Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Роль работы в парах признаётся практически всеми педагогами. Но используем ли мы эту форму деятельности в полной мере |
 Скачать 50.52 Kb. |
Роль работы в парах признаётся практически всеми педагогами. Но используем ли мы эту форму деятельности в полной мере? Несмотря на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, роль традиционных форм работы также не следует умалять, т.к. многие из них дают прекрасные результаты и не до конца исчерпали свои возможности. Мне хотелось бы поделиться некоторыми наработками использования системы А. Г. Ривина, известной как «талгенизм», при которой ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим. Действенность такого закона подтверждалась практикой сотни и тысячи раз Представители индивидуально-ориентированной системы обучения не рекомендуют организовывать работу в парах сменного состава при изучении нового материала. В условиях ИОСО (индивидуально-ориентированной системы обучения) всегда должно соблюдаться требование, что работу по пониманию проводит сам учитель, объясняя новый материал. Чаще всего работу в паре мы используем на этапе закрепления изученного. Проверка усвоения теории, словарная работа, взаимопроверка по образцу, данному учителем,- вот, пожалуй, и все формы работы в парах. Но ведь в парах можно обсуждать что-либо, совместно изучать новое, обучать друг друга, тренировать и проверять, выполнять задания творческого характера, работать над проектом и т.п.
На этапе обсуждения я предлагаю ребятам, учитывая особенность этого вида работы в паре, тексты со спорными идеями, с неоднозначным ответом, с логической незавершенностью, требующие субъективной оценки и т.п. Например, после изучения романа И.С Тургенева «Отцы и дети» предлагается ознакомиться с работами Писарева и Антоновича, по-разному трактующих образ Базарова, а после анализа драмы Островского «Гроза» в парах обсуждается позиция Добролюбова и Писарева. Ученики не только знакомят друг друга с основными тезисами критических статей, но и вступают в дискуссию , а также пытаются найти «золотую середину», выразить свою позицию по данному вопросу. Таким образом, мы можем говорить об интерпретации текста. На стадии обсуждения используются и проблемные вопросы, побуждающие участников процесса к более внимательном , вдумчивому чтению. Например, один ученик готовит вопросы по образу Луки, другой – Сатина. Это помогает в решении одного из основных вопросов социально – философской драмы «На дне»: что важнее: истина или сострадание? Обсуждая проблемный вопрос : кто нужен России- Обломов или Штольц, ученики составляют сравнительную характеристику героев, а разбираясь в конфликте «отцов» и «детей» пытаются понять не только позицию героев , но и авторскую. Итоги обсуждения могут быть оформлены в виде таблицы, презентации, учебного ролика, сочинения-миниатюры , опорного конспекта и т.п. В диалоге представления каждого из партнеров по поводу предмета обсуждения расширяются, углубляются, уточняются.
В паре можно совместно что-либо изучать. Изучение нового в паре отличается от обсуждения тем, что текст, предложенный для работы , не известен обоим участникам процесса. Так как ученики Губернаторского многопрофильного лицея - интерната для одарённых детей имеют возможность использовать на каждом уроке ноутбуки, то многие задания выполняются с использованием ИКТ. Например, дети просматривают интернет – уроки по новому для них теоретическому материалу или учебные фильмы канала «Бибигон», при этом записывая то, что они считают важным, а потом дополняют информацию друг друга.
Можно изучать новый текст по частям (по абзацам, небольшими смысловыми фрагментами). На этом приеме строится работа пар сменного состава по методике Ривина. Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. Хорошо работать в парах при написании части С в ЕГЭ и ГИА. Ученики в процессе изучения предложенного текста выявляют проблему, определяют авторскую позицию, обсуждают, какие аргументы можно привести. Можно провести своеобразное соревнование , кто подберёт наибольшее количество аргументов из художественной литературы, какая пара более точно сформулирует проблему и т.п.
Хорошо в парах изучать новый теоретический материал, например, параграф учебника по русскому языку. Суть работы заключается в том, что сначала ученики самостоятельно изучают тему по плану, отвечают на уточняющие или контролирующие вопросы в своей тетради, рассматривают материал для наблюдений. Передача в паре осуществляется следующим образом. Передающий рассказывает содержание первого пункта плана, разъясняет трудные моменты, проверяет правильность понимания вопроса и предлагает напарнику те задания, которые следуют после первого пункта плана. Далее передает содержание второго пункта плана, проверяет правильность усвоения по тем вопросам, которые стоят после второго пункта. После этого партнеры меняются ролями.
Когда передано содержание теоретических вопросов и решены упражнения, партнеры начинают самостоятельно решать более трудные задачи или готовятся к диктанту по данной теме.
Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа идёт в следующем порядке : один ученик диктует текст, другой его записывает. Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и проверяет написанный им диктант.
Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает разбор своих ошибок. Совместная работа пары заканчивается. Её участники находят себе новых партнёров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой новой встрече - новый текст диктанта.
Работа в парах используется и для создания проектов и презентаций. Заметила, что в одном классе дети образовали постоянные пары, а в другом – сменные. Работа в парах сменного состава даст возможность каждому ученику более глубоко разобраться в теме, понять содержание текста, заставит четче формулировать мысли, раскрепостит учащихся в общении друг с другом, сформирует навыки диалогической речи, самоконтроля и самооценки. Ученики Губернаторского лицея – интерната в парах подготовили проекты по русскому языку, создав различные электронные справочники для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. По литературе были созданы видеоклипы по стихотворениям поэтов Серебряного века.
В парах происходит и подготовка к ЕГЭ по литературе во внеурочное время. Ученица гуманитарного класса Анастасия Литвиненко и ученик физико-математического класса Бубнов Роман проверяют друг у друга часть В и С. Часть В проверяется по ключам, а к части С пишут комментарий к работе друг друга, вносят дополнения и по электронной почте пересылают мне.
Таким образом, парная работа выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает ребенку увидеть проблему по- новому, включает детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Взаимное парное обучение существенно облегчает работу учителя и обладает свойством мотивировать учеников к учению. Заметно меняется функция учителя : его усилия теперь больше направлены на организацию взаимного обучения учеников.
Использованная литература:
1. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004.
2. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4. |
|
|