Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Вопросы и задания |
 Скачать 32.7 Kb. Название | Вопросы и задания | | характеризует политику | Дата | 28.04.2016 | Размер | 32.7 Kb. | Тип | Документы |
|
Вопросы и задания:
1) Как характеризует Бориса Годунова историк С. Ф. Платонов?
2) Найдите в тексте слова, характеризующие московский дворец при Борисе Годунове.
3) Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым?
4) Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана Грозного?
5) Согласны ли вы с мнением историка?
6) Каким характеризует Бориса Годунова историк В. О. Ключевский?
7) Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова.
8) Согласны ли вы с мнением историка? С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ
...Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу... между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневливым.
Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ
. . . Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.
ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА из ХРОНОГРАФА
«Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей.
Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был ОН светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской Земли». (Рассказы русских летописей IV-XVII вв. М., 1976. С. 157-158.)
Вопросы и задания:
1) Приведите место из документа, где сказано о внутренней политике Бориса Годунова.
2) Против чего боролся Борис Годунов?
3) Как в документе характеризуются черты личности Бориса Годунова?
4) Согласны ли вы с данной характеристикой Б. Годунова?
ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов...
Сие важное намерение не исполнил ось, как пишут, от сильных возражений духовенства...Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
(Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1998. С. 693.)
Вопросы и задания:
1) Как автор характеризует развитие просвещения в России в период царствования Бориса Годунова?
2) По документу определите отношение автора (Н. М. Карамзина) к изложенным фактам.
3) Как представленные факты характеризуют Бориса Годунова?
Отметьте, что сказано об этом в документе.
4) Как характеризуется народное образование? Приведите пример из документа, где об этом сказано. |
|
|