Главная страница

Во все времена


Скачать 46.87 Kb.
НазваниеВо все времена
Дата25.04.2016
Размер46.87 Kb.
ТипДокументы

Во все времена книга была источником знания. Продолжает ли книга оставаться источником знания и в наши дни? В нашу эпоху компьютеров, планшетов, айпадов и интернета? А сейчас еще и электронные книги появились.

Но в этой статье речь пойдет об обычной, бумажной книге в жизни ребенка. Любят ли читать наши дети? Спорный вопрос….Читать любят, но к сожалению не книги.

Известно, что ребенка нужно приучать к чтению с раннего возраста. Чтение книг помогает детям развивать воображение, память. Особенно в том возрасте, когда ребенок еще не знает букв, но прекрасно может запомнить содержание прочитанного. Кроме того, совместное чтение сближает родителя и ребенка.

К сожалению, по мере взросления ребенка все больше в его жизни занимают место электронные носители, а по совместительству еще и заменители книг. Дети, особенно подросткового возраста, читать не хотят и не любят. Даже литературу школьной программы читают в сокращенном виде, пересказе. Нелюбовь к чтению приводит к безграмотности, к неумению выражать свои мысли как в устной, так и письменной форме. Дети не умеют работать с текстами, теряются при написании конспектов, когда необходимо важную информацию отделить от второстепенной информации.

Почему же дети не любят читать книги? Причин тому множество. И первая причина именно в нас взрослых, родителях. Часто ли современный ребенок видит маму или папу читающими книги? Не заменил ли нам интернет чтение книг? Выбираем ли мы чтение книги вместо просмотра очередного развлекательного шоу по телевизору? К сожалению, мы, взрослые, тоже стали меньше читать. А когда гордились, что мы самая читающая нация.

Вторая причина кроется в том, что в определенном возрасте наших детей мы сами перестаем им читать вслух. Часто это происходит, когда наши дети идут в школу, а ведь у многих детей потребность в чтении им взрослыми сохраняется до 13-14 лет.

Конечно, не последнюю роль в нелюбви к чтению у детей сыграли СМИ. Часто СМИ рекламирует книги развлекательных жанров. Книги развлекательного характера оформлены в яркую обложку, но за яркой обложкой отсутствует содержание. Такие книги не только ничему не учат, но после их прочтение невозможно вспомнить содержание книги. Такое чтение носит сиюминутный характер.

К сожалению, сейчас хорошие книги – дорогое удовольствие и в прямом и переносном смысле. Книга действительно стала дорогим подарком. А напечатанная на качественной бумаге, оформленная в дорогую обложку, с красивыми и красочными иллюстрациями книга становится дорогим подарком вдвойне. И не каждая семья может позволить купить своему ребенку то, что ему интересно.

Немаловажную роль в любви к чтение формирует и совместное обсуждение прочитанного ребенка со взрослым. Ребенку важно обменяться информацией, понять, что его мысли не безразличны родителям, спросить их мнения по тому или иному персонажу, содержанию книги, расспросить родителей о том, какое впечатление у них оставила та или иная книга, персонаж. Кто их любимый писатель? Книги какого жанра родителями воспринимаются с трудом? А какие книги и вовсе не являются любимыми? Все эти вопросы важны для ребенка. И кто на них может ответить, если не близкий взрослый человек, которому они доверяют. Итак, совместное чтение не только формирует любовь к книгам у ребенка, но и является немаловажной психологической составляющей в общении родителя и ребенка.

В продолжение разговора о том, как привить любовь к чтению у детей, нельзя не упомянуть такое необходимое для чтения учреждении как библиотека. Еще недавно студенты, школьники, просто желающие прочитать книгу, которой не в домашней библиотеке, шли в библиотеку публичную. А сейчас? Сейчас любитель посещать библиотеки стало намного меньше. Снова интернет помешал? Возможно, но не он один. Как мы, взрослые привыкли проводить свой досуг? Ответ простой, в интернете, либо за просмотром очередного развлекательного шоу или длинного серила, который идет целый день.

Итак, почему же мы прекратили посещать библиотеки? Большинство взрослых людей ответят следующим образом: нет времени совсем, кто-то скажет, что не престижно как-то по выходным ходить в библиотеку. Хотя, в такой стране как Таиланд в выходные дни в библиотеках отбоя нет от посетителей. В библиотеках формируются клубы по интересам, и дети и мужчины и женщины находят там полезную для них литературу. В Таиланде каждый школьник после урок идет в библиотеку, где он не только делает уроки, но с интересом проводит время за чтением , за познавательной игрой, за выполнением домашнего задания. Пенсионеры в Таиланде тоже частые гости библиотек.

Может и нам перенять опыт Таиланда? Однажды утром отправиться всей семьей в библиотеку вместо парка развлечений. И там найти себе и ребенку книгу или журнал по интересам. Ведь пример любви к чтению мы, взрослые, должны показать сами.

Я ни в коем случае не пропагандирую отказаться от использования интернета. В современном мире – это просто невозможно. Да и ненужно отказываться от интернета. Но может, стоит использовать интернет только для получения информации о книжных новинках того или иного издательства, почитать отзывы издателей и читателей о книгах, пообщаться с людьми, которые ценят с вами один жанр. Хотя и здесь есть опасность полностью уйти в мир интернетного общения. Но эта уже тема другой статьи.

А здесь хотелось бы подвести некий итог о том, как же привить любовь к чтению у наших детей. Самое главное – это начать с себя. Начинать читать самим. Рассказывать своему ребенку о том, как вы сами впервые познакомились с миром книг. Книгу какого писателя вы самостоятельно в первый раз. И главное, обсуждать с ребенком прочитанное, даже если вы знаете это произведение, даже если вы читали книгу автора не раз и в школе и в институте. Детям интересно все. Не надо бояться высказывать свое мнении и выслушать мнение своего ребенка, пусть даже его мнение будет кардинально противоположным от вашего. Не бойтесь признаться ребенку, что вы не читали интересующую его книгу. Может это шанс для вас прочитать эту книгу? А может, вы вместе с ребенком ее прочитаете и обменяетесь мнениями.

И последнее, читайте детям сами вслух, даже если и кажется, что уже ваш ребенок вырос для этого. Чтение вслух детям необходимо. Потом обязательно обсудите прочитанное. Это поможет ребенку в дальнейшей учебе. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной и дружной семьи.