ки, вопросы и задания 1—6 (с. 37)


Вопросы и задания

7-8

(с. 37), задание руб­рики «Обога­щайте свою речь»

(с. 37)


7


1


Сказки о жи­вотных и быто-вые

сказки

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

3


Отличительные признаки сказок о живот­ных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справед­ливости, добре и зле.

Прослушивание ска­зок в актерском исполнении, обсуждение.

Репродукции картин
4


Знать: признаки сказок о животных и бы­товых сказок.

Понимать: проявление в сказках пред­ставлений народа.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать сказку; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать

актерское чтение

5


Выборочный пересказ, вы­разительное чтение по ро­лям, вопросы и задания 7—8 (с. 37), задание рубрики «Обо­гащайте свою речь» (39-40, 41-42)

6


Чтение ста­тьи о ска­зочниках (с. 42-43), вопросы и за­дания

(с. 44)

7


8


Наши

люби-мые

рус-ские

народ-ные

сказки


Урок вне­класс­ного чте­ния


Конкурс на лучшее сказывание.

Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказ­кам.

Представление и обсуждение рисунков


Понимать: как преобразуются фольклор­ные образы в изобразительном искусстве.

Уметь: пересказывать сказку; оценивать актерское исполнение сказок, рисунки к ним



Пересказ, вик­торина


Сочинение

о любимом сказочном герое или сочинение сказки











ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(1 час)













9


Поня-тие о древ-не­рус-ской лите­ратуре. «Под-виг отрока-киев-лянина и хит-рость воево-ды Прети-ча»


Ком-

бини-

рован-

ный

урок


Возникновение древнерусской литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книж­ность на Руси (обзор). Жанр летописи.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Словарная работа. Прослушива­ние притчи в актерском исполнении, обсу­ждение.

Репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»


Знать: основные темы древнерусской

ли­тературы; сюжет и содержание повество­вания о подвиге отрока-киевлянина.

Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека. Уметь: видеть связь летописи с фольк­лором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи



Вопросы и за­дания

(с. 45), выразитель-ное чтение


Вырази-тель­ное чтение притчи, вопросы и задания

(с. 49-50), составле-ние цитатного плана притчи


10


Из зару­бежной литера-туры.
Р.Л. Сти­венсон «Вереско­вый мед»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Слово о Р.Л. Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций пред­ков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического в балладе. Развитие представлений о балладе. Сопоставление баллады Р.Л. Стивенсона с притчей «По­двиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»


Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона (кратко); теоретико-ли­тературное понятие баллада; жанровые признаки баллады; сюжет и содержание баллады «Вересковый мед». Понимать: роль пейзажа в балладе; дра­матический, высокий, героический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать балладу; ха­рактеризовать героев и их поступки


Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания 1—3, 5-6

(ч. 2,

с. 180-181)


Задание 4 (ч. 2, с. 181)

1

2

3

4

5

6

7










ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

(1 час)












11


М.В. Ло­моно-сов. Стихо­творе-ние «Слу­чились вместе два Астро-нома в пиру...»



Урок изуче­ния

но­вого мате­риала


М.В. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

Научные истины в поэтической форме. Словарная работа.

Юмор произве­дения «Случились вместе два Астронома в пиру...»


Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Аст­ронома в пиру...».

Понимать: юмористический характер сти­хотворения.

Уметь: давать развернутые ответы на во­просы по прочитанному произведению


Вопросы и

за­дания

(с. 53)


Вырази-тель­ное чтение стихотво-ре­ния, чтение статьи «Роды и жанры литерату-ры»

(с. 53-54)









ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

(32 часа)












12

1


Жанр басни, ис­тория его разви-тия. И.А. Кры­лов. Басня «Волк на псар-не»


2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала

3


Истоки басенного жанра. Понятие об алле­гории. Мораль в басне.

Расцвет русской бас­ни в начале XIX века. Поучительный харак­тер басен.

Своеобразие басен И.А. Крылова.

Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение

4


Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жиз­ни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетво­рение.

Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором


5


Выразитель­ное чтение, вопросы и

за­дания

(с. 58, 60-61)

6


Вырази­тельное

чтение одной из басен

И.А. Крыло­ва наизусть

7


13


Басни И.А. Кры­лова «Сви­нья под Ду-бом», «Во-рона и Лиси-ца»


Ком-

бини-

рован-

ный

урок


Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение


Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни на­изусть; давать развернутые ответы на во­просы по прочитанным произведениям


Выразитель­ное чтение наизусть, сло­варная работа, вопросы

1-2

(с. 63),

1-2

(с. 65)


Выполне-ние иллюстра-ции к басням, задание 3 (с. 65-66), задание руб­рики «Совер­шенствуй-те свою речь»

(с 67)



14


Мир басен И.А. Кры­лова


Урок вне­класс­ного чте­ния, урок-кон­курс


Инсценирование басен ИА. Крылова.

Опи­сание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезья­на» в актерском исполнении, обсуждение


Знать: афоризмы из текстов басен И.А. Крылова.

Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисун­ки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение



Выразитель-ное чтение, описа­ние иллюстра­ций


Сочинение

басни или за­дание 3 (с. 65, рубрика «Фоно-хрестома-тия»)


15


В.А. Жу-ков-ский. Сказка «Спя-щая царев-на»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Понятие о литературной сказке.

В.А. Жу­ковский-сказочник.

Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсужде­ние. Черты народной сказки в произведе­нии В.А. Жуковского.

Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из ис­тории создания сказки "Спящая царевна"»

(с. 79-80)



Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содер­жание сказки «Спящая царевна». Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки. Уметь: пересказывать сказку; характе­ризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки


Вопросы и за­дания

1-5

(с. 80),

1-6

(с. 80-81,

руб­рика «Фоно-хрестома-тия»), характерис-тика героев


Вырази-тель­ное чтение сказки, зада­ние 6 (с. 80)


16

1


Поня-тие о жанре балла-ды. В.А. Жу­ков-ский «Ку-бок»

2


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


3


Баллада как жанр литературы.

Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок».

Характеристика героев. Элементы лингви­стического анализа текста. Словарная рабо­та. Составление плана баллады

4


Знать: творческую историю, сюжет и

со­держание баллады В.А. Жуковского «Ку­бок»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; роль звуко­писи в тексте.

Уметь: выразительно читать и пересказы­вать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произве­дения

5


Характери­стика героев, вопросы

1—3, 7

(с. 87), состав­ление плана баллады


6


Вопросы и задания

4-6

(с. 87), выполне-ние иллюстра­ции к про­изведени-ям

В.А. Жуков­ского

7


17


А.С. Пуш­кин. Стихо­творе-ние «Няне». Пролог к поэме «Рус-лан и Люд-ми­ла»


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа


Детские годы А.С. Пушкина.

Влияние народного творчества на будущего поэта.

Сообщение о селе Захарово (рубрика «Ли­тературные места России», с. 301—302). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсу­ждение. Элементы лингвистического анали­за текста.

Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок


Знать: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.

Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать из­менение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи



Вопросы и

за­дания

1-2

(с. 90),

1-2

(с. 91),

1-2

(с. 92), описа­ние иллюстра­ции к прологу (первый фор­зац учебника)


Задания

2

(с. 89),

3

(с. 92), чте­ние «Сказки о мертвой царевне и о семи богаты-рях» А.С.Пуш­кина
  1   2   3   4