Главная страница

Цель: обучение написанию сочинения по литературе Задачи урока


Скачать 146.88 Kb.
НазваниеЦель: обучение написанию сочинения по литературе Задачи урока
Дата28.02.2016
Размер146.88 Kb.
ТипДокументы

Тема. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»

Цель: обучение написанию сочинения по литературе

Задачи урока:

- формировать умение выражать собственное мнение по самостоятельно прочитанному произведению, дать инструментарий для анализа художественного произведения; помочь выделять главные мысли автора через художественные средства;

- развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

- воспитывать чувство отвращения к любой националистической идее, чувство милосердия и сострадания к жертвам фашизма; формировать активную гражданскую позицию.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: мультимедийный компьютер и проектор, при подготовке - образовательные ресурсы Интернет, презентация к уроку – исследование учащихся, приложения – рекомендации к написанию сочинения.

Предварительная работа: при подготовке к уроку учащиеся должны прочитать рассказ Д. Рубиной «Адам и Мирьям», подготовить вопросы по анализу содержания произведения (на уроке были предложены тексты в сокращении).

Примерные направления вопросов:

- сведения об авторе

- смысл названия произведения

- ключевые эпизоды в рассказе (пересказ-анализ эпизодов, которые произвели впечатление)

- особенности изображения событий в рассказе Дины Рубиной


  1. Организационный момент

  2. Работа над алгоритмами написания сочинения.

Написание сочинения включает в себя следующие основные этапы:

  • Что я буду делать

  • Из чего, из какого материала

  • Как, в какой последовательности

  • Что я в результате должен получить

Если вы можете утвердительно ответить на эти вопросы, вы готовы к сочинению.

Обдумать тему – значить уяснить, о чем должна быть ваша работа. Для этого проанализируйте каждое слово в названии темы, в формулировке темы найдите ключевое слово.

Помните! В формулировке каждой темы заключен ответ на вопрос – о чем писать.

Выбрав тему, обдумайте её и определите идею сочинения. Определить идею – значит определить своё, личное, индивидуальное понимание темы.

Остается определиться с выбором произведения, на котором вы будете раскрывать тему.

Помните! Заниматься подбором произведения на сочинении поздно. Следует заранее разложить произведения по полочкам своей памяти, чтобы в нужный момент снять их оттуда или переставить местами. Создайте своеобразный тематический каталог, расположив произведения по темам.

И помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Бальтасар Грасиан)


  1. Подготовка к восприятию. Вступительное слово учителя.

Учитель. Нет ничего опаснее, говорил белорусский писатель А. Адамович, автор самых пронзительных произведений о Великой Отечественной войне, чем забыть о том, что было с людьми. Вспоминать мучительно, но забыть – смертельно опасно. Для всего человечества. Потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняют человеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

Сегодня мы поговорим об одной из страшных, тяжелых страниц войны – судьбе детей, подростков, оказавшихся в фашистской оккупации и в концлагере и выживших ценой неимоверных страданий.


  1. Работа над темой войны по рассказу Дины Рубиной «Адам и Мирьям».

Вы получили задание прочитать рассказ Д. Рубиной, подумать над вопросом:

Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

Я вам предложила подготовить для краткого пересказа или цитирования фрагменты, эпизоды из произведения.
Учитель.

- Что нового, неизвестного о войне вы узнали из этого рассказа?

- Какое впечатление на вас произвел рассказ Дины Рубиной? Что особенно отпечаталось в памяти? Что вы открыли для себя после прочтения?

Учащиеся.

- Рассказ потряс до глубины души, заставил задуматься над тем, какие ужасы пришлось пережить людям в войну, а главное – это герои рассказа, такие же, как мы, совсем молодые. Что они чувствовали, как выживали. Самое поразительное в рассказе пожилой женщины – она не осуждает даже тех людей, которые ее выдали, отдали в концлагерь.

- Мне в этом рассказе запомнился эпизод, когда заживо закапывали людей в яму. Это делали взрослые мужчины, среди них был и отец Мирьям, его заставили забрасывать землей своего маленького сына. Какой бесчеловечный приказ! А немецкий офицер морщился, потому что вопли умирающих людей не похожи на музыку, которую он любил.

- Мне кажется, что эту историю рассказывает очень мудрый человек. Она не перестала любить даже после стольких испытаний, а наоборот, любовь давала ей силы выжить.

Учитель. Я с интересом послушала ваши высказывания. Вы сумели понять главное в этом рассказе – женщина, совсем ещё юная, почти девочка, прошла через невыносимые страдания, сохранила в себе человеческое, оптимизм и душевность.
Даем слово 1 группе ребят: выступления сопровождаются презентацией об авторе и рассказе «Адам и Мирьям»

Учащийся 1. Дина Ильинична Рубина родилась в Ташкенте в 1953 году. Литературная деятельность одаренной девочки началась еще в школе с написания забавных «юморесок». Первые ее серьезные произведения опубликовал журнал «Юность», в котором начинающая писательница дебютировала в 1971 году с рассказом «Беспокойная натура». С тех пор она стала постоянным автором журнала. Вскоре выходят рассказы «По субботам», «Возвращение к пройденному» и др. По рассказам и повестям Дины Рубиной снимаются фильмы, ставятся пьесы, пользующиеся огромным успехом.

Секрет такой популярности писательницы заключается в проблемах, которые она ставит в своих книгах, обыкновенных человеческих проблемах, связанных с вопросами нравственности, человеческих взаимоотношений. Действительно, герои ее книг – обычные люди, живущие рядом с нами, ведущие простую и в то же время не совсем простую жизнь. Именно это возвышение над обыденностью, способность героев в сложных ситуациях делать нравственный выбор в пользу непреходящих человеческих ценностей заставляло нас невольно сопереживать, ставить себя на их место, пытаясь представить себе, как каждый из них поступил бы на месте того или иного персонажа. Эти произведения подкупают своей искренностью, прямотой, выразительностью.

В 1990 году Рубина репатриировалась с семьей за границу. За рубежом творчество писательницы приобретает совершенно иное направление. Главной его темой становятся автобиографические моменты, личные переживания, связанные с впечатлениями, полученными от пребывания в другой стране (повести «Во вратах Твоих», «Один интеллигент уселся на дороге», «Вот идет Мессия!» и др.)

Проза Рубиной отличается ярко выраженной авторской интонацией, вниманием к бытовым подробностям, точностью в изображении персонажей, иронией и лиризмом. Особое место в творчестве Рубиной занимает еврейская тема: историческое прошлое народа, а также современная жизнь евреев в Израиле и в диаспоре.

Учащийся 2. «Только в одном чувстве человек велик и беззащитен одновременно. Только одно чувство способно заставить его совершить безумный подвиг или преступление. Только одно чувство он обожествляет, проклинает, зовет и ждет всю жизнь с исступленным упорством. Это чувство – любовь. Уж какая достанется нам в нашей единственной жизни. Любовь – вознесение. Любовь – падение. Любовь – проклятие. Любовь – тихая радость. Любовь – вечное ожидание. Просто: любовь». (Из аннотации к сборнику Д. Рубиной)

Произведение построено как рассказ в рассказе. Главная героиня – немолодая дама, с которой рассказчица случайно знакомится на улице древнего города Иерусалима, так же случайно они обедают в ресторанчике. Но все дальнейшее происходит как будто по чьему-то сценарию. Эта дама, как оказалось, хорошо знает и город, и даже это место, потому что когда-то давно здесь бывала со своим мужем Адамом. Несмотря на возраст (ей больше 80-ти), она помнит все детали тех встреч, у нее ясная и легкая речь, «молодо-цепкий взгляд». Постепенно раскручивается лента ее воспоминаний. С большой любовью и теплотой она рассказывает о музыкальном таланте Адама, который спас его, когда они в войну жили в гродненском гетто. Она с гордостью говорит о его горячем желании сбежать и воевать в отряде партизан. Боль и горечь зазвучат в голосе женщины, когда она вспоминает, как «рыдала и билась, как связанная овца», потому что мама считала неприличным бежать с любимым, который даже предложения не сделал! «Иногда просыпаюсь ночами и представляю, как отворачиваюсь от мамы, хватаю Адама за руку и мы бежим, бежим, бежим!.. Я отворачиваюсь, и мы бежим!.. Отворачиваюсь… и – бежим!..» Но не получилось: она была послушной девочкой, «а мама была – кремень».

Самое страшное случилось с ней потом. Рассказывая историю своего «чудесного» спасения, она часто прерывается, много курит. И всё же остается все той же любящей женщиной, потому что преодолеть «ледяной ночной ужас», который до сих пор её не отпускает, Мирьям помогла любовь: «Почему-то я была уверена, что он жив, и с этим жила сама». После всех кругов ада, которые ей пришлось пройти, им судьба послала счастье – они встретились. Конечно, жизнь их изменила, но мудрая женщина говорит: «… если становилось особенно тяжко, я входила в ванную, глядела в зеркало и говорила себе: «Ты понимаешь, что ты нашла Адама?!»

Прочитав этот рассказ, я понял, нужно всегда помнить о том, что любовь – это главное в жизни. Если люди могли пронести свое чувство, не растерять ее, не озлобиться, жить этой любовью, не требуя какой-то особой благодарности, то это и есть настоящее человеческое в них. Мне кажется, можно многому научиться у этой старой дамы.

Учитель. Как в рассказе раскрывается звериная суть фашизма?

(В нескольких эпизодах это особенно хорошо видно: герр Менцель, для которого «этот вой звучал для него, истинного меломана, страшным диссонансом. Можно только вообразить, какие он испытывал муки… - горькая ирония в словах Мирьям.

«Встряхнуло ее , уже послушно раздетую до рубашки,… как-то разом очистило ее зрение от пелены, оголило память, сознание до последней, пронзительной наготы бытия – звонкий детский крик из ямы: «Папа, не сыпь мне песок в глазки!..»

В чужом сарае девочку спас огромный боров, который укрыл ее и «лежал на боку, не двинувшись ни на пядь… а эти звери в человечьем облике оказались гораздо тупее, чем животное…»)
Влияет ли война на характер людей?

(Слабая и хрупкая девочка выдержала очень трудные испытания, выпавшие на ее долю, сумела сберечь робкое чувство, пронести его сквозь два года могилы, фашистский лагерь. И сейчас, несмотря на возраст, она вовсе не выглядит дряхлой старухой, любит людей, музыку, вино . Это мужественная женщина, которую испытанные страдания научили ценить жизнь.

Откуда брала силы эта обессилевшая «доходяга»? Где неиссякаемый источник ее веры? Что же по-настоящему ценно в человеке, если не могут уничтожить жажду жизни ни изуверства фашистов, ни одиночество, ни страдания полуживого скелета? Нельзя убить в человеке желание жить и любить – об этом рассказ Д. Рубиной)

Как относится пожилая женщина к людям, которые ее сначала спасли, а потом выбросили к воротам концлагеря?

(Видимо, и сама Мирьям долго не могла простить людям, прятавшим ее вынужденно, их предательства, потому что ей пришлось учить психологию, чтобы разобраться в этом. «Видите ли, милосердие и страх, добро и жестокость не распределены между разными людьми, а соседствуют в каждом человеке. И всякое чувство не бесконечно… Они устали от своего милосердия, эти обычные люди, которые все-таки спасли же меня, спасли! Довольно того, что за меня они не получили вознаграждения, а наоборот, только кормили – пусть скудно, ужасно, но – кормили! Могли убить, закопать где-нибудь ночью… но не сделали этого… Знаете, человека надо жалеть и никогда не взваливать на него непосильную нравственную ношу…» Это слова мудрого человека. Были и другие: в лагере врач, рискуя своей жизнью, помогал ей вновь набрать силы).
В несчастье героям большинства рассказов писательницы, как и в нашем случае, свойственно умение сохранять присутствие духа и надеяться на лучшее.

В произведениях Дины Рубиной едва ли не определяющая черта – диалог, разнообразие голосов, постоянный несмолкающий хор. Она любит устную речь, стремительность беседы. Почти каждый рассказ – это еще и история, это всегда еще и впечатление о человеке.

Исследователи творчества писательницы, детально характеризуя специфические черты ее прозы, отмечают, что в ней ярко прослеживается автобиографичность. Действительно, кажется, это она сама сидит за столом со своей спутницей и сопереживает ей. Но следует помнить, что хотя она и пишет о своей жизни, но лирическая героиня никогда не тождественна автору.



Каково отношение автора рассказа к героям и происходящим событиям?

(Слушаем выступление учащихся 2-ой группы)

Отношение автора определяется прежде всего названием произведения, именами героев, композицией и художественными деталями.

Рассказ Дины Рубиной полон музыки и отчетливой пульсации подлинности, всякое воспоминание оживает и дышит, всякая история остается с читателем навсегда, напоминая о классических ценностях при помощи характерных символов и образов. Прежде всего символично название, которое соотнесено с именами первых людей на Земле – Адама и «жены Адама» ( еще одно значение имени Мириам – в переводе с арамейского - «горький»). И это вносит в рассказ философский вечный мотив – основу жизни человека составляет любовь. Повторяет эту тему и упоминание двух других вечных героев: «Нам вообще было едва по шестнадцать лет… Такие местечковые Ромео и Джульетта, влюбленные до судорог и не смеющие прижаться друг к другу поосновательней»

Важное символическое значение приобретает и музыка, сопровождающая воспоминания старой дамы – грузинский хорал «Шен хар венахи». Он звучит в унисон рассказу Мирьям, объединяя двух женщин – рассказчицу и героиню - в чувстве ощущения красоты музыки. Слова этой песни прославляют женщину, жизнь, Богородицу. Тени людей, которых оживляет рассказ пожилой дамы, переплетаются с живой мелодией грузинской песни. «Красиво… – задумчиво проговорила она. – Как? Благоуханный плод? Взращенный в раю?.. В раю… Красиво… Это, конечно, о женщине…».

Каким резким контрастом этому «благоуханному плоду» становится образ совсем другой – «совершенно седой, бледной, как мертвец из могилы, девушки в кровавой рубахе…», которую Мирьям называет «лысым скелетом»!

Пейзаж в произведении создает особую атмосферу повествования: «промозглое и омерзительное февральское утро», «иерусалимский камень…в зимние темные дни непроницаемо тверд и угрюм», и только в конце рассказа «дождь прекратился, хотя небо бурлило темными клубами». Этот нескончаемый дождь может означать и слёзы неба, и очищение от того «нереального ночного кошмара», который преследует Мирьям всю жизнь.
Учитель. Подводя итоги сегодняшнего урока, надо сказать, что вся проза Дины Рубиной пронизана светлой грустью и ностальгией, мудростью и добротой. Череда лиц, человеческие жизни, протянувшиеся между времен и между земель, воспоминания, раздвигающие пространственно-временные границы, волнующие и завораживающие, - все это составляет канву романов, повестей, рассказов писательницы. Писательница как-то сказала, что писать она училась по письмам Чехова, не по его рассказам и повестям, а именно по письмам, где человек всегда говорит о себе (таком, каким он себя представляет и понимает) и «от своего имени» (то есть о других людях и событиях так, какими именно он их увидел и понял). Проза, возросшая на такой почве, не терпит фальши и вычурности, каждая фраза должна быть простой, короткой, точной, правдивой в крупном и в деталях и по возможности – без красивых слов. Именно с таким произведением познакомились мы сегодня.


  1. Заключение.

Какими вы увидели любовь героев рассказа?

Создаем сиквейн о любви

Любовь

Незабываемая, единственная

Живёт, хранит, оберегает

Верность вопреки испытаниям.

Счастливая встреча.


  1. Домашнее задание: развернутый ответ на главный вопрос урока Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать?

«Есть два рода бессмыслицы: одна проистекает от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения». Вдумайтесь в эти слова А.С. Пушкина. Пусть при написании сочинения Вы не испытаете ни того, ни другого.

  1. Рефлексия

• продолжите предложение: «Я сегодня понял…»;

• ответьте на вопрос: Какие мысли и чувства пережил в ходе урока?

• Над чем заставил задуматься урок?
Приложение 1

1. Определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задавать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

Приложение 2

Составление плана сочинения

План может быть простым и сложным. Форма сложного плана строится по следующей схеме:

  1. Введение.

  2. Основная часть.









  1. Заключение.

Схема плана чем-то напоминает построение геометрической теоремы. В заголовке I явно звучит, «что дано». В формулировке II пункта плана – «что требуется доказать». Затем идут пункты 1, 2, 3, 4…, то есть уже само доказательство. И, наконец, пункт III - «что и требовалось доказать». Оптимальное количество пунктов основной части плана должно быть не меньше 3 и не больше 5: это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочинения. Не следует делать в главной части большое количество пунктов: от этого сочинение получится дробным, мозаичным, без четкого выделения в работе главного и второстепенного.
Приложение 3

О вступлении и заключении

В своей книге «Как сдать экзамен по литературе» Е.Н. Ильин рекомендует пять возможных вариантов зачина:

1. Академический. «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

2. От «я». «Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…»

3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «… За окном шумит холодный дождь. Редкие прохожие спешат укрыться под своей крышей. А в старом грузинском духане тихо, уютно горят лампы. Старая женщина с серебряным ёжиком стриженых волос ведет свой трудный рассказ …»

4. Дневниковый. «Война… Как это было? Почему всякий раз, читая истории из той, страшной войны, я думаю, а смог бы я так же? Сомнения возникают, конечно. Хотя …»

5. Цитатный. «Нужна любовь. – говорит Мирьям, старая дама, вспоминая о том, что же помогло ей выжить. - Нужна такая влага души, чтоб всхлипывала, дрожала, наполнялась до краев…»
Заключение-вывод несёт в себе новую мысль более общего характера, но возникшую на основе аргументов главной части. Заключение-вывод подводит черту под всей системой доказательств и сообщает, что идея сочинения раскрыта.

Заключение-следствие выходит за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении. Здесь Вы должны использовать те знания, которыми располагаете сверх знаний о данном произведении: месте произведения в творчестве писателя, в литературном процессе эпохи, жизни общества и т.п.
Речевые клише

Дина Рубина изображает (описывает, воссоздаёт...)

Она повествует (говорит, рассказывает...)

Автор раскрывает (отмечает, выделяет...)

Художник воспроизводит (рисует, даёт набросок...)

Поэт воспевает (прославляет, поднимает...)

Писатель знает (понимает, догадывается...)

Мастер слова видит (замечает, выделяет…)

Творец мыслит (думает, размышляет...)
Использованная литература

  1. Сочинение: секреты жанра. Учебное пособие. Ташлыков С. А. Иркутск 2001

  2. Счастье и несчастье в творчестве Рубиной — реферат