Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Вопросы и задания


Скачать 32.7 Kb.
НазваниеВопросы и задания
характеризует политику
Дата28.04.2016
Размер32.7 Kb.
ТипДокументы


Вопросы и задания:

1) Как характеризует Бориса Годунова историк С. Ф. Платонов?

2) Найдите в тексте слова, характеризующие московский дво­рец при Борисе Годунове.

3) Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым?

4) Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана Грозного?

5) Согласны ли вы с мнением историка?

6) Каким характеризует Бориса Годунова историк В. О. Клю­чевский?

7) Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова.

8) Согласны ли вы с мнением историка?
С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

...Пристальное знакомство с документами той эпохи обнару­живает большую разницу... между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомуд­ренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневли­вым.

Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «право­судие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходить­ся без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ

. . . Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталки­вали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, кото­рую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.

ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА из ХРОНОГРАФА

«Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей.

Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был ОН светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добро­детелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чино­начальников Русской Земли». (Рассказы русских летописей IV-XVII вв. М., 1976. С. 157-158.)

Вопросы и задания:

1) Приведите место из документа, где сказано о внутренней по­литике Бориса Годунова.

2) Против чего боролся Борис Годунов?

3) Как в документе характеризуются черты личности Бориса Годунова?

4) Согласны ли вы с данной характеристикой Б. Годунова?

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА

В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзо­шел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов...

Сие важное намерение не исполнил ось, как пишут, от силь­ных возражений духовенства...Но оставив мысль заводить университеты в России, царь по­слал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и фран­цузы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила госу­дарственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

(Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1998. С. 693.)

Вопросы и задания:

1) Как автор характеризует развитие просвещения в России в период царствования Бориса Годунова?

2) По документу определите отношение автора (Н. М. Карам­зина) к изложенным фактам.

3) Как представленные факты характеризуют Бориса Годунова?

Отметьте, что сказано об этом в документе.

4) Как характеризуется народное образование? Приведите при­мер из документа, где об этом сказано.