Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Музыкальная азбука


Скачать 189.09 Kb.
НазваниеМузыкальная азбука
Дата20.02.2016
Размер189.09 Kb.
ТипДокументы

Музыкальная   азбука


 - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного.   Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много  узнаем и многому  научимся. И так, в путь!

  Музыкальная азбука  или
                 страна где
живут  звуки.


                        (по методикам Е.А.Королевой, Т.Первозванской)

 Итак, первая остановка в нашем путешествии.

           Знакомство со звуками.

 Звуки-шумы


  • На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы.
    Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг.  Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.
    Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит?
    Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.

  • Есть еще звуки речи из которых складываются слова.
  • Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ
     


 Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними,  подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну  большой Музыки!


Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.





 

Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
 




Это звуки - шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки.
 




 А теперь посмотрим, кто внимательный тот сразу найдет музыкальные  и шумовые звуки.

      











      





      

 


 Подсчитай сколько музыкальных звуков и сколько шумовых

                      

 А знаете ли Вы...
 
что слово "Музыка" происходит от греческого и обозначает буквально "искусство муз".  В древнегреческой мифологии музы - это богини, покровительницы искусства и наук.

Звуки высокие и низкие.


Открываем крышку рояля или пианино.


Перед нами много, много клавиш.
Белые, черные. Клавиш так много, что кажется, никогда в них не разобраться.
Тогда давайте разбираться вместе с маленькой девочкой Ниной и кошкой Муркой.

Сказка про девочку Нину и кошку Мурку.
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.
                           

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот раскрывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.

 

Ой, как она испугалась! Хотела убежать, да не может.
 



Тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет  и  поет.
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь секрет покажу!" -

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет -
Низким голосом пианино поет
А если повернет правее -
Звуки выше, нежнее.

 


Заглянула Нина в пианино и ахнула:
 к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!



 

У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна - Тем ниже звучит она.
 


Клавишу Мурка нажимает-
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.


Послушала Ася сказку про девочку Нину и так эта сказка ей понравилась, что Ася подбежала к пианино, погладила крышку инструмента и повторила:

                     

  "Совсем нестрашное пианино.
                        Надо только его не бить,
                        Кулаками по нему не колотить,
                        А бережно клавиш касаться -
                        Вот оно и не будет кусаться".

И вдруг она услышала:
- "Ты хочешь найти  на пианино все звуки и не запутаться в них?"
 Девочка обернулась и увидела свою знакомую, ну конечно, это была фея Сольмина из волшебной страны Музыкального королевства.
-" Я тебе помогу"-сказала фея.
-" Запоминай:
низкие звуки будут там, куда может дотянуться твоя левая рука. Это будут звуки нижнего регистра.
 А высокие — там, куда дотягивается твоя правая рука. Это будут звуки верхнего регистра.
Звуки бывают средние по высоте — прямо напротив тебя, и тянуться никуда не надо. Видишь, как все просто!"


 Сказала и исчезла. Ася даже поблагодарить не успела. У фей ведь столько дел.




Детям о клавишах и клавиатуре.


В этой главе речь пойдет о клавиатуре. Изучаем регистры, знакомим детей с  клавишами черными и белыми, фея музыкальной страны Сольмина рассказывает.



Посмотри на клавиши своего пианино (рояля). Это клавиатура. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке.

Совсем скоро  ты будешь хорошо знать, какой звук издает та или другая клавиша и как этот  звук можно записать, а пока... будем нажимать осторожно клавиши, увидим, что за нотки там спрятались.

Но сначала посмотри на клавиатуру слева направо.
Слева расположены низкие звуки. Низкие звуки музыканты называют нижним регистром.
В середине — средний регистр. Справа — верхний регистр. Потом ты привыкнешь к этим названиям.



Прочитай и постарайся запомнить

Чудеса тут, да и только!
Вот ведь клавиш разных сколько!
А имен лишь семь у них.
Как же мне не спутать их?






-Видишь черных клавиш ряд?
Их то две, то три подряд,
Лишь две черненьких нажмешь,
Между ними РЕ найдешь.


Слева- ДО, а справа-МИ
По порядку их нажми:
         
ДО - РЕ - МИ








Рядом ты теперь смотри.
Видишь черных клавиш три?
Между ними -СОЛЬ и ЛЯ
Напевают: "Тра-ля-ля!"


Слева - ФА , а справа -СИ.


А теперь произнеси



До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До


Только СИ ты назовешь, рядом снова ДО найдешь!

                                  *** 

        Если мы от ДО ушли. До другого ДО дошли.
    Значит ЦЕЛУЮ ОКТАВУ  вместе мы с тобой прошли
      
Ну-ка, быстро, раз, два, три, это слово повтори:

                                     
ОКТАВА

                                    ***
                        -Чудеса тут, да и только!
                  Хоть здесь клавиш разных столько-
                          Знаю я ,как их зовут,
                           Знаю где они живут.


Проверь себя



Найди на  изображенной здесь клавиатуре
на каких клавишах  фея Сольмина оставила свой зеленый шарик?

Детям о звуках высоких и низких.
Знакомство детей со звуковысотностью. Учим детей  ориентироваться на клавиатуре. Изучаем регистры. Фея музыкальной страны Сольмина рассказывает.



Дома было тихо и Асе захотелось поиграть на пианино. Она вспомнила как красиво играл на первом уроке учитель и вздохнула:" Ничегошеньки у меня не получается. Здесь так много клавиш, но вот на каких нужно играть? Вот бы волшебница или фея сейчас появилась и я бы сразу все поняла"- рассуждая так, Ася дотронулась до клавиши и... фея Сольмина появилась  в комнате и не одна. Ася услышала звуки и увидела, как из складок платья Сольмины посыпались маленькие нотки, похожие на смешных человечков. У них были тоненькие ножки и они быстро побежали по пианино и спрятались в щелочках между клавишами.
-Я очень рада, что ты позвала меня. Знаю,что ты хочешь познакомиться с моими маленькими друзьями. Я тебе сейчас их представлю. Посмотри на клавиши пианино.



Это как ты уже знаешь - КЛАВИАТУРА.
Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке.
Пройдет совсем немного времени и ты познакомишься со всеми из них и  узнаешь какими голосами может петь та или иная нотка.
А сейчас смотри и слушай внимательно.
Фея подошла к пианино и дотронулась до клавиш слева на клавиатуре. 
Как только она коснулась самых низких нот, послышались странные звуки. Ну конечно, Ася узнала, это же  слон, а вот ревет медведь."Здесь расположены самые низкие звуки"- сказала фея. "Слышишь какие низкие голоса у слона и медведя?"
 Фея дотронулась до клавиш в середине клавиатуры  и тут же послышались звуки совсем другие - это певец поет какую-то очень красивую песню, Ася даже стала подпевать, до того ей понравилась песня. А вот это лает собака, вот кошка мяукает. 
"Сколько в серединке клавиатуры красивых и интересных звуков спряталось." - подумала Ася. А фея уже дотрагивается до клавишсамых высоких. Кто же там окажется? а там поют птички-невелички и пищит мышка, их Ася узнала сразу. 



-"Запомни Ася, слева на клавиатуре, там где ты слышишь оченьнизкие звуки - это нижний регистр.
В середине-  средний регистр.
А справа - верхний регистр.
Потом ты привыкнешь к этим названиям. 

Рассмотри картинку и найди, какие звери занимают не свой регистр.



Найди на клавиатуре каждому зверю его регистр.




Где живут ноты?

Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.
"Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут


               

А по другому этот дом называется "Нотный стан" и живет в нем много жителей,  живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ
Ноты -
 живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех  нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.

Запомни:
 





Так выглядят ноты у которых короткий звук




А так- долго звучащие звуки


Сосчитай, сколько  на картинке долгих и сколько коротких звуков?
 




Озвучь загадку. Внимательно смотри, где короткий звук должен быть, а где долгий.



                                                                             (ёж)

Попробуй сам составить такую нотную загадку и не забудь её разгадать:

                    По-кру-жу над цвет-ком
                    У-го-щу  ре-бят  мед-ком

О скрипичном ключе детям.
Каким ключом открывается дом?
 


Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется НОТНЫЙ СТАН


А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители. Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой. 
-"Знаю о чем ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове. Слушай."


                          

Сказка о мудрой сове.
Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот...

Как-то прилетела к ней птичка -
Серенькая невеличка,
Плакать, вздыхать начала
И речь такую повела:

- Добрая сова, помоги,
От беды меня убереги.
Все знают, что я пою
Каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю




А сундуки те на замок закрыли

- Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку.
Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая





  _ Я сначала нарисую
   Закорючку вот такую,




Дальше линию продлю,
На верхушке закруглю,
Ой, какой-то вышел гусь.
Я чуть-чуть его боюсь.
Нет! Я сделаю вот так: 
Чтобы был не гусь, а знак,
Быстро линию прямую
Жирной точкой завершу я.  



 

Вот и вышел ключ отличный,
А зовется он  СКРИПИЧНЫЙ
и 
 ВТОРОЕ ИМЯ   ЕСТЬ
Напишу его я здесь:

 КЛЮЧ СОЛЬ

Запомни:
             КЛЮЧ СОЛЬ называется так потому,
                              Что начало завиточка
                                    На второй рисуют строчке





На той самой второй строчке, на которой живет нота соль

Бери птичка этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.
  Поблагодарила птичка - серенькая невеличка добрую сову и полетела за своими нотками.
Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку. А ноты были так благодарны птичке и сове за освобождение, что решили выстроиться в ряд и спеть свою песенку.

Тут Сольмина прервала свой рассказ, послышались звуки и вдруг появились все пропавшие ноты. Они весело бежали к своему домику  и каждая нотка поспешила занять в домике свое место.  И только нота До никак не могла найти свой этаж.

- Ах, какая ты рассеянная,- послышался  вдруг откуда-то голос. Да это же сама фея! Фея Сольмина пришла проведать нотки.
- Я ведь тебе каждый раз напоминаю, чтобы ты носила с собой свою ДОБАВОЧНУЮ ЛИНЕЕЧКУ!- проговорила фея.
-Придется тебе помочь.
Фея дотронулась до нотного стана и внизу появилась совсем маленькая линеечка. Нотка До за нее уцепилась и успокоилась. Все, наконец, нашли свое место.

 5
 4
 3
 2
 1




В домике "Нотоносце" как и в любом другом доме этажи начинаются с низу.  Все ноты - жильцы никогда не перепутают свое место в домике. 
Нота ДО -  ниже всех, у нее своя добавочная линеечка
Рядом с ДО живет нотка  РЕ.
На первом этаже обитает  нота МИ, 
Между первым и вторым этажом устроилась нота  ФА,
 
ее соседка нота СОЛЬ живет на втором этаже.
Этажом выше между второй и третьей линеечкой живет нотаЛЯ, она очень дружит со своей соседкой, которая живет на третьем этаже, нотой СИ.
И последняя нотка живет между 3 и 4 этажами - это тоже нота ДО (родственница первой нотки ДО)

Звуки выстроились в ряд,
                          получился звуков ряд (звукоряд)


Такт и тактовая черта или как расселить ноты в доме по комнатам.

 
 
Асе подарили нотный домик. Девочка была очень рада, она давно о таком мечтала. Ведь она уже начала заниматься музыкой и много уже знала .
В этом музыкальном доме порядок. У входа в дом висит большой красивый ключ. Ведь без ключа не попасть в дом.
Дом разделен на квартиры. В каждой квартире живут ноты. Каждая такая квартира называется ТАКТ.
 

Ася внимательно рассматривала домик, представляла уже, как она бы поселилась вон в той симпатичной комнатке, как вдруг услышала: "Здравствуй, милая барышня! 
Ася обернулась, к ней никогда еще так не обращались.

 Перед ней стоял высокий человек, который так странно разговаривал. Ася никогда раньше не слышала, чтобы так ритмично и четко проговаривали слова. 
-"Я, милая барышня, главный дирижер всех длительностей. Зовут меня - МЕТР "

Он так произнес свое имя, что Асе послышалось "Мэтр"
"Ой", подумала Ася, я где-то слышала, что "Мэтр" - это кто-то очень-очень важный",а вслух произнесла:
-"Очень приятно, а меня, Ася."
Метр подошел ближе к домику. 
-"Тебе понравился нотный домик? Здесь живут  самые разные длительности.  Я услышал беспорядочный  звон и пришел навести порядок. Я всегда навожу порядок и строго слежу за длительностями. Сейчас покажу тебе, как я ими управляю. 

А теперь Ну-ка четверти и восьмые, помогите мне записать ритм нашей любимой песенки"

И серьезный господин Метр запел простую песенку:
                           Маленькой елочке
                           Холодно зимой
                           Из лесу елочку
                           Взяли мы домой.

-А теперь ты вместе со мной  попробуй, Ася.
Ася запела вместе с господином Метром, ведь песенка была такая знакомая.

-Слышишь как мы  громче зовем и растягиваем первое слог в слове
 Ма лень-кой,  а дальше опять тянем 
 Ё -
 лоч-ке

Первый слог в этих словах мы тянули дольше чем остальные.
Вот эту работу мы поручим четвертям. Они умеют протяжно и красиво петь. Пусть протягивают первый слог в каждом слове, где нужно его протянуть. 
А вот все остальное, что быстро поется, поручим быстрым восьмушкам. Они справятся."
Длительности быстро выстроились так, как требовала песня

-"Смотри, что у нас получилось:

  

Ма   лень - кой                Ё   -   лоч  -   ке
         
 ___                                    ___
____________________________

     Хо   -  лод   -   но           зи    -      мой
       
___                                       ___
___________________________________________

"Как  у них дружно получается!" подумала Ася, а вслух спросила:
"А что это за черточки у некоторых длительностей внизу?"

-"Молодец, что ты заметила! Это главные длительности в каждом ТАКТЕ. Они всегда звучат сильнее, чуть громче, их всегда хочется выделить, обратить на них внимание. А называются они СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. Каждая СИЛЬНАЯ  ДОЛЯ  начинает такт. А чтобы их лучше было видно, мы решили в конце каждого такта ставить черту. Она так и называется ТАКТОВАЯ ЧЕРТА.
А записать это можно так:

__                   __                    __                         __
Ма-лень-кой    ё -  лоч -ке     хо-лод-но    зи   -  мой

Как здорово получилось!, сказала Ася. Я поняла! Сильные доли - это такие важные звуки, которые начинают каждый такт. Верно -сказал Метр
А сейчас мы не только споем, но и прошагаем эту песенку.
  вместе со всеми нотами- Метр взмахнул своей палочкой и все оказались на красивой аллее, по бокам которой тянулись высокие деревья, посаженные через одинаковые промежутки.
Ну прямо как такты -подумала Ася. Ноты тем временем запели песенку и зашагали по аллее, Ася начала шагать вместе с ними. Вот большой шаг, а вот два маленьких, дальше опять большой и два маленьких, затем 4 маленьких и наконец последний большой и Ася остановилась.


 Я теперь так много знаю
 Я знаю что такое ТАКТ  и  ТАКТОВАЯ ЧЕРТА
 
я знаю что такое  СИЛЬНЫЕ ДОЛИ   и я познакомилась с господином МЕТРОМ, который руководит всеми длительностями в каждом такте, все правильно?."-тут Ася посмотрела на своего собеседника.
-"Ты молодец, Ася! Ты все запомнила верно. Теперь длительности будут слушаться не только меня, но тебя. Главное помни про СИЛЬНЫЕ ДОЛИ!"

  Знакомимся с семьей нот.
 
Дружная семья  сказка
Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка 

Две бабушки 

мамы с папами       

                           и ребятишки:

старшие 
            

младшие    
                
                
                 

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять придумали ребятишки себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная и им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали как им продлить счет и придумали:
после каждого числа решили добавлять букву  "И".
 Сказано - сделано.

                   По дороге бегут ребятишки
                   И считают шаги - шалунишки,
                   А выходит у них вот так:
                   Что ни счет - то шаг.

Малыши бежали парами, так и считать стали
                                                                    

         
        Раз     -         И,                 Два         -    И,
   
      Три      -        И               Четыре      -    И

  Старшие ребятишки считали каждый себя

  
  Раз - И,   Два - И,    Три - И  Четыре - И

                      Мамы с папами их услыхали
                      И тоже шаги свои посчитали

                          
Раз - И,         Два - И,         Три - И          Четыре - И
   
Вот что у них получилось.
                

 Ну и бабушки чтобы совсем не отстать,
                Тоже стали шагать и считать

                                        
           Раз - И, Два - И,              Три - И, Четыре - И

                 Тут прабабушка тихо сказала:
                  - А я тоже шаги считала:
                             
                                      
                 Раз - И, Два - И,   Три - И, Четыре - И 
                 Ой как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,                  И пошли домой отдыхать.

Считать шаги устали                 Значит, сказку пора кончать.
                                                               

Изучаем длительности, знакомимся с семейством нот.

Восьмые ноты - это мы 

                   
 нас можно так написать:

 Раз  -  И,      Два  - И,        Три  -  И   Четыре - И 

                                 или так:
                     
Раз  -  И,      Два  - И,        Три  -  И   Четыре - И
 
*******************************************

- А мы четвертные ноты или четверти

                                   
      Раз - И,    Два  - И,        Три - И      Четыре - И 

********************************************

        -Ну а нас называют  
                                     половинные ноты
                                                
              Раз - И, Два  - И,        Три - И, Четыре - И

********************************************
   

А мы самые долгие ноты, а называемся
                                целые ноты
                                   
 
              Раз - И, Два  - И, Три - И, Четыре – И