Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Музыкальная азбука |
 Скачать 189.09 Kb. |
Музыкальная азбука - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. И так, в путь! Музыкальная азбука или страна где живут звуки. (по методикам Е.А.Королевой, Т.Первозванской)
Итак, первая остановка в нашем путешествии.
Знакомство со звуками. Звуки-шумы На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли. Шум может быть приятен или неприятен, в зависимости от нашего настроения. Иногда мы говорим "шум дождя", а иногда - "музыка дождя" Правда красиво звучит? Но шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились ПОДРАЖАТЬ им.
Есть еще звуки речи из которых складываются слова.
Но самые интересные - это МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ Только самый внимательный сможет услышать их голоса, познакомиться с ними, подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну большой Музыки!
Все на свете дети знают Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот.
|
|
| Гул машины во дворе Лай собаки в конуре Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка.
|
|
Это звуки - шумовые. Только есть еще другие: Не шуршание, не стуки - Музыкальные есть звуки.
|
|
А теперь посмотрим, кто внимательный тот сразу найдет музыкальные и шумовые звуки.
Подсчитай сколько музыкальных звуков и сколько шумовых
А знаете ли Вы... что слово "Музыка" происходит от греческого и обозначает буквально "искусство муз". В древнегреческой мифологии музы - это богини, покровительницы искусства и наук.
Звуки высокие и низкие. Открываем крышку рояля или пианино.
Перед нами много, много клавиш. Белые, черные. Клавиш так много, что кажется, никогда в них не разобраться. Тогда давайте разбираться вместе с маленькой девочкой Ниной и кошкой Муркой.
Сказка про девочку Нину и кошку Мурку. Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон. Будто дома она да кошка И сидят они у окошка. А за спиной: "Бум! Бум!" Обернулась Нина, услышав шум, Видит - пианино шагает,
| Крышку, как рот раскрывает. А под крышкой клавиши в ряд, Словно зубы стучат. Вот-вот сердитое пианино Проглотит девочку Нину.
| Ой, как она испугалась! Хотела убежать, да не может.
| Тут кошка на клавиши - прыг! И чудо случилось вмиг.
Мурка по клавишам идет, А пианино поет и поет. Мурка неслышно ступает, А пианино ей ласково отвечает.
| Тут второе чудо случилось - Кошка вдруг говорить научилась: "Мяу, все тебе расскажу. Хочешь секрет покажу!" -
| Нине она говорит И заглянуть в пианино велит. Сама же хвостом виляет, Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдет - Низким голосом пианино поет А если повернет правее - Звуки выше, нежнее.
|
Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
|
| У струн коротких и тонких Голос высокий и звонкий, А чем толще, длиннее струна - Тем ниже звучит она.
| Клавишу Мурка нажимает- Молоточек по струне ударяет, Струна звенит, поет, Мурка дальше идет.
|
Послушала Ася сказку про девочку Нину и так эта сказка ей понравилась, что Ася подбежала к пианино, погладила крышку инструмента и повторила:
"Совсем нестрашное пианино. Надо только его не бить, Кулаками по нему не колотить, А бережно клавиш касаться - Вот оно и не будет кусаться".
И вдруг она услышала: - "Ты хочешь найти на пианино все звуки и не запутаться в них?" Девочка обернулась и увидела свою знакомую, ну конечно, это была фея Сольмина из волшебной страны Музыкального королевства. -" Я тебе помогу"-сказала фея. -" Запоминай: низкие звуки будут там, куда может дотянуться твоя левая рука. Это будут звуки нижнего регистра. А высокие — там, куда дотягивается твоя правая рука. Это будут звуки верхнего регистра. Звуки бывают средние по высоте — прямо напротив тебя, и тянуться никуда не надо. Видишь, как все просто!"
Сказала и исчезла. Ася даже поблагодарить не успела. У фей ведь столько дел.
Детям о клавишах и клавиатуре. В этой главе речь пойдет о клавиатуре. Изучаем регистры, знакомим детей с клавишами черными и белыми, фея музыкальной страны Сольмина рассказывает.
Посмотри на клавиши своего пианино (рояля). Это клавиатура. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке.
Совсем скоро ты будешь хорошо знать, какой звук издает та или другая клавиша и как этот звук можно записать, а пока... будем нажимать осторожно клавиши, увидим, что за нотки там спрятались.
Но сначала посмотри на клавиатуру слева направо. Слева расположены низкие звуки. Низкие звуки музыканты называют нижним регистром. В середине — средний регистр. Справа — верхний регистр. Потом ты привыкнешь к этим названиям.
Прочитай и постарайся запомнить Чудеса тут, да и только! Вот ведь клавиш разных сколько! А имен лишь семь у них. Как же мне не спутать их?
|
|
-Видишь черных клавиш ряд? Их то две, то три подряд, Лишь две черненьких нажмешь, Между ними РЕ найдешь.
|
Слева- ДО, а справа-МИ По порядку их нажми: ДО - РЕ - МИ
|
|
|
Рядом ты теперь смотри. Видишь черных клавиш три? Между ними -СОЛЬ и ЛЯ Напевают: "Тра-ля-ля!"
|
Слева - ФА , а справа -СИ.
|
А теперь произнеси
|
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До
|
Только СИ ты назовешь, рядом снова ДО найдешь!
***
Если мы от ДО ушли. До другого ДО дошли. Значит ЦЕЛУЮ ОКТАВУ вместе мы с тобой прошли Ну-ка, быстро, раз, два, три, это слово повтори:
ОКТАВА
*** -Чудеса тут, да и только! Хоть здесь клавиш разных столько- Знаю я ,как их зовут, Знаю где они живут.
|
Проверь себя
| Найди на изображенной здесь клавиатуре на каких клавишах фея Сольмина оставила свой зеленый шарик?
| Детям о звуках высоких и низких. Знакомство детей со звуковысотностью. Учим детей ориентироваться на клавиатуре. Изучаем регистры. Фея музыкальной страны Сольмина рассказывает.
Дома было тихо и Асе захотелось поиграть на пианино. Она вспомнила как красиво играл на первом уроке учитель и вздохнула:" Ничегошеньки у меня не получается. Здесь так много клавиш, но вот на каких нужно играть? Вот бы волшебница или фея сейчас появилась и я бы сразу все поняла"- рассуждая так, Ася дотронулась до клавиши и... фея Сольмина появилась в комнате и не одна. Ася услышала звуки и увидела, как из складок платья Сольмины посыпались маленькие нотки, похожие на смешных человечков. У них были тоненькие ножки и они быстро побежали по пианино и спрятались в щелочках между клавишами. -Я очень рада, что ты позвала меня. Знаю,что ты хочешь познакомиться с моими маленькими друзьями. Я тебе сейчас их представлю. Посмотри на клавиши пианино.
Это как ты уже знаешь - КЛАВИАТУРА. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке. Пройдет совсем немного времени и ты познакомишься со всеми из них и узнаешь какими голосами может петь та или иная нотка. А сейчас смотри и слушай внимательно. Фея подошла к пианино и дотронулась до клавиш слева на клавиатуре. Как только она коснулась самых низких нот, послышались странные звуки. Ну конечно, Ася узнала, это же слон, а вот ревет медведь."Здесь расположены самые низкие звуки"- сказала фея. "Слышишь какие низкие голоса у слона и медведя?" Фея дотронулась до клавиш в середине клавиатуры и тут же послышались звуки совсем другие - это певец поет какую-то очень красивую песню, Ася даже стала подпевать, до того ей понравилась песня. А вот это лает собака, вот кошка мяукает. "Сколько в серединке клавиатуры красивых и интересных звуков спряталось." - подумала Ася. А фея уже дотрагивается до клавишсамых высоких. Кто же там окажется? а там поют птички-невелички и пищит мышка, их Ася узнала сразу.
-"Запомни Ася, слева на клавиатуре, там где ты слышишь оченьнизкие звуки - это нижний регистр. В середине- средний регистр. А справа - верхний регистр. Потом ты привыкнешь к этим названиям.
Рассмотри картинку и найди, какие звери занимают не свой регистр.
Найди на клавиатуре каждому зверю его регистр.
Где живут ноты?
Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем. "Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут
А по другому этот дом называется "Нотный стан" и живет в нем много жителей, живут они одной большой дружной семьей, которая называется - НОТЫ Ноты - живут весело и дружно. У этих нот даже хвостики веселые есть. У всех нот своя работа в доме. Кто-то выполняет свою работу быстро, а кто-то очень медленно, вдумчиво. От этого и выглядят ноты по-разному.
Запомни:
|
Так выглядят ноты у которых короткий звук
|
|
А так- долго звучащие звуки
|
Сосчитай, сколько на картинке долгих и сколько коротких звуков?
|
|
Озвучь загадку. Внимательно смотри, где короткий звук должен быть, а где долгий.
(ёж)
Попробуй сам составить такую нотную загадку и не забудь её разгадать:
По-кру-жу над цвет-ком У-го-щу ре-бят мед-ком
О скрипичном ключе детям. Каким ключом открывается дом? Ну, где живут ноты мы разобрались. У них есть прекрасный дом, который называется НОТНЫЙ СТАН
А вот как же попасть в этот дом и куда исчезли все жители. Ася решила, что именно фея Сольмина знает куда все исчезли. Не успела она так подумать, как сама фея появилась рядом с девочкой. -"Знаю о чем ты задумалась, Ася. Ноты действительно исчезли, но вот куда ты сама сейчас догадаешься. А подскажет тебе сказка о мудрой сове. Слушай."
Сказка о мудрой сове. Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот...
Как-то прилетела к ней птичка - Серенькая невеличка, Плакать, вздыхать начала И речь такую повела:
| - Добрая сова, помоги, От беды меня убереги. Все знают, что я пою Каждое утро песенку свою.
Я с ней солнышко встречаю
|
| А сундуки те на замок закрыли
| - Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку. Взяла она ветку, начертила на земле НОТОНОСЕЦ и начала на нем что-то рисовать, приговаривая
|
_ Я сначала нарисую Закорючку вот такую,
|
|
Дальше линию продлю, На верхушке закруглю, Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь. Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак, Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я.
|
|
Вот и вышел ключ отличный, А зовется он СКРИПИЧНЫЙ и ВТОРОЕ ИМЯ ЕСТЬ Напишу его я здесь:
КЛЮЧ СОЛЬ
| Запомни: КЛЮЧ СОЛЬ называется так потому, Что начало завиточка На второй рисуют строчке Бери птичка этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай. Поблагодарила птичка - серенькая невеличка добрую сову и полетела за своими нотками. Вот так помогла сова птичке вернуть ее песенку. А ноты были так благодарны птичке и сове за освобождение, что решили выстроиться в ряд и спеть свою песенку.
Тут Сольмина прервала свой рассказ, послышались звуки и вдруг появились все пропавшие ноты. Они весело бежали к своему домику и каждая нотка поспешила занять в домике свое место. И только нота До никак не могла найти свой этаж.
- Ах, какая ты рассеянная,- послышался вдруг откуда-то голос. Да это же сама фея! Фея Сольмина пришла проведать нотки. - Я ведь тебе каждый раз напоминаю, чтобы ты носила с собой свою ДОБАВОЧНУЮ ЛИНЕЕЧКУ!- проговорила фея. -Придется тебе помочь. Фея дотронулась до нотного стана и внизу появилась совсем маленькая линеечка. Нотка До за нее уцепилась и успокоилась. Все, наконец, нашли свое место. В домике "Нотоносце" как и в любом другом доме этажи начинаются с низу. Все ноты - жильцы никогда не перепутают свое место в домике. Нота ДО - ниже всех, у нее своя добавочная линеечка Рядом с ДО живет нотка РЕ. На первом этаже обитает нота МИ, Между первым и вторым этажом устроилась нота ФА, ее соседка нота СОЛЬ живет на втором этаже. Этажом выше между второй и третьей линеечкой живет нотаЛЯ, она очень дружит со своей соседкой, которая живет на третьем этаже, нотой СИ. И последняя нотка живет между 3 и 4 этажами - это тоже нота ДО (родственница первой нотки ДО)
Звуки выстроились в ряд, получился звуков ряд (звукоряд)
|
Такт и тактовая черта или как расселить ноты в доме по комнатам.
Асе подарили нотный домик. Девочка была очень рада, она давно о таком мечтала. Ведь она уже начала заниматься музыкой и много уже знала . В этом музыкальном доме порядок. У входа в дом висит большой красивый ключ. Ведь без ключа не попасть в дом. Дом разделен на квартиры. В каждой квартире живут ноты. Каждая такая квартира называется ТАКТ.
Ася внимательно рассматривала домик, представляла уже, как она бы поселилась вон в той симпатичной комнатке, как вдруг услышала: "Здравствуй, милая барышня! Ася обернулась, к ней никогда еще так не обращались.
Перед ней стоял высокий человек, который так странно разговаривал. Ася никогда раньше не слышала, чтобы так ритмично и четко проговаривали слова. -"Я, милая барышня, главный дирижер всех длительностей. Зовут меня - МЕТР "
Он так произнес свое имя, что Асе послышалось "Мэтр" "Ой", подумала Ася, я где-то слышала, что "Мэтр" - это кто-то очень-очень важный",а вслух произнесла: -"Очень приятно, а меня, Ася." Метр подошел ближе к домику. -"Тебе понравился нотный домик? Здесь живут самые разные длительности. Я услышал беспорядочный звон и пришел навести порядок. Я всегда навожу порядок и строго слежу за длительностями. Сейчас покажу тебе, как я ими управляю.
А теперь Ну-ка четверти и восьмые, помогите мне записать ритм нашей любимой песенки"
И серьезный господин Метр запел простую песенку: Маленькой елочке Холодно зимой Из лесу елочку Взяли мы домой. -А теперь ты вместе со мной попробуй, Ася. Ася запела вместе с господином Метром, ведь песенка была такая знакомая.
-Слышишь как мы громче зовем и растягиваем первое слог в слове Ма - лень-кой, а дальше опять тянем Ё - лоч-ке
Первый слог в этих словах мы тянули дольше чем остальные. Вот эту работу мы поручим четвертям. Они умеют протяжно и красиво петь. Пусть протягивают первый слог в каждом слове, где нужно его протянуть. А вот все остальное, что быстро поется, поручим быстрым восьмушкам. Они справятся." Длительности быстро выстроились так, как требовала песня
-"Смотри, что у нас получилось:
Ма - лень - кой Ё - лоч - ке ___ ___ ____________________________
Хо - лод - но зи - мой ___ ___ ___________________________________________
"Как у них дружно получается!" подумала Ася, а вслух спросила: "А что это за черточки у некоторых длительностей внизу?"
-"Молодец, что ты заметила! Это главные длительности в каждом ТАКТЕ. Они всегда звучат сильнее, чуть громче, их всегда хочется выделить, обратить на них внимание. А называются они СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. Каждая СИЛЬНАЯ ДОЛЯ начинает такт. А чтобы их лучше было видно, мы решили в конце каждого такта ставить черту. Она так и называется ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. А записать это можно так:
__ __ __ __ Ма-лень-кой ё - лоч -ке хо-лод-но зи - мой
Как здорово получилось!, сказала Ася. Я поняла! Сильные доли - это такие важные звуки, которые начинают каждый такт. Верно -сказал Метр А сейчас мы не только споем, но и прошагаем эту песенку. вместе со всеми нотами- Метр взмахнул своей палочкой и все оказались на красивой аллее, по бокам которой тянулись высокие деревья, посаженные через одинаковые промежутки. Ну прямо как такты -подумала Ася. Ноты тем временем запели песенку и зашагали по аллее, Ася начала шагать вместе с ними. Вот большой шаг, а вот два маленьких, дальше опять большой и два маленьких, затем 4 маленьких и наконец последний большой и Ася остановилась.
Я теперь так много знаю Я знаю что такое ТАКТ и ТАКТОВАЯ ЧЕРТА я знаю что такое СИЛЬНЫЕ ДОЛИ и я познакомилась с господином МЕТРОМ, который руководит всеми длительностями в каждом такте, все правильно?."-тут Ася посмотрела на своего собеседника. -"Ты молодец, Ася! Ты все запомнила верно. Теперь длительности будут слушаться не только меня, но тебя. Главное помни про СИЛЬНЫЕ ДОЛИ!"
Знакомимся с семьей нот. Дружная семья сказка Жила-была большая дружная семья:
Прабабушка
Две бабушки
мамы с папами
и ребятишки:
старшие
младшие
Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять придумали ребятишки себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная и им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали как им продлить счет и придумали: после каждого числа решили добавлять букву "И". Сказано - сделано.
По дороге бегут ребятишки И считают шаги - шалунишки, А выходит у них вот так: Что ни счет - то шаг.
Малыши бежали парами, так и считать стали
Раз - И, Два - И, Три - И Четыре - И
Старшие ребятишки считали каждый себя
Раз - И, Два - И, Три - И Четыре - И
Мамы с папами их услыхали И тоже шаги свои посчитали
Раз - И, Два - И, Три - И Четыре - И Вот что у них получилось.
Ну и бабушки чтобы совсем не отстать, Тоже стали шагать и считать
Раз - И, Два - И, Три - И, Четыре - И
Тут прабабушка тихо сказала: - А я тоже шаги считала: Раз - И, Два - И, Три - И, Четыре - И Ой как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли, И пошли домой отдыхать.
Считать шаги устали Значит, сказку пора кончать.
Изучаем длительности, знакомимся с семейством нот.
Восьмые ноты - это мы
нас можно так написать:
Раз - И, Два - И, Три - И Четыре - И
или так: Раз - И, Два - И, Три - И Четыре - И *******************************************
- А мы четвертные ноты или четверти
Раз - И, Два - И, Три - И Четыре - И
********************************************
-Ну а нас называют половинные ноты Раз - И, Два - И, Три - И, Четыре - И
********************************************
А мы самые долгие ноты, а называемся целые ноты Раз - И, Два - И, Три - И, Четыре – И |
|
|