Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Тема инновационного педагогического опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"


Скачать 111.82 Kb.
НазваниеТема инновационного педагогического опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
Дата06.05.2016
Размер111.82 Kb.
ТипДокументы

Тема инновационного педагогического опыта

"Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом".

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.
Актуальность опыта. В настоящее время чрезвычайно актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это- выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Анкетирование родителей показало следующее: на вопрос «Считаете ли Вы, что ребенка необходимо воспитывать патриотом?» 70 % родителей отвечают «Да»; 30 % респондентов испытывают затруднения при ответе на данный вопрос. Только 20 % от общего числа опрошенных родителей совершают совместные с детьми прогулки, экскурсии в музеи, выезды за город, что является основой патриотического воспитания. На вопрос «Знает ли ваш ребенок какие - нибудь достопримечательности нашего города?» только 10 % родителей ответили утвердительно, остальные родители отметили, что их дети навряд ли знают достопримечательности города.

Ответы родителей свидетельствуют о том, что воспитание патриотизма очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье уделяют этому недостаточно внимания.

Результаты диагностического обследования в форме опроса на тему «Что ты знаешь о нашем городе?» детей старшего дошкольного возраста показывают, что дети проявляют интерес к культуре родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45% детей, средний уровень - 35% детей, 20% детей - низкий уровень развития.

Поэтому возникает необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.

Была определена цель работы:

Совершенствовать педагогический процесс по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

Поставлены следующие задачи:

  • Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного города.

  • Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе.

  • Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

  • Разработать перспективные планы по ознакомлению с родным городом.

  • Организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом.

Ведущая педагогическая идея опыта: Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Работа осуществлялась через организацию факультатива. Систематизирован весь материал через разработку перспективных планов. Цель, задачи, содержание работы с детьми, организации предметно-пространственной развивающей среды, поэтапное взаимодействие педагогов с родителями отражены в перспективных планах по ознакомлению детей с родным городом. Планы разработаны и апробированы в 2007- 2010 г.г. на II младшей, средней, старшей группы.

Теоретическая интерпретация опыта:

Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомления с родным городом наиболее близок. Это прежде всего: Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание дошкольников", К.Д. Ушинский, который ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине, развитие личности в духе патриотизма; В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Особый вклад в научное обоснование нравственно - патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И.. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Патриотическое воспитание является важной и актуальной составной частью для комплекса наук: психологии, педагогики, философии, этики и обеспечивается взаимосвязью трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Его успешность зависит от организации педагогического процесса и выбора педагогического инструментария.

Перспективы развития педагогического опыта: в будущем планируется организация совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по осуществлению преемственности по данному направлению.

Степень новизны. Разработка и успешная апробация перспективных планов на все возрастные группы, подбор игр, пословиц, поговорок о родном городе. Организация взаимодействия с родителями по дидактическому обеспечению педагогического процесса: составление рассказов и загадок о городе Ардатов.

Технология опыта.

На аналитическом, теоретическом и практическом этапах используются разнообразные формы взаимодействия с субъектами воспитательно-образовательного пространства: педагогами, детьми и родителями.

На первоначальном этапе применяется метод всестороннего обследования детей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Для повышения профессионального мастерства педагогов и уровня культуры и знаний родителей проводятся теоретические и практические семинары, родительские собрания в нетрадиционной форме, даются консультации, организуются экскурсии по историческим и культурным местам города.

Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, целесообразно продумать знакомство детей с историческими и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут.

Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица ,город), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Содержание работы по блокам «Семья» и «Детский сад» лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила(отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка как приятные воспоминания детства, которые хочется переживать снова.

Поэтому очень важной является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников.

Занятия, на которых дети рассказывают о своих родителях, близких и дальних родственниках, рисуют на тему «Дом моей бабушки», «Мы – спортивная семья», «Моя мама», готовят подарки для родных и близких: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; составление планов, схем, изготовление маке­тов (родословного древа, плана группы, участка детского сада и др.); совместные праздники, семейные встречи - являются формой взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в дет­ском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом.

Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребенок чувствовал бы себя комфортно и уверенно. С младшего возраста дети знакомятся с расположением личных помещений детского сада, с удовольствием посещают кабинеты и службы, свободно и самостоятельно ориентируются в здании. Одной из эф­фективных и действенных форм являются экскурсии по детско­му саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудни­ками, условиями и особенностями их труда. На основе получен­ных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отра­жают свои впечатления и отношения в других видах деятельно­сти: изобразительной (рисуют музыкальный и физкультурный залы, кабинет психолога, медицинский кабинет), игровой (в сюжетно-ролевой игре «Детский сад», дидактических играх «Кому что нужно для труда», «Так бывает или нет?» и др.).

Очень удачной является идея о создании традиций группы, таких как «День рождения нашей группы», ведение летописи группы в виде фото- и видеоматериалов, интересных высказыва­ний детей, начиная с младшей группы до выпуска, а на выпускном празднике каждому воспитаннику вручается на память видеокассе­та. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры праздников и занятий сплачивают и объе­диняют детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.

Знакомство со двором, улицей, на которой живет ребенок начинает формировать у детей представления о род­ном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием могут стать походы, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются самыми красивыми местами города, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной приро­дой, видом на реку. Для многих детей это целое открытие. Экскур­сии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представ­ления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как забо­тится о жителях города.

При ознакомлении с историей населенного пункта органи­зуется поисковая деятельность: дети расспрашивают своих роди­телей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщают ребятам об из­вестных людях города. На занятиях дети обмениваются получен­ной информацией, предлагают свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представ­ленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополне­нию знаний детей. В результате возрастает познавательный инте­рес к истории родного места, уважение к знаменитым землякам.

С большим интересом дети совместно с родителями работа­ют со схемой населенного пункта, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, досто­примечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного пове­дения на улице.

Эффективным способом ознакомления детей с городом являет­ся моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности. Фишки с обозначением известных объектов - детский сад, шко­ла, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие - приду­мываются и изготавливаются вместе с детьми. Дети устраивают соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место.

Дети знакомятся с устройством города, его структурой, на­значением различных учреждений и служб; им становятся понят­ны материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.

Для ознакомления с городом организуются экскурсии: «Исто­рия города», «Наш город театральный», экскурсии в районный краеведческий музей.

Изучение теории по проблеме осуществляется на семинарах, методических оперативках, педсоветах, а также в процессе инди­видуальной работы. С целью накопления практического материала проводятся открытые занятия, взаимопосещения, разработка новых дидактических игр, серий занятий о родном городе, тематические педсоветы.

Расширенный педсовет с участием родителей воспитанников на тему «Я - Семья - Род - Народ» убеждает в необходимости решения данного вопроса совместно с семьей. Родители, участ­вующие в этом мероприятии, рассказывают о своих семейных тра­дициях.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, досто­примечательности. Работа ведется последовательно, от более близ­кого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более слож­ному — город, страна.

Результативность опыта, соответствие критериям.

Результаты работы, которая проводилась в течение 5 лет, оценивалась по следующим критериям:

- создана предметно-развивающая среда;
- разработано перспективное планирование с детьми по данной теме;

- разработан диагностический материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников;
- составлен перспективный план по работе с родителями;
- составлены конспекты занятий по ознакомлению с родным городом;
- создан проект «Город, в котором я живу»

-возрос уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины:

высокий уровень составил - 80 %, средний - 20 %.

- с 2009 по 2010 год количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе, возросло с 30 % до 92%; количество родителей, оценивающих свою компетентность как достаточную, возросло с 30 % до 96 %.

Опыт работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей через ознакомление с родным городом неоднократно обобщался на различных уровнях:

- в марте 2009 года на конференции "Обновление содержания дошкольного образования" на базе МРИО г.Саранск;

- в августе 2010 года на секции педагогических работников МДОУ Ардатовского муниципального района на базе ДОУ «Теремок»

Перспективность применения данного опыта.

Внедрение метода проектной деятельности по данной теме.

Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике.