Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Ресурсный круг |
 Скачать 65.83 Kb. |
Ресурсный круг – одна из технологий интерактивного обучения, которая обеспечивает методическую преемственность работы детского сада и школы по программе «Социокультурные истоки».
Виды ресурсного круга в работе с дошкольниками.
По форме проведения.
Ресурсный круг.
Ресурсный круг с делегированием.
По образовательной направленности:
Развивающий ресурсный круг как форма НОД проводится при первом знакомстве
детей с ключевым произведением темы (по тексту с Буквицей).
Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.
Отличие ресурсного круга от работы в круге: ресурсный круг включает три этапа.
Этапы работа
| Длительность
| Ресурсный круг
| Ресурсный круг с делегированием
| Оценочный ресурсный круг
| Подготовительный
| До 5 минут
| Воспитатель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе.
| Основной
| До 15-20 минут
(с учетом возраста детей)
| Диалог воспитателя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности.
| Делегирование:
обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение.
| Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, что воспитатель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит воспитатель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории.
| Рефлексия
| До 3-4 минут
| Воспитатель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы.
| Воспитатель обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории.
Допускаются оценивающие высказывания воспитателя по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения.
| Этапы ресурсного круга и методика их проведения. Роль педагога в проведении ресурсного круга.
Этапы работа
| Цель этапа
| Методические приемы
| Подготовительный
| Создать атмосферу взаимоуважения, доверия и раскрыть значимость предстоящей деятельности для детей.
| Обязательные приемы: все участники располагаются по кругу. Право высказаться передается слева направо прикосновением к предплечью рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя.
Примечание: на начальных этапах обучения детей работе в ресурсном круге участие в обсуждении каждого не обязательно: могут высказываться желающие.
Дополнительные приемы:
Возможно использование предметов – клубочек, веточка с распустившимися листочками, кукла и т.п. Выбор предмета обусловлен ключевой темой обсуждения.
Возможно использование аудио ряда: музыка, записи пения птиц, природных звуков (шум ветра, шум моря и т.п.).
Использование дополнительных приемов повышают эффективность включения в общую деятельность детей с разным ведущим типом восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики)
| Основной
| Поддержать и стимулировать успех каждого, даже самый маленький, незначительный.
| Ресурсный круг:
воспитатель задает общий вопрос по теме и предлагает высказаться каждому.
| Ресурсный круг с делегированием:
воспитатель задает общий вопрос по теме и организует детей в микрогруппы для обсуждения. Предлагает высказаться делегату от каждой микрогруппы.
| Воспитатель создает ситуацию успеха для каждого участника обсуждения:
формулирует основной вопрос с
учетом готовности группы к обсуждению на уровне воспроизведения содержания текста (низкий уровень); установления причинно-следственных связей (средний уровень); осмысления категорийных понятий (высокий уровень);
задает дополнительные вопросы с
вопросы по теме учетом уровня подготовки ребенка (высокий, средний, низкий), поддерживает каждого доверием, взаимопониманием, словом, взглядом, жестом.
В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка.
Педагогическая позиция: рядом во вне.
| Рефлексия
| Проговорить то, что запомнилось в совместном обсуждении.
| 1. Вопросы к детям:
- Что нового узнали?
- Что почувствовали во время разговора?
- Что запомнилось из того, что было сказано?
- Кого захотелось поблагодарить?
2. Тренинги единения группы, когда все участники берутся за руки для выполнения общего задания. Например: произносят девиз группы или, закрыв глаза, представляют всех тех, кто им помогал в достижении успеха, и пожатием руки передают благодарность друзьям - помощникам.
|
Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу.
Основные правила:
Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – в
отсутствие мнений и обсуждать нечего.
Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текста.
Основной вопрос может быть взят из рубрики «Поразмышляйте вместе с детьми» в конце текста по книгам для развития детей под редакцией И.А. Кузьмина.
Пример: р.н.с. «Крошечка-хаврошечка». Средняя группа. Социокультурная категория «Благодарное слово». Даны следующие вопросы для совместного размышления:
а) вопросы: «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» и «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»? – могут использоваться в качестве основного, так как предполагают варианты ответов.
б) вопросы: «Как относилась Хаврошечка к коровушке?» и «Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?» – не могут использоваться в качестве основного вопроса, так как предполагают однозначный ответ по тексту.
Основные вопросы делятся по уровням сложности.
- «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе детей с общим средним и низким уровнем литературного развития;
- «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе с общим высоким уровнем литературного развития.
Дополнительные вопросы к ресурсному кругу.
Дополнительные вопросы задаются ребенку для уточнения глубины понимания им содержания текста (для детей низкого и среднего уровня литературного развития) и идеи произведения (для детей высокого уровня литературного развития).
При формулировке вопросов необходимо учитывать смысл осваиваемой нравственной категории (смотри «Слово к родителям»).
Уровни сложности дополнительных вопросов следует соотносить с категориями вопросов по О.В. Акуловой.
Уровни сложности по И.А. Кузьмину
| Категории вопросов по О.В. Акуловой
| 1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации
| Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
| Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.
| 2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации (установление причинно-следственных связей, обобщение собственного чувственного опыта, обобщение информации)
| Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.
| Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы, поступки персонажей.
| 3-й уровень: вопросы на преобразование имеющихся знаний, на творческий поиск.
| Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
| Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.
| Рекомендации по подготовке к проведению развивающего ресурсного круга.
Определить идею произведения (исходя из содержания «Слово для родителей»).
Выбрать основной вопрос с учетом уровня литературного развития группы.
Сформулировать вопросы к анализу литературного произведения по О.В. Акуловой – это будут дополнительные вопросы.
Соотнести дополнительные вопросы по уровням сложности (по И.А. Кузьмину).
|
|
|