Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы Подведение итогов Ход занятия


Скачать 91.97 Kb.
НазваниеПрактическая работа по изготовлению тряпичной куклы Подведение итогов Ход занятия
Дата04.05.2016
Размер91.97 Kb.
ТипПрактическая работа

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

«Хорловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

Мастер- класс

« Традиционная народная кукла Символ года»

для 8а,8б классов

Составитель

Рузаева О.Е.., учитель швейного дела

высшей квалификационной категории

п.Хорлово

2014 год

Урок технологии 
Тема: «Традиционная народная кукла Символ года -Коза» 
 Цель урока:  Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу – оберег «Коза», методом скрутки. 

Задачи: -Познакомить с историей народной куклы;

-Изготовить куклу – оберег;

-Развить эстетический вкус, внимание, художественно-образное мышление;

  -Воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края. 

Материально-техническое оснащение урока: ножницы; нитки льняные, хлопчатобумажные;х/б и льняная ткань; Тесьма, кружева. 

Межпредметные связи: история

План урока:

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

3.Сообщение новых знаний

4.Закрепление новых знаний

5.Разминка или физминутка

6.Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы

7.Подведение итогов
Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.

II. Содержание занятия.

1.Настрой на работу.

- Девочки, вслушайтесь внимательно в слова пословицы:

К большому терпенью придет и уменье.

- Чему учит нас эта пословица?

(Человек должен терпеливо, упорно учиться чему-то, и научится этому делу, станет его выполнять умело, как мастер.)

- Молодцы, вот так и нам на уроке терпение, настойчивость будет помогать учиться. Еще в народе говорят: Терпенье и труд, дивные всходы дают.

Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

( “Умение везде найдёт применение”, “Не будет и скуки, когда заняты руки”, “Мастерство тому дается, кто весь делу отдаётся”.)

Эти пословицы будут служить девизом нашего занятия.

2. Введение в тему.

Обращаю ваше внимание на выставку КУКОЛ. Сегодня мы познакомимся с традиционной русской народной куклой, на которой выросли многие поколения наших предков.

На земле куклы появились очень давно. Кукла – это образ человека, его маленькая копия.

. Кукла многое может рассказать о народе. О его внешнем виде, о нарядах, характере, и занятиях. Кукол хранили и передавали детям и внукам. В кукле закодированы общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, жизнь. (Слайд 1)

-А вы еще играете в куклы?

.

Кукла сопровождала русского человека с рождения и до старости. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов в русской деревне. Кукла берегла человека ее так и называли оберег или берегиня.(Слайд 2)

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для нас.
 - Как вы думаете, из каких материалов мастерили кукол?( Слайд 3)

С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутиков,

Какое растение служило сырьем для производства тканей в нашей стране? Ткани изготавливали из местного сырья (льна).

Кукол делали из старых и новых натуральных тканей.

Какими свойствами обладают натуральные ткани? (Они дышат и хорошо впитывают влагу). А еще эти ткани приятно держать в руках.
Ткани изготавливали самостоятельно: это была традиционная женская обязанность – от крестьянок до цариц. Одежду для семьи шили своими руками. Из лоскутков делали разные изделия, в том числе и кукол.

Посмотрим на некоторых из них (слайд3,4,5,6)

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению:

Кукла "Кубышка-Травница".

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни.

Колокольчик – куколка добрых вестей .Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.

Кукла –кормилка. Особый вид: куклы-«кормилки», которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери. Одна из них – вепсская кукла (названа по имени народности вепсы). 

Кукла –пеленашка В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

На счастье – кукла размером в пол ладони, а коса длинная и толстая – вся сила женская в той косе.
4. Сообщение темы занятия.

Сегодня речь пойдет об игрушке особой – кукле- Козе.

Коза - очень древний символ, непременный участник русских народных сказок, символ жизненной силы и плодородия. Эту силу она приносит хозяину дома и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб. "Где Коза ходила - там жито родило!"

Делали такую куклу- оберег и для игр ребенка . Помните четверостишие Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Кто не слушается

Того коза забодает, забодает !"

Кукла Коза - непременный участник зимних рождественских колядок, святочных гуляний молодежи с 21 декабря по 6 января"

.Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза"была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

Сейчас Коза делается на поднятие жизненной силы, особенно в дни зимних святок. Очень хорошо подарить на новый год, рождество, семье, а , особенно, женщине в подарок на поднятие жизненных сил. Сила Козы в рогах! По восточному календарю этот год козы или овцы.

Физминутка

Игра “С козой” (Все поют, выполняя движения).

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

и ножками потопаем, потопаем, потопаем коза.


Сегодня мы будем делать такую куклу - оберег.

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:


  1. Обереги не могут быть изготовлены для себя. 

  2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. 

  3. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

В это воскресенье мы принимаем участие в рождественской благотворительной ярмарке. Будем продавать свои изделия. Средства собранные на ярмарке перечисляются тяжело больным детям. Помня о том , что обереги не делают для себя давайте сделаем их для других детей.

Повторение техники безопасности Напомните друг другу правила прочитав их.

Правила техники безопасности в стихах

1.

Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу.

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота.

2.

Ты не бери иголку в рот:

Иголка острая не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.
3.

На стол клади ты ножницы

Кольцами к себе.

Передают же ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы

Должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми-

Может быть беда.

4.

Лишь окончена работа-

Инструментам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.
Рассматривание образца и заготовок. Определение последовательности работы.

Инструкционная карта

1.Взять длинную пасму ниток, сложить концы вместе.. Перевязать по середине красной ниткой - это будет рот.
2. Чуть ниже перевязываем нитью. Образуем мордочку.
3. Вяжем три косички: 1) ручки 2) рожки 3) ушки Концы косичек в начале и конце обматываем нитью и закрепляем узелком.

4. Складываем и сшиваем ушки.
5. Формируем головку, прокладывая между двух пучков нитей, ушки и рожки
6. Заматываем нитку, формируя шейку. Обратите внимание на палочку, её мы затем воткнём в середину шейки. Между двумя пучками прокладываем ручки.
7. Заматываем нитку, формируя туловище. Затем острым концом вставляем палочку, загибаем рожки и получаем козочку.

8. Теперь шьём наряд для козочки.

Одеваем нашу козочку. Делаем грудь: вырезаем два кусочка белой ткани, набиваем каждую и закрепляем получившиеся шарики.

9. Для козочки делаем юбочку, к низу пришиваем кружева. .Сшиваем бок и затягиваем крепкую ниточку на талии
10.Выкраиваем рукава такой длины, чтобы сразу образовалась и кофточка.

Пришиваем кружево к низу рукава и застрачиваем примерно до середины. На запястьях затягиваем ниточки. Одеваем на руки, завязываем на запястьях и подгибаем лишнее возле шеи, образуя при этом кофточку. На талии все закрепляем ниткой и завязываем.

11. Делаем грудь: вырезаем два кусочка белой ткани, набиваем каждую и закрепляем получившиеся шарики. Приматываем к туловищу.

Одеваем нашу козочку. Крепим юбку на талии и обматываем нитками.

12. Делаем глазки, прошивая чёрной нитью. Украшаем бусами ,бантиками, сережками.

Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты). Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Расставлены этапы не по порядку. Самостоятельно обозначьте цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски (большие карточки).
Физминутка

Педагог. А сейчас ребята мы  поиграем с вами в игру «Вверх рука и вниз рука». Я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять движения вместе со мной. Приготовились? Начали!

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились! Анализ выполненных работ.

Вопросы:

1. Какое предназначение имели куклы в жизни человека?

2 .Назовите кукол, с которыми сегодня познакомились?

3.Почему этих кукол называли оберег?

4. Почему обереговые куклы были безликими?

3. Что вам понравилось на уроке?

4. Что было для вас трудно в практической части?
Эту В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь благодаря людям, которые увлечены этим делом.Таких кукол часто продают на ярмарках. Мы с вами тоже принимаем в этом участие. В воскресение наша школа участвует в благотворительной ярмарке посвященной рождеству.

Эту куклу-скрутку,
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Эту куклу вам вручаю
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет,
Счастье в дом ваш принесет