Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Развитие устной и письменной речи у учащихся начальной школы при изучении глагола»


Скачать 401.47 Kb.
Название«Развитие устной и письменной речи у учащихся начальной школы при изучении глагола»
страница1/3
Дата17.02.2016
Размер401.47 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение

Центр образования №953

Аттестационная работа

по теме:

«Развитие устной и письменной речи у учащихся начальной школы при изучении глагола»

Учителя начальной школы

Крючковой Н.В.

Москва 2010г.

Введение…………………………………………………………………..………………………..3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития устной и письменной речи у учащихся

1.1. Речь как средство развития мышления..…….……………….………………6

1.2. Задачи и содержания работы по культуре речи…………………………..8

1.3. Требование к речи учащихся.….…………………………………………………..10

Выводы………………………..……………………………………………………………..……….12

Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в начальной школе

2.1. Глагол как часть речи……………………..…………………………………………….14

2.2. Формирование навыков правильного употребления глаголов у учащихся………………………………………………………………………………………..…………....16

2.3. Предупреждение и устранение речевых ошибок…………………..…….21

Выводы………………………………………………………………..………………………………..41

Заключение…………………………………………………………….................................42

Библиография…………………………………………………………………………………………44

Введение

Среди многих учебных предметов, определяющих содержание начального обучения и одинаково важных для воспитания и образования младших школьников, Ушинский особо выделял родной язык. Знания каждого предмета усваиваются ребенком через слово. «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себя их результаты…»

А конечной же целью грамматики и правописания является умение «быстро выражать изустную и мысленную речь, чтобы она совершенно была понятна каждому образованному человеку, следовательно, сообразна с общепринятыми для письменной речи правилами» писал К.Д.Ушинский. Читаешь эти строки и поражаешься, как современно, ярко и актуально они звучат!

Научить ребенка правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи – основная задача учителя.

Я, работая по программе «Планета знаний», поняла, что учебник русского языка, хорошо формирует представление о единстве и многообразии языкового пространства, понимание учащимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения.

Основу русского национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это язык книг, газет, журналов, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Вот как писал о великом русском языке К.Г.Паустовский: « Нам дан во владения самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача по изучению, и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в классах.
Я постоянно сталкиваюсь и в школе на уроках, и в общении между учащимися, и на страницах газет и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышу споры о языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в споре? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, или тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке о языке.
Учащемуся, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как любому ученому знать в деталях основы “ специальных ” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком каждому человеку.
Я думаю, что пока мы не познакомимся с основами науки о языке, с ее главными положениями, мы не сможем глубоко и серьезно, а главное – точно судить о своей собственной речевой культуре и о культуре речи наших учеников.
Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильные речи или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Я считаю, что задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих передо мной, как учителем. Как было сказано выше, вопросом “ умение говорить ” посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.

Я считаю, что творческому развитию учащихся способствует развивающее обучение, направленное на личностно-ориентированное обучение детей.

Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. А эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. Когда учащиеся вовлекаются в активную деятельность по выполнению заданий познавательного характера, длительность активной работы учеников на уроке возрастает, что позволяет отказаться от дополнительных занятий во внеурочное время.

Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Все вышесказанное определили выбор темы моей работы.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития устной и письменной речи у учащихся

1.1. Речь как средство развития мышления.
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.
Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течении всей жизни человека.
Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: « Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.

1.2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ.
В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами(в произношении, ударении словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.
Само слово « культура» от латинского (cultura) буквально значит «возделывание»,(обрабатывание). Это то, что «обработано», (возделано) и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «обрабатывается) и «возделывается), шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая область науки о языке сформировалась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране.
Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решая вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение, как и стилистика – это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу. Такие два традиционные для школы направления в работе по развитию речи учащихся, отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи.
Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У нее тоже, что и у статистики, предмет изучения – речь, но точка зрения на материал иная. Культуру речи интересует, как пользуется человек речью для целей общения?
Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие “языковая норма” считалось центральным понятие этого раздела языкознания, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения.
Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладение литературным языком. «Правильность речи – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразия способов выражения того же смысла, находящихся в рассмотрении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче».
Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Нормы литературного языка соотносятся с уровнями системы языка. Существуют нормы лексические, орфографические, грамматические – словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях справочниках, посвященным проблемам модификации языка.
Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Эта ступень предполагает высокий уровень развития речевой культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью простого и понятного термина хорошая речь.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?
Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.
Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы.
Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена, только при соблюдении всего комплекса требований.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае:

1)если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;
2)если в ней точно передано содержание высказывание;
3)если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.

Вывод по главе:
Сколько себя помнит человек, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: «Как правильно говорить?!)
Этот вопрос я и постаралась раскрыть в данной главе.
А.Н.Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
…Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек сооружает искусственные водоемы, создает искусственные лесопосадки. Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие ручьи здесь не спасти не какими запрудами. Искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, неминуемое ведет к безжизненности, к угасанию мысли.
Поиски родников народной речи расчищение засыпанных ими забытых колодцев, обращение к богатствам книжной и устной традиции – таков путь сбережения и обновления главной культурной святыни, которую мы передаем своим потомкам.

Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в начальной школе

2.1. Глагол как часть речи.
ГЛАГОЛ – это цельная мысль, а не отдельное понятие, как имя существительное; это сообщение о чем то, а не эмоция выражения, как имя прилагательное. Когда-то глаголом и называли всякое слово (так и у Пушкина – в архаичном высоком значении: “глаголом жги сердца людей”). Термин глагол – это буквальный перевод латинского /verbum/, что значит «слово, речь». Ведь слово глагол в славянском языке как раз и означало (речь, слово). В течение сотен лет сохранялась лаконичная речь предков в емком слове, в важнейшей части речи – глаголе.
ГЛАГОЛ – часть речи, выражающее действие или состояние как процесс. Характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам речевого акта и тому подобное (то есть времени, наклонения, спряжения, вида, залога, лица), а так же синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей. Глагол вспомогательный. Глагол движения. Глагол действия. Глагол желания. Глагол завершенного действия. Глагол изъявления. Глагол мышления. Глагол незавершенного действия. Глагол состояния. Глагол покоя. Глагол пребывания. Глагол препятствия. Глагол совместного действия. Глагол чувства.
Вместе с тем формообразование глагола (спряжение) не во всех языках четко противопоставлено формообразованию имени (особенно прилагательному), а набор грамматических категорий глагола является далеко не одинаковым в разных языках. По своим признакам глагол противопоставлен имени.
Признаки существительных глаголов обозначает предмет (в широком смысле этого слова. Основные категории: род, число, падеж. Склоняются. Самый продуктивный способ словообразования суффиксальный. Основная синтаксическая функция – подлежащее, дополнение,обозначает действие. Основные категории: вид, залог, наклонение, время, лицо. Спрягаются. Самый продуктивный способ словообразования – префиксальный. Основная синтаксическая функция – сказуемое.
Значение действия может быть выражено не только глаголом, но и существительным: бег, прыжок, ходьба. Однако действие, обозначенное существительным, опредмечивается в нашем сознании, мыслиться как предмет; оно не приписывается какому либо производителю и осмысливается безотносительно ко времени, тогда как действие, обозначенное глаголом, обычно предполагает какой-либо действующий предмет (лицо) и характеризуется с точки зрения времени. Действие, обозначенное существительным (ходьба), выражается в формах рода, числа и падежа. Действие же, обозначенное глаголом (хожу), - в формах вида, залога, наклонения, времени, и лица составляют специфику глагола как части речи. Каждая глагольная форма обладает или всеми, или частью этих категорий. Глагол имеет так же категории числа и рода, но эти категории не специфичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.
ГЛАГОЛ – одна из самых емких и богатых частей речи в русском языке. В отличии от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, является (могут быть) субъект, объект и другие участники. Синтаксической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения.

2.2. Формирование навыков правильного употребления глаголов у учащихся

В начальной школе изучаются в большей или меньшей степени практически все разделы русского языка, и большое место отводится морфологии – разделу науке о языке, который рассматривает слово, как часть речи.

Мы знаем, что в русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные и служебные.

Большое место в программе начальной школы отводится на изучение темы «Глагол». Но, к сожалению, программа построена так, что данная тема изучается в конце года. По результатам многолетних наблюдений я пришла к выводу, что надо максимально сократить количество часов на повторение в начале года и, таким образом, передвинуть изучение данной темы на более ранний период. Это можно сделать без «ущерба» материала по повторению, организовав в течении года его циклическое изучение. Но об этом я расскажу позже. А пока – глагол.

Я проанализировала результаты учебной деятельности учащихся по теме и получила данные об общем уровне знания системы языка, его грамматике и правописании. Возможности использования в практической деятельности, т.е. умению владеть нормами языка, речевого этикета, понимать и строить высказывания , общаться устно и письменно.

Ещё в буквенный период я обращаю внимание детей на эту часть речи, и все-таки уделяю ей мало внимания, чем имени существительному или имени прилагательному. Например, говоря о многозначности слова, чаще всего приводим примеры имен существительных: ручка, звезда, коса и т.д.. А здесь, с моей точки зрения, полезны и уместны простейшие лексические упражнения в употреблении слов в прямом и переносном значении и с глаголами.

Например: школьники идут,

часы идут;

мальчик встает;

солнце встает;

сковать (цепь);

сковать (морозом реку).

При изучении написания букв можно начать « вить» гнезда родственных слов, постепенно приучая детей видеть не только их общую часть, но и различать слова, как части речи. Вот один из примеров : группа родственных слов со словом «мороз»:

Мороз

Морозец

Морозный

Морозилка

Морозить

Сначала я сама ставлю вопросы к различным частям речи, но постепенно дети начинают улавливать разницу между ними. Полезно проводить эту работу в начале урока, используя минуты, которые мы отводим на каллиграфию. Например:

со со со со со со со со со со со со со со со со со со со со со

соль

соленый

солонка

солить

зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо

зелень

зеленый

зеленеть

зазеленеть

Я обращаю внимание детей на формы слов используя многочисленную группу слов, содержащую корень «сад»:

сасаса адададад ажажаж сасаса адададад ажажаж

сад

садовая

садовник

саженец

сажать

посадить

Понятие корня я закладываю также в буквенный период. Сначала я просто считаю повторяющиеся буквы, выделяя общую часть, не забывая при этом, что эти слова близки по значению.

Жа жи же жу Жа жи же жу

Желтый

Желток

Желтеть

Пожелтеть

При прохождении во 2-м классе тем «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением» и «Правописание парных глухих и звонких согласных и в корне слова» значение этих строчек увеличивается. Расширяется объем вопросов, которые можно поставить к словам.

Св св св св св св св св св св св св св св св св св св св св св

Свет Вопросы:1. Найди общую часть (корень) Светить

2. Поставь ударение

осветить 3.Назови проверочное слово

Светлана 4. Найди слова отвечающие на вопрос:

Светлячок Что делать? Что сделать?

Бо ба бу бы бэ

Бя би бю бе бё

Белый

Белизна

Белеть

Побелеть

«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.»

М.Ю.Лермонтов

Безусловно, вести такую работу во 2-ом классе достаточно сложно, но возможно.

К началу 3-го класса у детей накапливается определенный запас знаний, позволяющий не только найти глагол среди других частей речи, но и образовать его при помощи суффиксов и приставок.

«Наша речь состоит из слов – это часть речи» - говорю я малышам, начиная с первого года обучения.

В 3-м классе, я даю полную формулировку глагола, как части речи.
  1   2   3