Главная страница

“Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”. В. Г. Белинский


Скачать 135.75 Kb.
Название “Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”. В. Г. Белинский
Дата 22.04.2016
Размер 135.75 Kb.
Тип Задача

Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса”.

В.Г. Белинский

Задача всех работников образования, родителей состоит в том, чтобы помочь детям постичь законы и взаимосвязи окружающего мира, научить сопрягать своё личное существование со всем многообразием жизни. Путь к педагогическому мастерству лежит через творческую работу самого учителя: проблема методов обучения родному языку в плане активизации самостоятельной работы учащихся, проблема современного урока с применением активных методов, технических средств обучения, проблема единства и воспитания. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. В настоящее время большое внимание уделяется новым технологиям. В своей работе я использую:




и др.
Большое внимание уделяю нетрадиционным формам обучения: урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, круглый стол. Такие уроки повышают интерес к предмету, к данной теме, повышают творческую активность, развивают мыслительную деятельность, позволяют вовлечь в учебный процесс большое количество учащихся. Такие формы обучения способствуют развитию речи, памяти, воображения школьников, приносят чувство радости и удовлетворения. Они дают эмоциональный настрой, обостряют их мыслительную деятельность. В результате материал усваивается прочно.


Проектная технология

Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету,
В своей практике эту технологию я применяю в основном на уроках литературы.

Например: ученики 9 класса в прошлом году составили проект по теме: «Хэти ащыгъупшагъэп, сыди ащыгъупшагъэп».

Учащиеся разделились на 3 группы. Каждая группа получила задание.

1 группа – собрать материал, подготовить сообщения и составить презентацию о Х.Б. Андрухаеве.

2 группа – написать сочинения по теме: «Сигупсэмэ ащыщэу тишъхьафитныгъэ къэзыухъумагъэр». Лучшие работы были напечатаны в газете, был оформлен стенд «Къэлэм лъэуж».

3 группа – собрать материал, подготовить сообщения и составить презентацию о Золотых звездах Адыгеи. Итогом этого проекта стал урок-мужества, который был проведен в музее им. Х.Б. Андрухаева.

В процессе подготовки, участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительным материалом, используя информационную сеть – Интернет; учащиеся выбирали наиболее важный материал.

Тестовая технология  

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках адыгейского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. Тестирование провожу по разработанным мной специальным тест-картам. По адыгейскому языку составлены тесты по следующим темам 5 класс: лексикэр, фонетикэмрэ графикэмрэ, гущыIэгъэпсыныр, кIэджыкIыжьыныр; 6 класс: пкъыгъуацIэр, плъышъуацIэр, цIэпапкIэр, пчъэгъацIэр, кIэджыкIыжьын; 7 класс: глаголыр, наречиер, бзэ IэпыIэгъу гущыIэхэр, кIэджыкIыжьын; 9 класс: гущыIэухыгъэзэхэлъхэр, зэпх зыхэмыт гущыIэухыгъэзэхэлъхэр, кIэджыкIыжьын; кIэджыкIыжьын 10кл., кIэджыкIыжьын 11 кл. По литературе: литературнэ пшысэхэр 5кл., кIэджыкIыжьын 5кл., кIэджыкIыжьын 6кл., кIэджыкIыжьын 7кл., кIэджыкIыжьын 9 кл., 10кл., 11 кл. Тестирование служит средством проверки и самопроверки знаний учащихся.

Информационные технологии.

В последние годы применение информационных технологий в своей деятельности учителями – предметниками, это уже не модно, это жизненная необходимость. Учителя уже вышли на тот уровень, когда использование компьютерных технологий является необходимым атрибутом их деятельности. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии – как средство повышения производительности и эффективности труда. Наибольшее количество информации около 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Я работаю над этой темой 5 лет. Данную технологию я считаю уже традиционной, так как она прочно вошла в мою педагогическую деятельность. Диапазон определяется системой уроков по каждой теме. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, и интернет ресурсы. С помощью этих программ заранее создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам.

В меру возможностей, я применяю на уроках адыгейского языка и литературы современные технические средства обучения: компьютер, различные историко-документальные фильмы, аудиокассеты, видеозаписи.

Ни для кого, ни секрет, что работа учителя адыгейского языка и литературы усложняется тем, что нет в продаже ни методических разработок, ни соответствующих таблиц, ни поурочных разработок, ни наглядных пособий, которые можно было бы использовать на уроке. Но если есть желание работать, можно найти выход. Мне, например, помогают материалы передач республиканского телевидения и радио. «Тарихъым инэкIубгъохэр», «Къэлэм лъэуж», «Джэныкъо машIу».
На уроках литературы очень часто сталкиваемся с историей адыгского народа. На таких уроках, я использую материалы передачи «Тарихъым инэк1убгъохэр». Например, в 8 классе при изучении темы «Фэрзэпэ заом иорэд» на уроке идет просмотр историко-документального фильма «Фэрзэпэ зау». В 11 классе, при изучении романа И. Ш. Машбаша «Мыжъошъхьал» эффективными являются исторические фильмы «Лъэгэ шъхьартIупщ зэIукI», «Хъырцыжъ Алэ ик1одык1», «Абдзахэмэ ян». При изучении темы «Бзыикъо зау» - «Бжъэдыгъумэ япщыхэр», «Черкесия». Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях. При изучении комедии Е. Мамия «Мыхьамчэрыекъор, привет» дети смотрят спектакль «Мыхьамчэрыекъор, привет». Все эти телепередачи применяются на уроках с выходом в интернет.
Используя материалы телепередачи «Къэлэм лъэуж», организовываю заочную встречу с тем или иным писателем. На этих уроках, по ходу просмотра дети записывают основные факты, даты или составляют тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.
В 5 – 7 классах при изучении устного народного творчества использую материалы передачи «Джэныкъо машIу».

На уроках литературы применяю различные аудиокассеты. Это в основном старинные песни (гъыбзэхэр). Изучение этого жанра начинается в 7 классе

Мною подготовлены презентации к урокам адыгейского языка и литературы по следующим темам 5класс: Хьаткъо А. усэу «Гъатхэ», Бэрэтэрэ Хь. Усэу «Синыдэлъфыбз», сказка «Акъылыр зыщэфыгъэ лIыр». 6 класс: Жэнэ Къ. ищы1эныгъэ ык1и итворческэ гъогу, «Андырхъое Хъ». Жэнэ Къ. «Ц1ыфыр зык1ыщы1эр» По адыгейскому языку: 5 класс: «Гущы1эухыгъэр», «Гущы1эухыгъэ убгъугъэмрэ мыубгъугъэмрэ», фонетикэр «Мэкъэ чанхэмрэ мэкъэ дэгухэмрэ», «Буквэ къызэрык1охэмрэ буквэ зэхэлъхэмрэ», «Мэхьанэ занк1э ык1и ехьщыр мэхьанэ гущы1эмэ зэря1эр»; 6 класс: «ПкъыгъуацIэр», «ПлъышъуацIэр», «Ц1эпапкIэр», ПчъэгъацIэр, 7 класс: «Наречиер», «Глаголыр», «Причастиер», «Деепричастиер», «Гущы1элъык1ор», «Гущы1эгъусэр», «Зэпххэр».

На сегодняшний день в моей педагогической копилке накопилось много исторических фильмов из телепередач «Тарихъым инэкIубгъохэр»: «Фэрзэпэ зау» «Бжъэдыгъумэ япщыхэр» (Бзыикъо зау), «Лъэгэ шъхьартIупщ зэIукI» (Урыс-Кавказ зау), «Хъырцыжъ Алэ ик1одык1» (Урыс-Кавказ зау), «Абдзахэмэ ян» (Урыс-Кавказ зау), «Къанжьал зау» и др.

Старинных песен (гъыбзэхэр): «Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт игъыбз», «ОщнэIу зау», «Хьатх Мыхьамэт гъуазэ игъыбз» и др.

Из телепередач «Къэлэм лъэуж» Теуцожь Цыгъу, Къуекъо Налбый, Нэхэе Руслъан, Хъурмэ Хъусен, Емыж МулиIат, Къуикъо Шыхьамбый, и др. которые включены в школьную программу.

Проведение уроков с использованием компьютера, интернет ресурсов – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Все выше сказанное дает мне право сказать, что, использование компьютера на уроках адыгейского языка и литературы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.

Следуя новым веяниям социума, в своей работе использую электронные образовательные ресурсы. У меня есть личная страница на интернет – портале http://www.proshkolu.ru и свой мини-сайт на социальной сети работников образования nsportal.ru. Ссылка на мой сайт: http://nsportal.ru/gisheva-nagmet-nurbievna где я делюсь с коллегами-педагогами своими наработками, достижениями и конечно, проектами своих учеников и получаю много положительных отзывов и пожеланий. Мой блог открыт для общения с педагогами со всех городов на темы воспитания и образования.
Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. На уроках применяю разные физминутки: упражнения, способствующие для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц и туловища, для профилактики зрительного утомления.
В последнее время больше внимания уделяю электронным физминуткам. Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазами. В презентации 11 тем: "Матрёшки", "Футбол", "Дождь", "Новогодняя ёлка", "Кораблики и чайки", "Белые снежинки", "Хоккей", "Автомобили", "Листопад", "Розы", "Рыбки". Данный материал удобен тем, что любую физминутку можно скопировать и вставить отдельным слайдом в свою презентацию. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию, (для каждой темы музыка своя).

Технология дебаты

На уроках литературы, я использую технологию дебаты. Технология  «Дебаты», представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способс­твующих эффективной деятельности в условиях современного общества.  Дебаты  способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собс­твенной позиции, искусства аргументации. Данную технологию, как показал мой опыт, эффективно использовать в 10–11-х классах. Дебаты могут принимать различные формы, их можно проводить как на обычном, так и на сдвоенном уроке. Дебаты способствуют расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Литература 10-й класс: «Хэты уфэд, сыдым уфэд, джырэ адыгэ пшъашъ?» (Адыгэ бзылъфыгъэм иобраз ХьадэгъэлIэ Аскэр итворчествэ къызэрэщигъэлъагъорэр. поэмэхэу «Адыгэм ыпхъу», «Батмэтыкъохэр», «Лащын» джырэ адыгэ пшъашъэмрэ зэрагъапшэ)

11 класс: «Урыс-Кавказ зор лъэпкъым игууз».


В целом, следует отметить, что использование технологии «Дебаты» в преподавании ведёт к повышению эффективности преподавания, создаёт необходимые условия для формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями. «Дебаты» вырабатывают умение полноценно воспринимать художественные произведения; работать с критической, научно-популярной, публицистической и справочной литературой; владеть монологической и диалогической речью; умение вести полемику по обсуждаемой проблеме.

Игровые технологии

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Уроки-игры в основном я провожу на обобщающих уроках. Для таких уроков применяю игры: «Лото», «Домино», «Поле чудес», «Умники и умницы» и др. В основном в своей работе применяю игру «Домино». Заранее к уроку готовлю карточки. Они разделены на две части (как домино) в одной половинке содержится вопрос, а в другой – ответ. Учащиеся делятся на две или три команды. Я раздаю карточки. Ученик читает вопрос. Другой, у кого есть, ответ на этот вопрос отвечает, кладет карточку и читает свой вопрос. Третий ученик отвечает на этот вопрос и читает вопрос в своей карточке и т. д. Карточки, которые применяю на таких уроках:


С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.

Дифференцированное обучение.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. В своей работе использую различные формы работы:






коллективная - все учащиеся выполняют одно задание.
групповая - каждая группа получает задание.
индивидуальная - отдельные учащиеся получают персональный вариант задания.
парная – учащиеся парами получают задание и выполняют.
Цель состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках адыгейского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия

учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Одна из основных задач моей работы – использование передового опыта учителей-новаторов. На уроках адыгейского языка я использую «Комплексный анализ текста» - опыт учителя адыгейского языка и литературы Адыгейской Республиканской гимназии Блягоз М. А. На уроке раздаю каждому ученику карточки с текстами, и дети работают самостоятельно.

В заключении хочу отметить, что использование современных технологий на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Литература.

  1. Г. А. Абумова Информационные технологии как основа развития современных общеобразовательных школ, М.: Просвещение, 2001

  2. И.Л. Бим Формирование коммуникативной компетенции М.: Просвещение, 1998

  3. Т.А.Ильина Системно – структурный подход к организации обучения. М.: Просвещение, 2006

  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М,1998год.




МБОУ «Хакуринохабльская СОШ №1 им. Д.А. Ашхамафа»

Внедрение новых образовательных

технологий и ИКТ в реализации

национально-регионального компонента

на уроках адыгейского языка и литературы
Учитель

адыгейского языка

и литературы

Гишева Н.Н.

2013г.