Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Патриотическое воспитание старших дошкольников (из опыта работы)


Скачать 41.35 Kb.
НазваниеПатриотическое воспитание старших дошкольников (из опыта работы)
Дата15.02.2016
Размер41.35 Kb.
ТипДокументы

Патриотическое воспитание старших дошкольников (из опыта работы).

Миронова Галина Юрьевна, воспитатель МДОУ № 118 г.Комсомольска-на-Амуре.
… Самое обычное детсадовское утро. Владика, пришедшего с новой книгой, дети сразу окружили, стали с интересом рассматривать фотографии, время от времени раздавались возгласы: «А я здесь был!», «Мы ходили в этот театр!», «В этом парке так красиво!», «У Вечного огня так тихо»… Дети были очарованы книгой, потому что увидели там знакомые места родного города. Я подумала: из книги можно почерпнуть много информации, но для наших «почемучек» этого мало.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В современных детях велика потребность в познании, желании открывать мир со всех сторон. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. И это «новое» надо воплощать в жизнь. Так в нашей группе № 13 МДОУ № 118 возникла идея создания мини-музея «Родной город». Назначение мини-музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы воспитать любовь к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, своего края, города, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Почему мини-музей? Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности: поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение занятий и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях группы детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В течение двух лет экспозиции нашего мини-музея «Юный комсомольчанин» пополнялись удивительными экспонатами. Экспозиция «В нанайском стойбище» показывает изделия нанайских мастериц, предметы быта народов Приамурья, кукол в национальных костюмах. На выставке «Начало города» вы увидите макет села Пермского, выполненный детьми под руководством воспитателя М.М.Владимировой, макет «Первое жилище строителей города», изготовленный Старикович Мариной и ее папой Романом Александровичем. На стенде «Знаменитые люди города» фотографии Героя Советского Союза А.П.Маресьева, писателя-краеведа, художника П.Л.Фефелова, скульптора Н.С.Ивлевой, олимпийской чемпионки Ю.Чепаловой. Экспозиция «Комсомольск сегодня» представлена коллекцией магнитов, альбомом фотографий, макетами парка и площади Юности, сделанными семьей Лаптевой Лилии, игровым макетом от семьи Воробьева Славы, рисунками, изображающими достопримечательности города и родную природу, Угрюмовой Ульяны, Крючковой Альбины, Гулай Иры, Ищенко Полины.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, свойственные дошкольному возрасту.

Перед встречами с интересными людьми, дети узнавали о них необходимую информацию, готовили не только вопросы, но и сюрпризы. Краеведу, члену Союза художников России П.Л.Фефелову подарили свои рисунки, поэту В.М.Сикорской спели песню на ее стихи и нарисовали иллюстрации к ее стихотворениям. Познакомившись с творчеством скульптора Н.С.Ивлевой, ко Дню Победы дети и родители выполнили проект «Мемориальный комплекс нашего города», включающий информацию об истории создания памятника, макет Мемориального комплекса, выполненный семьей Кукушкиных, фотографии и рассказы-впечатления родителей о несении Почетной вахты на Посту № 1 у Вечного огня. Запомнились и встречи с родными детей. Дошкольники познакомились с трудовой династией корабелов, семьей Лаптевой Лили, рассматривали книги об АСЗ, грамоты и почетные ленты членов семьи. Также дети общались с папой Ульяны, членом ассоциации самбо, заслуженным тренером России Кирилиным Андреем Васильевичем: с удовольствием учились приемам самообороны, рассматривали медали и кубки, примеряли форму.

Посетив занятие в краеведческом музее «В нанайском стойбище», ребята подготовительной группы инсценировали нанайскую сказку «Айога», спектаклем наслаждались дети младшей и средней групп.

Результатом прогулок в парках, у набережной Амура, знакомства с хвойными деревьями стали папки-передвижки, рассказывающие о пользе ели, сосны и лиственницы, экспонаты «Кора», «Веточка», «Шишка». Продолжением работы явился проект «Животный и растительный мир Хабаровского края», предусматривающий создание Красной мини-книги Хабаровского края.

В процессе деятельности нашего мини-музея «Юный комсомольчанин» у детей появились новые, любимые, изготовленные ими дидактические и придуманные ролевые игры: «Архитектурные пазлы» (цель: собрать картинки с изображением Драмтеатра, Речного вокзала и т.д.), «План местности» (цель: пройти по заданному маршруту, показать или нарисовать план дороги от дома к детскому саду), «Экскурсовод» (цель: рассказать об экспонатах мини-музея).

Мини-музей играет большую познавательную роль в воспитании дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Создание мини-музея в нашей группе способствовало возникновению интереса, желания узнать больше как у детей, так и у взрослых. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для группового музея.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!