Главная страница

Программа по русскому языку (9 класс) Пояснительная записка


Скачать 409.14 Kb.
НазваниеПрограмма по русскому языку (9 класс) Пояснительная записка
страница1/3
Дата12.02.2016
Размер409.14 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

Рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. ( М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006)

Основное направление преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Примерная программа использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9 кл. направлено на достижение следующих целей:

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитиеготовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации в сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патреотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Количество часов в год - 68, в неделю - 2: ( развитие речи - 15; контрольный диктант - 3, контрольное тестирование - 3)
Основная форма организации учебного процесса – УРОК:

  • интегрированный урок (семинары, конференции, путешествия и т.д.),

  • развития речи (сочинение, изложение, комплексный анализ текста и др.)

  • урок усвоения новых знаний,

  • обобщения и закрепления,

  • урок – лекция;

  • урок контроля.


Виды контроля:

  • диктант;

  • комплексный анализ текста;

  • сочинение;

  • изложение;

  • тест;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения русского языка ученик должен:

ЗНАТЬ /ПОНИМАТЬ :

  1. роль русского языка как нац. языка рус. народа, гос. языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей , языка худ. литературы;

  4. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  5. признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);

  6. основные единицы языка, их признаки;

  7. основные нормы рус. лит. языка (орфоэпические, лексические. грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

УМЕТЬ:

Речевая деятельность

  1. фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, полного или сжатого пересказа;

  2. формулировать вопросы по содержанию текста;

  3. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста;

  4. создавать устные монологические высказывания на различные темы;

  5. владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания;

  6. строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

  7. писать изложения по публицистическим, художественным текстам;

  8. вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

  9. писать сочинения;

  10. составлять тезисы и конспект статьи


Текст:

  1. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи

Фонетика и орфоэпия:

  1. правильно произносить употребительные слова с учетов вариантов их произношения;

  2. анализировать и оценивать соб. и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

  1. владеть приемом морфемного разбора;

  2. толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;

  3. пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей.

Лексика и фразеология:

  1. разъяснять значение слов общественно- политической и морально-

этической тематики, правильно их употреблять;

  1. пользоваться различными видами толковых словарей;

  2. проводить анализ худ. текста.

Морфология:

  1. распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  2. правильно образовывать формы слов;

  3. определять синт. роль слов разных частей речи.

Орфография:

  1. применять орфограф. правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  2. пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  3. проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация:

  1. различать виды предложений;

  2. составлять схемы предложений различных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  3. правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь на косвенную;

  4. проводить пунктуационный, синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  5. использовать различные синтаксические конструкции;

  6. применять пунктуац. правила, объяснять постановку знаков препинания;

  7. строить пунктуац. схемы.



Учебно-методическое обеспечение.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • настенные таблицы по основным разделам курса русского языка ("Фонетика и графика", "Лексика и фразеология", "Словообразование и орфография", "Морфология", "Синтаксис и пунктуация", "Стилистика");

  • таблицы в индивидуально-раздаточном варианте и в полиграфических носителях;

  • карточки;

  • иллюстрации;

  • варианты тестовых работ на бумажных и электронных носителях;

  • тексты на бумажных носителях и электронных;

  • презентации.


Литература:

Основная:

  1. Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2006

  2. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков.- Просвещение, 2012

Дополнительная:

  1. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку в 9 кл., 2011

  2. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 9 класс. – М.: Издатетельство «Экзамен», 2012

  3. Павлова Т.И. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу.: рабочая тетрадь по русскому языку. 8-9 классы.- Ростов н/Д: Легион, 2011

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013


Содержание (68 ч.)

Международное значение русского языка. (1 ч.)

Повторение пройденного в 5-8 классах (5+2ч.)

Анализ текста, его стиля, средств связи.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение (1 ч.)

Союзные сложные предложения (6 ч. )

Сложносочиненные предложения (3+2 ч.)

Сложносочиненное предложение и его особенности. ССП с союзами (соединительными, противительным, разделительными.)

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль. Авторско употребление знаков препинания. Умение интонационно

правильно произносить ССП. Рецензия на лит. произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения. (19+5 ч.)

СПП и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с

главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.Типичные речевые сферы применения СПП. СПП с несколькими придаточными. Синтаксические синонимы СПП, их текстообразующая роль. Умение использовать в речи СПП и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6+2 ч)

БСП и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль. Умение передавать с помощью инонации различные смысловые отношения между частями БСП. Умение пользоваться синонимическими союзными БСП. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (5+2 ч.)

Различные виды СП с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи СП с различными видами связи. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (3 ч.)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. РЯ как нац. язык русского народа, гос. язык РФ и язык межнационального общения. Место РЯ среди языков мира. РЯ как один из индоевропейских языков. РЯ среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии РЯ. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые – русисты, исследовавшие РЯ.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4+2 ч.)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. средствах связи частей текста, о

повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально – этические и историко – литературные темы. Доклад или реферат на историко – литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно – критической статьи.
Календарно-тематический план по русскому языку 9 класс




Тема урока.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кол-во уроков

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт
  1   2   3