Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя родного (мокшанского) языка и литературы
МБОУ «Мордовско – Полянская средняя общеобразовательная школа»
Моисеевой Людмилы Михайловны
Тема педагогического опыта:
«Межпредметные связи на уроках родного (мокшанского) языка и мордовской литературы». Содержание:
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Теоретическая база опыта. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Анализ результативности. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Адресные рекомендации по использованию опыта Наглядное приложение: конспект открытого урока.
«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.
Память формирует духовную крепость человека». В. Белов
1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Каждый народ на Земле имеет свой язык, свои корни и традиции. Свой вклад и легенды внес в общечеловеческую культуру и мордовский народ. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он не повторим. Свой язык, культура, история, обычаи и у мордовского народа. Мы знаем, что было время, когда мы, мордва, стеснялись своего родного языка. И что получилось? В результате, стали исчезать многие добрые национальные традиции, стали забывать свой родной язык . Дети перестали знать великих деятелей культуры своего народа, не было чувства гордости за свой этнос.
Большое внимание в настоящее время отводится изучению мордовских языков. Сколько сил, энергии нужно приложить нам учителям, чтобы научить учащегося чувствовать красоту родного языка, выражать мысли, чувства на своем языке, знать культуру, обычаи, историю своего народа. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и литературе и умения самостоятельно пополнять свои знания.
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками родного (мокшанского) языка и литературы играет развитие у учащихся интереса к культуре и традициям Мордовского народа.
Воспитание бережного отношения к национальному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем родного языка. Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой родной язык и свой народ. Чтобы он гордился тем, что родился и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что приобщение детей к национальному языку и национальной культуре отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.
В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю
Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта. Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, не переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо: 1) внедрение новых педагогических технологий в работу; 2) создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.; 3) постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся; 4) накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег
Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.
3. Теоретическая база опыта В течение всего времени преподавания мокшанского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий журналов и газет «Народное образование», «Мокша», «Якстерь тяштеня», «Мокшень правда».
Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, проверочным и тестовым работам, презентации к урокам мокшанского языка и мордовской литературы. На районной августовской секции учителей русского языка и литературы, мордовского языка и литературы в 2014 году выступала с докладом «Основные идеи ФГОС второго поколения и обновлённые цели обучения русскому и родным языкам и литературе в национальной школе». На школьном педсовете выступила с докладом «Изучение мокшанского языка и мордовской литературы, национальной культуры на уроках и внеурочной работе»
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы. Приёмы воспитания и обучения. Успех в изучении мордовского языка и мордовской литературы зависит от условий, в которых оно протекает. Поэтому я большое внимание уделяю правильной организации учебного времени, созданию благоприятной коммуникативной обстановки на уроке. С этой целью тщательно анализирую учебный материал каждой темы, систему упражнений, контрольных работ по формированию необходимых навыков и развитию практических умений учащихся: 1) умения логично и последовательно излагать мысли;
2) развивать абстрактное мышление;
3) упражнения и задания.
В основе моей работы лежит стремление формировать у учащихся следующие умения и навыки:
1. Работать с учебниками и дополнительной литературой;
2. Осуществлять самоконтроль;
3. Анализировать, сравнивать, абстрагировать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и делать выводы;
4. Применять полученные знания для объяснения новых фактов.
Создание условий для интересной, содержательной, успешной работы и творческой обстановки считаю своей главной задачей. Стараюсь вызывать у детей желание размышлять, вступать в диалог с учителем и даже в чем-то помогать учителю. Дети тщательно готовятся, вносят свои предложения при подготовке к открытым урокам и мероприятиям. На уроках использую интересный материал из журналов «Якстерь Тяштеня» и «Мокша». Дети сами пытаются писать сказки, рассказы, стихи. Наиболее удачные стараемся напечатать в районной газете «Время и жизнь» а так же в журналах «Якстерь Тяштеня» и «Мокша». Вместе со своими учениками занимаюсь поисково-исследовательской работой «Монь велезе». Эта работа очень нравится детям. Результаты исследовательской работы так же стараемся напечатать в газетах и в журналах. Из современных педагогических технологий наибольшее предпочтение отдаю индивидуальной работе, исследовательской работе, дифференцированному обучению, личностно-ориентированному обучению и практическому обучению.
На уроках использую различные методы преподавания: беседу, рассказ, практическую работу, наблюдение и др. Для активизации познавательной деятельности учащихся, для разнообразия урока включаю в структуру своих уроков элементы занимательности: кроссворды, ребусы, игры, загадки. Применяю специальные приёмы по развитию у учащихся интереса к предмету, используя для этого новизну содержания, сравнение изучаемых понятий, показ их практической значимости. На уроках использую следующие виды работ: лингвистический анализ текста, самопроверка, сочинения, изложения, различного рода диктанты. В своей работе практикую проведение уроков нетрадиционной формы: урок-КВН, урок–семинар, урок-игра, урок – зачёт, урок – лекция и другие. Стараюсь всячески поощрять речевую импровизацию, употребление незапланированных языковых средств, стремление учащегося к собственному узнаваемому стилю. В своей работе я добываю знания из различных источников: газеты, журналы, литература, интернет, видео, аудио информация на различных носителях, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации. Все эти знания использую в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Для развития познавательного интереса большую роль игранет внеклассная работа по предмету. Я веду кружок по мордовской литературе «Мордовский фольклор», провожу игры, викторины, тесты и различные познавательные мероприятия для всестороннего развития личности. Ежегодно провожу предметные недели по мокшанскому языку и мордовской литературе, Месячники мокшанского языка, на которых выпускаем стенгазеты, организовываем выставки, проводим мероприятия. Большую роль в обучении школьников мокшанскому языку и мордовской литературе играет кабинет. Это лаборатория учителя. Мной подготовлен большой раздаточный материал: карточки, контрольно-измерительные материалы, таблицы, тесты.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках родного (мокшанского) языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:
- игровая деятельность ( игры «Кие сяда курок?» «Содак», «Кие сяда лама?», «Кроссворд» и другие );
- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое);
- работа в парах (при чтении диалогов);
- проблемное обучение;
-конкурсы (на лучшего чтеца, сочинений и другое);
-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 5-9 классах). 5. Анализ результативности
Проводимая мною работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
1. Ученики ежегодно принимают участие в школьных и муниципальных олимпиадах по мордовскому языку и литературе, являются победителями всех школьных олимпиад и призёрами муниципальных.
2. Принимают участие в различных творческих конкурсах и занимают призовые места.
3. Имеют хорошие результаты по итогам внешнего мониторинга.
4. Используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках мокшанского языка и мордовской литературе, в практической деятельности.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности учащихся.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты и становятся победителями и призёрами на районных и республиканских предметных олимпиадах, конкурсах и т.д. Победители и призеры предметных олимпиад на муниципальном уровне
№
| Учебный
год
| Ф.И. участника
| Класс
| Предмет
| Результат
| 1.
| 2011 - 2012
| Кудашева Екатерина
| 11
| Мордовский язык
| Призёр 2
степени
| 2.
| 2011 - 2012
| Моисеева Анастасия
| 7
| Мордовский язык
| Призёр 3
степени
| 3.
| 2012 - 2013
| Акшаева Татьяна
| 9
| Мордовский язык
| Призёр 3
степени
| 4.
| 2013 -2014
| Акшаева Татьяна
| 10
| Мордовская литература
| Победитель
| 5.
| 2013 - 2014
| Бебишев Алексей
|
| Мордовский язык
| Призёр 2
степени
| 6.
| 2013 - 2014
| Моисеева Анастасия
| 8
| Мордовский язык
| Призёр 2
степени
| 7.
| 2013 - 2014
| Моисеева Анастасия
| 8
| Мордовская литература
| Призёр 3
степени
| 8.
| 2013 -2014
| Моисеева Ирина
| 10
| Мордовский язык
| Призёр 3
Степени
| 9.
| 2014-2015
| Моисеева Анастасия
| 9
| Мордовский язык
| Призёр 3 степени
| 10.
| 2014-2015
| Акшаева Татьяна
| 11
| Мордовская литература
| Победитель
| Победители и призёры предметных олимпиад на межрегиональном уровне
№
| Учебный год
| Ф.И. участника
| Класс
| Предмет
| Результат
| 1.
| 2013-2014
| Акшаева Татьяна
| 10
| Мордовский (мокша) язык и литература
| Призёр 3 степени
|
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ученике те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная и творческая активность ученика проявится во всех направлениях учебной деятельности.
С целью развития у учащихся познавательной и творческой активности учителю необходимо:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- дифференцировать объём домашних заданий;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.
Адресные рекомендации по использованию опыта Использовать данный опыт, я считаю, можно не только учителями гуманитарного цикла, а всем тем, кто этим интересуется.
Наглядное приложение: конспект открытого урока. Конспект открытого урока представлен ниже.
Возможность тиражирования:
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.
Опыт моей работы обобщён на муниципальном уровне, представлен на личном сайте: http://mord-poliana.narod.ru/moiseevaLM.htm
И. И. ШИШКИНОНЬ «РОЗЬ» («РОЖЬ») КАРТИНАНЦ КОРЯС СОЧИНЕНИЯ.
Аноклазе: Зубово – Полянскяй
райононь МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ»
мокшень кялень и литературань тонафтысь
Людмила Михайловна Моисеевась
Цельхне: - максомс иттненди содамошит И.И. шишкинонь эряфонц и
творчестванц колга;
- тонафтомс шабатнень картинать содержаниянц панжема,
цебярьшинц няема;
- касфтомс устнай и письменнай связнайста корхтамаснон
и кельгомаснон шачема масторти.
Урокть оформленияц: И.И.Шишкинонь картинань репродукциянза. Урокть молемац:
Организационнай пялькссь.
Шумбракстомась.
Урокть теманц и цельхнень азомасна.
Основной пялькссь.
Анокламанди упражненият.
1. Лувость стихотворенияста пакшть. Лемдесть сонь. Мекольце валрисьмоти тиеда синтаксисонь разбор. Явф валхненди максода кизефкст. Росне щафтозь тюжя щамснон,
Сюконязне синь люкайхть,
Прокс ни кадозь пиже лангснон,
Мярьгат, вели комсезь сайхть.
Розсь колхозонь – сельмот кайсесть,
Увнась, кода пиче вирсь.
Тюжять потмос розти вайсесь –
Сай колхозу мокшень стирь
(И. Чумаков).
2.Лувость. Мусть прилагательнайхнень, азость разрядснон.
Од сёронь пулфть кядь нучксон кельксян,
Иднякс-од шачикс ктмордайне.
А менельсь ару-сенем вельхкссон,
И мяштьсон морось пайгокс гайняй.
Унай комбайназень мотороц,
Кораблькс уи паксять ланга,
Сюлмазе морозенди моронц;
«Примака, Родинай, Монь эздон!
А тингса кеподсь сёронь панда.
Фкя сяка мяльне-валне кяльсон:
Тя казнесь тейть, мес касонь эльсот,
Мес васень аськолксть тиемс лездоть.
Инь мирнай тевс вий-эрьгя максоть:
Видян, нуян-урядан сёра…
Примак тя казнеть седи ваксстон!
Тонь идце парцень пандомс ёрай.
(Н. Циликин)
3. Сёрмадость. Текстть лемдесть. Азость существительнайхнень склоненияснон и падежснон.
Маряк, паксять мазышиц васендакиге туста сёроса, мезсь и повонда минь сельминголенк тяза сашендомстонк. Сёрофтома паксясь – аф пакся, а сембоц-тяконяц шава мода, кодамкс сон улендсь сядонгольхнень, мзярс тяза изь шятя ломанць. Ломаньфтома паксясь кула. Целинась тёжятть киза лядондсь шава степкс, а мзярда тяза сась ломанць эсь содамошинзон и сокайнь-видинь асувонц мархта, сон и кармась лемневома сёронь касфни крайкс.
(И. Кудашкин)
4. Морафтость текстть. Васенда сёрмадость аф определённай склоненияса ащи существительнайхнень, а меле – определённай склоненияса.
Паксянь культуратне максыхть ярхцамбяль ломанти, жувататненди и сырья минь промышленностеньконди.
Паксянь культуратне эряйхть зерновойхть, кормовойхть, техническяйхть.
Сёронь касыксне: тозерсь, розсь, кукурузась, сурось, пинемсь, снавсь и лият. Ня культурнай растениятнень эзда ломаттне аноклакшнихть эстейст ярхцамбяль.
Кормовой культуратнень эзда аноклакшневи корма жувататненди. Кормовой культуратне: якстеряпссь, викась, клеверсь, лугань и вирень тишетне.
Техническяй растениятне: шиньжаромась, сахарнай якстеряпссь, иляназсь, модамарьсь, хлопчатниксь. Минь промышленностеньке тии шиньжаромаста вай, сахарнай якстеряпсста – сахар, модамарьста – крахмал и спирт, иляназста и хлопчатникста – котфт.
(Е. Ковалёвань коряс)
2 . ХУДОЖНИКТЬ И СОНЬ КАРТИНАНЗОН КОЛГА АЗОНДОМАСЬ
И.И. Шишкин шачсь 25 январьста 1832 кизоня Елабугаса. Нинге ёмланяста Ванясь кельгозе рисовандаманц. Ванять аляц ёрась, штоба Ваня улель тонафнеф и максозе васенда тонафнема училищав, а 1844 кизоня ускозе Казанскяй гимназияв.
1852 кизоня Ваня тусь Москуву, кармась тонафнема художественнай училищаса. Тя пингть Ванясь содась тяфтама художниконь мархта: В.Г. Перовонь, И.М. Прянишниковонь.
И.Шишкин 1860 кизоти самс тонафнесь Петербургса художественнай Академияса. Ингольдень работац «Вид в окрестностях Петербурга» (1856).
1860 кизоня И. Шишкин казьфоль золотань медальса «Вид на острове Валааме» картинанц инкса.
И.И. Шишкин лама пинге эрясь Германияса, Францияса. Россияв мрдась 1865 кизоня. Академиконь лем Шишкинонди макссть «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) картинанц инкса. Тяда меле сон эряй Петербургса. «Лесная глушь» (1872) картинанц инкса Шишкин получась профессоронь лем.
70-це кизотнень Шишкин перьфпяльть содаманцты шарфты башка мяль. 1878 кизоня YI Передвижной выставкаса ульсь няфтьф «Рожь» картинац. Вага мезе сёрмады тя картинать колга В.В. Стасов. «Минь пейзажистоньке няфтсть пяк лама цебярь картина. Васенце вастть занцесы И.И. Шишкинонь «Розь» картинац. Тя розсь цебярьдонга цебярь, зрьнянь тюсса».
Художникть инь содавикс картинац «Утро в сосновом бору» (1889). Тя картинаса няфтевихть вирень эряйхне: офта тядясь эсь лефксонзон мархта. Тя васттненди нинге ашезь шятне ломанень пильге.
Кулось художниксь 20 мартста 1898 кизоня. 3. КАРТИНАТЬ КОРЯС КОРХТАМА
- Инголент рузонь содаф художникть – пейзажистть И.И.Шишкинонь «Розь» («Рожь») картинастонза репродукциясь. Художниксь пяк кельгозе природать, эсь родинанц, и тя кельгомать няфтезе эсь картинасонза. - Шабат, варжакстода картинать ланг и азость мезе тинь няйхтяда?
(Картинать лангса няфтеви розень пакся, тоса касыхть пичет, паксять кучкава моли ки).
- Кода тинь арьсетяда, курок или аф кармайхть урядамонза паксять? (Паксять курок урядасазь, сяс мес розсь кенерсь. Розсь сери и туста. Сон алтюжянь тюсса. Мъзярда вармась якай роснень ёткова, то сембе ширде маряви кенерьф сёронь таньф и шужярень шиненя).
- Азондость, кода урядави сёрось. Кода и мезьса урятсевсь сёрось инголи и тяни? (Шабатне азондсазь тянь семботь). - Ваность нинге весть картинать. Паксяса няйхтяда сери пичет. Кода арьсетяда, мес художниксь няфтезень синь. (Пичетне пяк мазыхть. Синь прокс ёфксонь богатырьхть ащихть паксять кучкаса). - Азость, а пичетне фкат или аф? (Фкя пичесь седа сери, а омбоцесь алняня). - Мес аф фкакс няфтьфт пичетне? (Тя тиевсь сянкса, штоба шарьхкодеволь, кода келиста няфтеви паксясь. Маластонь шуфттне няфтевихть оцюста, а конат ащихть фталдонь планца, сяда ёмланяста). - Мезе нинге няйхтяда тя картинаса? (Ингольдень планца пиже луга, коса касыхть панчфт: колокольчик, василек (розьбанчф), лугань клевер. Паксять кучкава моли ки, кона шарфты кержи шири. Кить ланга молихть ават. Синь няевихть аньцек прясна. Фкять пряса якстерь руця. - Шабат, содави или аф картинать эзда, кодама ушесь? (Содави. Тяса няфтеви кизонь мани ши). - Мезень коряс тя няеви? (Картинаса минь няйхтяма мани ши, менельсь валда-сенем. И.И. Шишкин картинаса нолдась тяфтама тюст: акша, тюжя, якстерь, сенем).
- Кодама тюст няфтевихть фталда планца? (Фталда планца няфтеви шобдаза тюссь.
-Кода тинь арьсетяда, кодама кожфсь? (Кожфсь пси, опана. Улема, кармай пизем. Мзярда пиземда меле лиси шись, паксясь цифторгоды ёмла–ёмла тяштеняса. Паксясь шачи одкс, кармай лия тюсса). 4. ВАЛОНЬ И СТИЛЕНЬ КОРЯС ТЕВСЬ
Кочкада эпитетт максф валхненди:
розсь – жойняй, кенерьф, коське, сери, туста; пичесь – мазы, вии, виде, сери;
кожфсь – пси, опана, сетьме.
Лувостть текстть. Азость, мезьса урятсезь розть инголи и урятсесазь тяни.
Ульсь пинге (и аф пяк кунароль), мзярда сёронь урядамать перьф урондость тарвазса, грабляса, цянгса, кядь вельдень сортировка-веелкань шарфтозь…
Тяни мастерскойхнень маласа няеви вастс и фкя рядняс тарксефт кенерьф пяштень тюсонди шарфты комбайнатне. Ширде ванозь синь кабаконашка нармонь лацот, кит келептезь пацяснон-жаткаснон и анокт кеподемс паксянь пефтома менельти.
Тинголангу ардыхть сёронь уски машинатне, тинголангса покодихть зёрнань аропты агрегаттне.
(И. Кудашкин) 3. Лувость выразительнайста. Мезень колга корхтави текстса? Сёрмадость лия шрифтса няфтьф валзюлмотнень, мусть главнай валть, алганза таргада китькскя. Сянгяря вирти молемс келемсть козя сёротне. Волнань-волнань комболды золотакс ащи розсь. Пижелготкшни од пинемсь, акшелготкшни панжи люкшясь. Кить эзда аф ичкози кяшсь кудрявай снавсь.
Розть вельхксса морайхть жаворонкат, а оржа паця карьхциганць ваны вярде. Няйсы сон туста розть потмоста юватькшни кочколдыть, няйсы и паксянь шеерть. 5. И. И. ШИШКИНОНЬ «РОЗЬ» КАРТИНАНЦ КОРЯС СОЧИНЕНИЯ
- Шабат, ваность нинге весть картинать и арьсесаськ планть.
ПЛАНЦЬ
1. И.И. Шишкин – рузонь содавикс художник, вирень и перьфпялень пейзажонь няфти.
2. Розень пакся.
3. Пичесь – ёфксонь богатырь.
4. Картинать тюсонза.
5. Мяльхне, конат шачендыхть картинать ваномста. 6. Сочинениять планть коряс азондомац.
III. Итогсь
- Вов знакомондаде И.И. Шишкинонь творчестванц мархта, ваноськ сонь лама картинанзон. «Розь» картинастонза репродукциять коряс тиеме заданият, конат лездыхть тейнт сочинениянь сермадомаста.
- Тусь ли мялезонт картинась?
- Кодама потмоёжет эвондасть сонь ваномстонза?
- Мон арьсян, што тинь машттада азондома эсь мялентень сочинениять коряс IV. Кудонь тевсь
Сай урокти сермадомс тя картинать коряс сочинения.
V. Отметкань путомась.
Кепотьксонди сочинениясь.
И.И. Шишкин – рузонь содавикс художник, вирень и перьфпялень пейзажонь няфти. Минь инголенк сонь «Розь» картинац, кона ульсь рисовандаф 1878 кизоня. Минь няйхтяма сетьме пейзаж: пакся, пичет, ки. Сембось няфтеви сединь пети тюсса.
Сонць ушесь сетьме. Аньцек кой-коста кулевихть аф фкя кялень нармоттнень вайгяльсна, конат прашендыхть марняс шовордафста и тиенкшнихть ару и фкя кабаконашка лихтибрянь циньф. Пиже тюсне, паксянь и перьфпяльге таргави луганянь шалхконь котьфти шиненятне станя жа шоворькшнихть марс и съняра вийнь касфты эрьгя эсост – сяконь ватт, ваймонь ламос тарксемда меле кеподят и лиезь туят розь паксять вельхкска шить каршес. И сявок бта аф сонць сни, а жаворонкатне сиянь цинзерня вельде кепсесазь. Шити кенертьфт росневок. Али, шять, тяфтамкс тиендьсыне синь пряваст ласьконди варманясь, конань ала росне комсихть сяка тев, бта сюконякшнихть шити и цютькада кулевиста жойнязь кевордихть тюжаза волнат.
Монь койсон, павазу ся ломанць, кона илештьф ожат трудендась тяфтама паксяса сединь токай мелодиятнень коряс!
Паксять кучкаса касыхть пичет. Синь пижедонга пиже тюссот. Пичетне пяк мазыхть. Синь прокс ёфксонь богатырьхть ащихть паксять кучкаса. Фкя пичесь сяда сери, а омбоцесь алняня.
Ингольдень планца пиже луга, коса касыхть панчфт: колокольчик, василек (розьбанчф), лугань клевер. Паксять кучкава моли ки, кона шарфты кержи шири. Кить ланга молихть ават. Синь няевихть аньцек прясна. Фкять пряса якстерь руця.
Ширде ванозь розень паксясь шоворькшни сери и сенем менельть мархта, но сяка пингть няеви, што ушесь учи вии пизем.
И.И. Шишкин пяк цебярьста няфтезе перьфпяльть, сонь мазышинц, козяшинц, кельгомать шачема модати, шачема ширти. |