Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с онр |
 Скачать 34.45 Kb. |
Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР
Успешность формирования устной монологической речи дошкольников зависит от интеграции в единое целое коррекционной работы педагогов разного профиля в ДОУ компенсирующего вида. Формирование и активизация описательно-повествовательной речи старших дошкольников с ОНР осуществляется путем комплексного воздействия силами учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Цель работы логопеда и воспитателей – не просто внести основы педагогической деятельности в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, семейный микроклимат.
Регламентирует коррекционную работу по формированию связной монологической речи учитель-логопед. Он знакомит дошкольников с правилами построения текстовых высказываний, с моделями описательных и повествовательных рассказов, активизирует речемыслительную деятельность детей по восприятию текстов и описанию наглядного иллюстративного материала, формирует специальные речевые умения и навыки лексико-грамматического оформления связных высказываний, стимулирует коммуникативную активность.
Работа над обогащением словаря и закреплением речевых умений и навыков в НОД, в самостоятельной игровой деятельности, общении проводится воспитателями и родителями детей.
Кроме того, воспитатели специально организуют игровую и практическую деятельность дошкольников с целью обогащения их сенсорного опыта. Воспитателям принадлежит существенная роль в ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, с картинами различных жанров, в формировании понимания смыслового содержания текста, наглядной ситуации, представленной на картине, в конкретизации сенсорного опыта, актуализации опорных знаний. Воспитатели рассказывают дошкольникам о творчестве художников, организуют экскурсии в художественный музей, устраивают тематические выставки репродукций картин и работ детей, созданных на основе восприятия содержания художественных произведений.
Родители также активно включаются в работу по закреплению практических умений, полученных детьми в детском саду. В домашних условиях дети пересказывают знакомые им тексты рассказов и сказок, самостоятельно или с помощью членов семьи иллюстрируют тексты или их эпизоды рисунками, реализуя художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию. Так, совместными усилиями воспитанников, родителей и педагогов в нашей группе была проведена презентация проекта «Как нарисовать рассказ?».
Цель проекта. Повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития связной монологической речи ребенка.
Задачи проекта:
уточнять, обогащать и активизировать словарный запас ребенка;
закрепить умение правильно составлять предложения;
способствовать развитию связной монологической речи, ее интонационной выразительности;
привлечь родителей к иллюстрированию текстовых сообщений;
совершенствовать стиль партнерских отношений между ребенком и взрослым.
Этапы работы.
Организационный. Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для работы, изучение методической литературы, разработка плана реализации проекта.
Практический. Взаимодействие педагогов с детьми и родителями по изготовлению иллюстраций к рассказу, сочинение дошкольниками историй с опорой на картинно-иллюстративный материал, запись родителями текстов детских рассказов.
Итоговый. Анализ текстовых сообщений детей. Презентация проекта.
Конечный результат реализации проекта.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах развития связной речи ребенка.
Позитивные изменения в устной речи детей.
Обогащение и распространение семейного опыта речевого воспитания дошкольников.
Практико-ориентированные проекты помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют осуществлению совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков речевого развития дошкольников с ОНР.
Советы родителям
Как можно больше беседуйте с ребенком на интересующие его темы.
Старайтесь чаще обращаться к ребенку с вопросами.
Не забывайте загадывать загадки, цитировать пословицы, фрагменты стихотворных текстов.
Знакомьте ребенка с доступными для его возраста произведениями художественной литературы, объясняйте значение незнакомых слов, образных выражений.
Стимулируйте желание пересказывать и инсценировать сказки, самостоятельно сочинять интересные истории, описывать предметы и природные явления.
Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, рассматривайте их с детьми.
Записывайте рассказы и сказки, придуманные вашим ребенком, помогайте иллюстрировать их.
Перечитывайте и обсуждайте ранее составленные рассказы, сказки, побуждайте к сочинению их продолжения.
|
|
|