Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Родина. Родной край»


Скачать 74.06 Kb.
Название«Родина. Родной край»
Дата02.05.2016
Размер74.06 Kb.
ТипДокументы



ТЕМА: «Родина. Родной край».

Цели:

        Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной страны;

        способствовать воспитанию любви и Отечеству и родному краю, уважение к истории и культуре народов России;

         познакомить со знаменитыми людьми – односельчанами;

        способствовать расширению социального опыта ребёнка, осознанию себя частью своей страны.

 

Оборудование:

- учебник истории и культуры родного края, 5кл.;

- карта России;

- карта Чувашской Республики;

- книга: В.Гордеев. «Комсомольский район и его люди»;

- презентация «История деревни»;

- песня в исп.О.Воронец «Деревенька моя» и другие (по мере необходимости)

  1. Организационный момент.

Тема нашего урока «Родина. Родной край». Эта тема очень близка каждому человеку. Ведь у каждого человека есть Родина, свой маленький уголок на Земле, где родился и вырос.

  1. Работа с картой

Вначале, ребята,  давайте поработаем с картой:

      - Как называется наша страна? Покажите на карте территорию России.

      - Как называется главный  город нашей страны?  Покажите.  

      - Покажите на карте республику, в которой мы с вами живем. Как она называется?

      - Как называется главный город Чувашской Республики?

      - Какие ещё города можете назвать, сколько их в нашей республике?

      - Попробуйте на карте найти нашу деревню - Сюрбей-Токаево.

      - На какой реке находится наша деревня? Назовите соседние деревни и село.

  1. С чего начинается Родина.

   Слово учителя. Вот так постепенно мы и подошли к теме нашего урока. /спокойная лирическая мелодия по усмотрению учителя/.

    Родина. Отчизна. Отечество. Скажите, а как звучат эти слова на чувашском языке?

Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой    буквы. Ведь ими мы называем свою страну.

          А задумывались вы над тем, с чего начинается Родина? В известной песне, например,  пишется, что Родина начинается:

                     С картинки в твоём букваре,

                     С хороших и верных товарищей,

                     Живущих в соседнем дворе…

            Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь разные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть какой-то город,  село, посёлок, кишлак. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.

               Для многих Родина берёт начало с родительского, то есть отчего дома. Отчий – значит отцовский. И слово это происходит от того же корня, что и «Отечество». Они близки и по значению: Отечество –   земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца.

                Но Родина – это не только отчий дом. И человек, где бы ни находился, всё время вспоминает то,  что навсегда осталось в его сердце: родные, с детства знакомые места – свою   Родину, свой родной край.

                В нашей стране много республик, краев и областей. И везде своя природа, свой климат, свой   животный и растительный мир, свои названия городов и сёл, свои живописные уголки:  густые леса и перелески, долины и  реки, степи и горы.

  1. Происхождение названия деревни и соседних деревень и села.

Учитель: Наше село – наша малая Родина, носит название Сюрбей-Токаево. Но название на чувашском языке звучит более красиво и певуче «Хырхерри» (дословно «сосновый край»), как и соседней деревни - Напольное Сюрбеево – Хурнай (дословно «Под березой»).

           Откуда пришло это название? Кто и почему его так назвал – мы узнаем из сообщения ученика  Ф.И. (Сообщение ученика (цы) на тему: «История деревни «Сюрбей-Токаево»)

                 Контрольный вопрос:

                 - Что вы узнали из этого сообщения о происхождении деревни?

Ответы детей.

  1. Работа со слайдами презентации «Из истории деревни».

Выборочный показ слайдов и беседа с учащимися. (Слайды с фотографиями улиц и достопримечательностей деревни.)

Вопросы:

  • Узнают ли ученики родные места?

  • Как называется эта улица?

  • Кто из учеников живёт на этой улице?

  • Как называется местность? И пр.

  1. Любишь ли ты свой родной край?

Вопрос учителя. Любите ли вы свой родной край?

Устные ответы учащихся

Предположительные ответы

            Мне нравится мой родной край. Мне нравятся его широкие поля и луга, лес. А ещё есть небольшая река Малая Кубня и несколько больших и маленьких родников.

Я люблю свое село Корезино, потому что вся деревня окружена лесом. Летом мы собираем там ягоды, осенью – ходим за грибами.

Летом я люблю ходить купаться на речку, на песчаный карьер. А зимой мы с друзьями катаемся на лыжах и коньках. И др.

Люблю за речку, где можно посидеть на её берегах с удочкой. А ещё можно в ней искупаться, и получить от этого удовольствие.                            

Мне очень нравится мой край! В моём краю есть много интересного, и просто потому, что меня окружают мои соседи, друзья, знакомые люди.

         

«Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

 Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

         Или степь, от маков красная,

         Золотая целина…

         Родина бывает разная,

         Но у всех она одна!»



  1. Чем же знаменит наш край?  Что является его гордостью?

       Своё сообщение на тему «Школа – наша гордость» читает ученик (ца) Ф.И . Текст сообщения.

          Все ребята подготовили хорошие сообщения. Некоторые данные мы узнали из  школьного архива, некоторые – их книг («Энциклопедия Комсомольского района»), некоторые – из рассказов старожилов.

На следующей неделе постараемся съездить в районный музей «Земля и люди», и узнать ещё некоторые факты истории деревни и района.

  1. Наши односельчане

Наш край богат умными, талантливыми людьми. Все вы знаете олимпийского чемпиона, лыжника Владимира Воронкова. Много лет в честь него на базе нашей школы проводятся районные соревнования по лыжам. Наш земляк, писатель А.Сугоров возглавляет редакцию газеты «Красное Знамя»  в Республике Коми. Он часто приезжает на родину, встречается с земляками. Здесь родились, выросли, живут и работают другие знаменитые и незнаменитые наши односельчане.

Работа с энциклопедиями и книгой В.Гордеева.

                   Песня в исполнении О.Воронец «Деревенька моя».

Если нет возможности – то прочитать слова песни:                                           

Деревенька моя

Деревня моя деревянная дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
Ты в лёгком платочке июльского облака
В веснушках черёмух стоишь над рекой.

Родная моя деревенька-колхозница
Смущённой улыбкой меня обожгла.
К тебе моё сердце по-прежнему просится,
А я всё не еду - дела и дела.

Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как век, деревенька моя.
Тебя называю по имени-отчеству,  

 Святая, как хлеб, деревенька моя.                       

 

  1. Итоговая беседа

  • Назовите тему сегодняшнего урока.  

  • Кто сможет назвать почтовый адрес деревни?

  • О ком из знаменитых односельчан мы говорили на уроке?

  • Какой вывод можно сделать из темы урока?     

Предположительные ответы: Любить Родину, беречь природу, уважительно относится к окружающим.

  1. Домашнее задание:

- Написать небольшой рассказ «Почему я люблю мой родной край» (провести параллель между названием учебника «Родной край» и родиной);

- Написать пословицы и поговорки о родине на чувашском и русском языке.    

11. Закрепление.

Экскурсия в районный музей «Земля и люди».

(Предварительно:

        ЛИТЕРАТУРА.

  1. Е.Енькка. Родной край. 5 класс. Чебоксары, Чув.кн.изд-во. 2006г.    

  2. В.Г.Гордеев. Комсомольский район и его люди. Чеб. «Новое время». 2011.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. КРК.                                Изд – во ЧРИО, 2004 год.

  4. Энциклопедия Комсомольского района. Авторы-составители: В.Я.Григорьев, Г.Н.Ксенофонтов и др. Чеб. 2009.

  5. Энциклопедия Комсомольского района. Авторы-составители: В.Я.Григорьев, Г.Н.Ксенофонтов и др. Кн. II. Чеб. 2011.


МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ»

Комсомольского района Чувашской Республики

III РАЙОННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ УЧИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ 5 КЛАССА

НА ТЕМУ



Автор-составитель: учитель истории

и культуры родного края

МБОУ «Сюрбей-Токаевская ООШ»

Комсомольского района ЧР

Белкова Галина Алексеевна.

д.С-Токаево – 2014г.