Главная страница

Результативности и эффективности методической работы в образовательном учреждении


Скачать 75.62 Kb.
НазваниеРезультативности и эффективности методической работы в образовательном учреждении
Дата25.02.2016
Размер75.62 Kb.
ТипДокументы



КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ



Без стремления к научной работе

педагог неизбежно попадает

во власть трех педагогических демонов:

рутинности, банальности, механистичности...

А. Дистервег
ВВЕДЕНИЕ

Повышение педагогического мастерства учителя - процесс перманентный. Конечно, перед начинающим учителем или учителем со стажем стоят разные методические проблемы. Тем не менее, проблемы всегда имеются. Особенно это актуально в периоды глобальных перемен в системе образования. Помочь учителю в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение научно-методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями - вот основные задачи методической службы школы.

Методическая работа в образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

Цель методической работы - создание условий для повышения педагогического мастерства учителей. Реализация этой цели может происходить разными способами и формами: научно-практическая информация, теоретические и практические семинары, педагогические мастерские, стажерские площадки, мастер-классы и научно-практические конференции. При этом могут быть созданы такие подразделения методической службы, как кафедры, методические объединения, проблемные группы, временные творческие группы, межшкольные методические объединения.

Функции методической работы в школе.

1. Функции методической работы по связи с «внешней средой», то есть ее функции по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту. К задачам, которые определяются первой функцией, относятся:

  • осмысление социального заказа, важнейших требований общества к
    школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных
    программно-методических требований, приказов и инструкций
    вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное
    доведение до каждого работника;

  • внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук;

  • внедрение достижений передового педагогического опыта (творческие
    группы, обмен опытом);

• распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном
педагогическом коллективе (в том числе издательская деятельность,
размещение методических разработок в сети Интернет).


2. Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы.

Эти функции реализуются через осуществление следующих задач:

  • анализ образовательного процесса в школе и его результатов, выявление изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;

  • выработки единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования;

  • предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

  • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками; («круглые столы», семинары, статьи в школьной прессе и т.д.);

  • стимулирование массового педагогического творчества и инициативы
    учителей.

3. Функции методической работы по отношению к конкретному учителю,
классному руководителю, воспитателю, которые реализуют ее основную
цель - помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной
компетентности.

Эта функция методической работы в школе непосредственно связана с обеспечением роста мастерства каждого учителя, который определяется умениями оптимально строить процесс обучения, в частности:

Умения, определяющие оптимальность планирования и проектирования процесса обучения.

Умения, которые позволяют оптимально реализовать намеченный план обучения (урока).

Умения анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности.

Формы методической работы, используемые в школе: Массовые:

  • Проблемно-стратегические педсоветы. Ежегодно проводится 4 педсовета по наиболее актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса.

  • Научно-практические конференции. Участие в городских и областных конференциях по информатизации образовательного процесса, по внедрению профильного обучения в образовательный процесс.

Групповые, коллективные:

  • Заседания методических объединений, творческих групп.

  • Семинары (научно-методические, обзорно-информационные,
    рефлексивные, по освещению опыта работы и др.).

  • Методические совещания.

  • Групповые консультации.

  • Предметные недели как форма отчёта методического объединения.

  • Творческие отчёты учителей.

  • Мастер-классы и открытые уроки.

К индивидуальным формам методической работы относятся:

  • Работа по самообразованию учителя.

  • Наставничество.

  • Индивидуальные консультации.

  • Разработка учителем методической темы.

Организация работы методического объединения по физической культуре:

- изучение, анализ состояния дел в ОУ с учетом нового «социального
заказа»;

  • выбор цели и конкретных задач деятельности;

  • планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения
    целей;

  • стимулирование, оказание практической помощи педагогам на основании
    результатов тестирования;

  • подведение итогов каждого этапа методической работы и определение
    новых ближних и дальних перспектив;

  • сбор и обработка полученной информации;

- корректировку образовательно-воспитательного процесса в ходе различных методических занятий с учителями;

- поощрение творческих педагогических работников, создание атмосферы
сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

Основными критериями эффективности работы методического объединения по физической культуре кроме результативных показателей (уровня

педагогического мастерства, активности педагогов и др.), являются характеристики самого методического процесса:

1. Системность - соответствие целей и задач содержанию и формам

методической работы.

2. Дифференциация - второй критерий эффективности методической работы - как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей.

3. Этапность - показатели эффективности методической работы.
Процесс методической работы в ОУ включает в себя определенные последовательные этапы:

1-й этап - теоретический - осознание идеи, осмысление передовых систем (лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы);

2-й этап - методический - показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы (методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор передового педагогического опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки», организационно-деятельностные игры - «Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», «Огонь по ведущему» и др.-) ;

3-й этап - практический - самостоятельная разработка и апробация учителями новых технологий обучения и воспитания (практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол»);

4-й этап - аналитический - выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения (организационно - деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам контрольных срезов, результатам диагностики).

Таким образом, актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь учителю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа. Задача руководителя методического объединения по физической культуре, заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства учителя, так как педагогическое мастерство учителя является одним из факторов повышения уровня качества образования. Также необходимо повысить уровень предмета физической культуры, его значимости через изменение отношения к предмету не только учеников, но и их родителей, учителей других предметов. В этом году открывается класс предпрофильной подготовки, который включает в себя углубленное изучение видов спорта, теории и методики физического воспитания, профессиональную направленность. Это будет являться одним из условий роста мастерства учителя. Нужно помнить, что создание условий, содействующих образованию ребёнка, возможно в том случае, если учитель готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования.