Главная страница

«Организация чтения в семье». Гбоу школа №1996 Дошкольное отделение


Скачать 90.62 Kb.
Название«Организация чтения в семье». Гбоу школа №1996 Дошкольное отделение
Дата02.05.2016
Размер90.62 Kb.
ТипДокументы

«Организация чтения в семье».

ГБОУ Школа №1996

Дошкольное отделение

Феденюк Татьяна Анатольевна

Великая бывает польза от почитания книжнаго… се бо суть реки напояющи вселенную: се суть исходища мудрости…

Лаврентьевская летопись.

Работая над статьёй я ставила перед собой задачу рассмотреть роль семьи в процессе формирования у детей интереса к чтению, раскрыть значение чтения в формировании личности ребёнка. Не ставя перед собой задачу кого-то чему-то научить, хотелось бы поделиться своим опытом и своими мыслями по этой проблеме. Ведь каждый ребёнок растёт и развивается не только в узком кругу своей семьи, но и в окружающем его обществе.

Что такое семейное чтение? Как помогает семейное чтение подготовить ребёнка к жизни в этом обществе, сформировать модели поведения и привить моральные принципы? Как влияет на развитие малыша чтение в семье? Как привить ребёнку любовь к чтению? Работая над статьей, я пыталась ответить на эти вопросы.

Привить любовь к книге, научить думать, а не только запоминать, воспитывать культуру чтения, неутолимую потребность в нём, развивать эстетическое восприятие художественной литературы – вот в чём сегодня задача семейного чтения.

Как говорит в своей работе В.В. Гербова: «Воспитание читателя - процесс длительный и трудоёмкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого возраста свои».

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения).

Известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве, в семье. Именно детство то время когда наиболее ярко, искренне, эмоционально воспринимаются художественные произведения. Чуткость к прочитанному во многом зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Как воспитатель детей дошкольного возраста и мама двоих детей смею утверждать, что невозможно переоценить роль детской литературы в воспитании ребёнка. Она оказывает неоценимую помощь в развитии речи ребёнка - это и обогащение словаря, и формирование грамматического строя речи, и развитие связной речи и многое другое. Чтение помогает нам развивать культуру речи ребёнка.

Только с помощью книги можно приобщить детей к народной культуре, родному языку. Чтение способствует умственному развитию, нравственному воспитанию. Литература помогает развить у ребёнка внимание, мышление, память и воображение. Читая и беседуя с ребенком о прочитанном, мы прививаем ему необходимые моральные принципы, помогаем определить, «что такое хорошо и что такое плохо». В.а. Сухомлинский писал: «Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни». В общем - литература способствует формированию мировоззрения ребёнка, и где еще, если не в семье должны прививаться эти принципы. Именно семья является основным носителем культуры и нравственных ценностей.
Сейчас практически нет препятствий для собирания семейной библиотеки. В начале 90-х годов люди собирали и сдавали макулатуру, подписывались на те или иные издания и долго ждали их появления в магазине, выстаивали огромнейшие очереди ради приобретения желаемой книги. Даже в библиотеках создавались очереди за популярным произведением. В настоящее время появилась другая крайность: детская литература развивается по законам коммерции и что удивительно эта проблема не современна, ещё в 1919 году доктор филологии Л.Г.Оршанский писал: «Книги для детей составляют в настоящее время в подавляющем большинстве случаев отрасль промышленности. Они – такой же рыночный товар, как детская обувь, детское платье. И создаётся этот товар из таких же мотивов и теми же путями, как всё, что производит промышленность: издатель – фабрикант заказывает к сезону, то есть к Рождеству и Пасхе автору – ремесленнику книгу, а часто и сряду несколько книг за разные цены и для разных возрастов». Именно по этой причине мы стараемся приобретать для чтения детям произведения классической и советской литературы.

В моей семье всегда любили читать, и мама старалась собрать обширную библиотеку. Помню, как вечерами она брала большую стопку детских книг, мы удобно устраивались в кресле и читали, читали, читали. В школьном возрасте я была постоянной посетительницей школьной и других библиотек, читала «запоями».

Сейчас книгу часто заменяет телевизор или компьютер и современные дети, к сожалению, с удовольствием проводят время около них. Тревогу вызывает тот факт, что не всегда информация, которую наши дети впитывают благодаря этим «друзьям» положительно влияет на умственное и психическое здоровье ребят; что принципы, пропагандируемые через фильмы и компьютерные игры, соответствуют той морали и тем нравственным качествам, которые мы стараемся прививать своим детям. Мы думаем, что семейное чтение является одним из способов, свести на нет негативное влияние, оказываемое на ребёнка из вне.

Как и когда же лучше всего начинать приучать ребёнка к литературе? Как приучить ребёнка читать? Как привить ему любовь к этому занятию? Где найти время на это?

Всё намного проще, чем кажется! Самым первым нашим помощником в этом являлось устное народное творчество – величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Песенки, потешки, заклички, колыбельные всё это доступно пониманию детей с самого раннего возраста. Теплые мамины или бабушкины руки, родной напевающий голос, что лучше может успокоить малыша?

Укладывая своих детей спать, качая их на ручках, я пела им колыбельные. А так как мне казалось, что ни одна из известных мне песенок немного не подходит для моей малышки, приходилось их немного переделывать.

Баю-баю-баю-бай,

Спи, Машуля, засыпай.

Спи, Машуля, засыпай,

Свои глазки закрывай.

Баюшки-баю, доченьку качаю.

Доченьку качаю, песню напеваю.

Баю-баю-баиньки,

Моя дочка маленька.

Моя дочка маленька,

Чуть побольше валенка.

Баюшки-баю, доченьку качаю.

Доченьку качаю, песню напеваю.

Спи, моя хорошая,

Девочка пригожая.

Девочка пригожая,

На папу похожая.

Баюшки-баю, доченьку качаю.

Доченьку качаю, песню напеваю.

Баю-баю-баиньки,

Спит под ёлкой заинька.

А на небе звёздочки

Плавают как лодочки.

Баюшки-баю, доченьку качаю.

Доченьку качаю, песню напеваю.
Примерно в возрасте 7-8 месяцев мы учились играть в «Ладушки», чуть позже в «Сороку», эти игры способствуют развитию мелкой моторики, от которой зависит развитие речи. Эти игры не что иное как русский фольклор.

Расчесывая волосы, мы с дочкой говорили:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосики в ряд.

Расти коса, не путайся,

Мама дочку слушайся!

А когда мы умывались, приговаривали:

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

И уже в возрасте 1-го года моя дочка, а затем и сын пытались повторять за мной эти слова. Известно, что для малышей характерна тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, поэтому они с удовольствием слушали народные песенки, стихи. Поэтому раньше всех других жанров начинается приобщение к поэзии: колыбельные песни, потешки, незатейливые по содержанию, но легко запоминающиеся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто и многих других поэтов. Примерно в это же время я покупала книги, которые трудно порвать. Сказки «Репка», «Курочка Ряба» читали много раз детям все: мама, папа, дедушка и бабушка. Чуть позже малыши брали в руки книгу и по картинкам, практически наизусть пересказывали книгу. Разве можно отказать крохе, которая даёт тебе в руки книгу и садится на колени? Не тогда ли начиналась любовь моих детей к книгам. Часто дети просили меня или бабушку не прочитать, а рассказать сказку, поправляя нас, если мы что-то пропустили. Вторая бабушка моих детей живёт на Украине, она часто рас сказывает детям сказки и поёт украинские песни, таким образом, дети приобщаются и к украинской культуре.

Прививать любовь к чтению моему сыну помогает дочка, которая старше брата почти на 7 лет. Она не просто монотонно читает ему, а выразительно читает. А мне неплохо удаётся чтение «по ролям». Уверенна, столь раннее приобщение к книге, наравне с постоянным общением с множеством взрослых, сыграло большую роль в том, что мои дети рано и чисто начали разговаривать. С дочкой постоянно разучивали какие-то стишки то я, то бабушка, то папа. Сейчас, когда бабушки, к сожалению, уже нет, Маша помогает учить стихи брату. Широко известно, что разучивание стихов способствует развитию памяти. Сначала мы сами читаем пару раз стихотворение, потом просим малыша, помочь нам и при очередном чтении он договаривает последние слова в строчках. Так, постепенно, запоминается весь текст. Важно каждый раз выразительно читать стихотворение, тогда ребёнок, запоминая слова, соблюдает ваши интонации.

Чрезвычайно велика в воспитании любви к чтению роль сказок. Детям примерно до 5 лет читают и рассказывают сказки о животных. «В природе этих сказок - резкое разграничение положительного и отрицательного. Порождённые народной мудростью, фантазией сказочные образы неподвластны времени» – пишет В.В. Гербова.

Дети старшего возраста больше любят волшебные сказки. Они ненавязчиво учат ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. В волшебных сказках не бывает непоправимых жизненных бед, а тяжёлые людские страдания кончаются благодаря чуду и человеческому упорству. Не это ли помогает воспитывать в детях веру в добро и справедливость.

Именно, на основе народных сказок возникли авторские литературные сказки, в которых переплетаются элементы разных видов сказок. Примерно в этом же возрасте мы начинали приобщать детей к восприятию высокой поэзии – стихам А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, С. Есенина и др. Также начали читать рассказы, которые ребёнок понимает и пытается обсудить.
Мы старались своим примером привлекать детей к чтению. С самого раннего возраста читали детям вслух, и не прекратили это занятие, как только ребёнок подрос и научился читать. Ведь именно слушая чтение взрослых, мои дети сами захотели учиться читать. Дочка училась читать по букварю Н.С. Жуковой. Мы, следуя рекомендациям, рассматривали букву, придумывали слова с данным звуком в начале, середине или конце слова и начинали читать. Сначала по несколько строчек, затем по пол странички в день, а потом дочка увлеклась и стала читать по целой странице. К пяти годам она знала все буквы и читала по слогам. Мы покупали ей книги со словами разбитыми на слоги, и вместе с ней читали. Затем мы перешли к обычным книгам. Потом к ним прибавились различные журналы. Иногда мы вместе читаем книгу вслух по очереди, по одной странице. Часто дочь читает книги своему младшему братику и даже помогает мне учить читать.

В нашей семье всегда любили читать, я в детстве даже ссорилась с мамой из-за этого. Она выключала свет в комнате, чтобы я быстрее засыпала, но у меня под подушкой был припрятан фонарик, и чтение продолжалось под одеялом. Закончилось моё упрямство близорукостью. Но любовь к чтению осталась.

До сих пор, заходя в книжный магазин, я чувствую себя как Алиса в «Стране чудес»: приходится сдерживать себя от лишних трат. Зайдя в книжный магазин, мы, если у нас нет определённой цели, долго стоим стеллажей с детской литературой и выбираем книги. Мы стараемся приобретать те книги, которые нравятся детям, чтобы у них было желание читать и слушать эти произведения. Замечательная сказка с элементами русского фольклора и фантастики. К счастью, сейчас выбор в книжных магазинах огромный. Чаще мы покупаем современную литературу, так как дома не плохая библиотека классики. Не давно мы с дочкой наперегонки прочитали книгу В. Кострова в стиле «фэнтези» «Злая ведьма Варвара» и «Варвара и волшебная мельница». В результате мы вместе вспоминали и перечитывали наиболее интересные моменты.

Купив новую книгу своему пятилетнему сыну, стараюсь прочесть произведение до того, как начну читать ребёнку. Мы вместе рассматриваем картинки, а после прочтения вспоминаем самые интересные моменты.

Одним из критериев отбора литературы для чтения в семье является доступность содержания для детей определённого возраста. Например, перечитав недавно «Анну Каренину» Л.Н. Толстого, я удивилась разнице в восприятии и осознании этого произведения по сравнению со старшим школьным возрастом.
Современные дети не очень любят читать, они с большим удовольствием посмотрели бы телевизор или поиграли в компьютер. Иногда на предложение почитать что-нибудь слышишь ответ: «Нам этого не задавали!». Здесь на помощь приходит школа. Наш учитель русского языка и литературы Евдокия Григорьевна дала на лето список книг, которые необходимо прочитать. Тут уж никуда не денешься надо читать. Чтобы поддержать у дочери интерес к чтению я попыталась её заинтриговать. На лето нам задали прочитать две-три «Повести Белкина» А.С.Пушкина. Сначала Маша прочитала повесть «Гробовщик», т.к. она самая короткая; затем я попросила её прочитать повесть «Метель» и коротко пересказала сюжет, но не до конца. Дочь заинтересовалась и с удовольствием прочла требуемое, то же самое произошло и с повестью «Барышня крестьянка». Самое главное, ребёнку понравились эти произведения. А рассказы А.П. Чехова, повести Н.В. Гоголя и др. девочка читала сама. Иногда мы выбираем наиболее интересные моменты, читаем Маше, тогда она берёт эту книгу в руки и читает.

Мне важно чтобы мои дети хотели и могли читать. Нельзя возлагать всю ответственность за воспитание любви к чтению на школу или детский сад, воспитать умного, высоконравственного человека и активного гражданина обязанность каждого родителя, а образовательные учреждения могут только помочь нам, родителям, в этом нелёгком деле. М.Горький сказал: «…Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».