Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения


Скачать 2.07 Mb.
НазваниеРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
страница1/9
Дата10.02.2016
Размер2.07 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

ДСКВ №2 «Калинка»

___________ О.И. Мельник

Педсовет № ____от «____»_________20___г.

Приказ № ____от «____»_________20_____г


УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации основной общеобразовательной программы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада комбинированного вида №2 «Калинка»

в группе общеразвивающей (компенсирующей) направленности

(для детей 4 года жизни)

ФИО составителя: Климова С.Б.,

Мингазова Р.Р.


Год составления: 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

I часть

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

стр

1

Целевой раздел




1.1

Пояснительная записка:(цели и задачи реализации ООП, принципы и подходы в организации образовательного процесса)

3

1.2

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности осуществления образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие)




1.3

Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)




1.3.1

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС




1.3.2

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в примерной образовательной программе «От рождения до школы»




2

Содержательный раздел




2.1

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей




2.1.1

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»




2.1.2

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»




2.1.3

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие»




2.1.4

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»




2.1.5

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие»




2.2

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса




2.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников




2.4

Содержание коррекционной работы




3

Организационный раздел




3.1

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении




3.2

Проектирование образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями




3.2.1

Учебный план




3.2.2

Годовой календарный график ОД




3.2.3

Расписание образовательной деятельности с воспитанниками




3.3

Организация совместной деятельности педагогов и воспитанников




3.3.1

Циклограмма совместной деятельности педагогов и воспитанников




3.3.2

Циклограмма игровой деятельности




3.3.3

Циклограмма двигательной активности




3.4

Организация самостоятельной деятельности детей




3.5

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе




3.6

Описание материально-технического и методического обеспечения программы, используемые средства обучения




II

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




1

Целевой раздел




1.1

Пояснительная записка




1.2

Особенности организации дополнительного развивающего процесса




1.3

Планируемые результаты дополнительного развивающего образования




2

Содержательный раздел




2.1

Содержание психолого-педагогической работы по приоритетным направлениям




2.2

Обеспечение реализации образовательных областей в парциальных программах дополнительного развивающего образования




3

Организационный раздел




3.1

Проектирование дополнительной развивающей деятельности в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями




3.1.1

Учебный план




3.1.2

Годовой календарный график




3.1.3

Расписание дополнительной развивающей деятельности




3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды




3.3

Материально-техническое и методическое обеспечение







Краткая презентация программы для родителей (законных представителей)







Приложение





I ЧАСТЬ: ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ.

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

Основой для разработки рабочей учебной программы для детей общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет стали следующие нормативно-правовые документы:

- закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,

- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26;

- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

- образовательная программа МБДОУ ДСКВ №2 «Калинка»

Цель программы направлена на выполнение Образовательной программы МБДОУ ДСКВ №2 «Калинка»

Цели и задачи деятельности по реализации Образовательной программы

Главная цель образовательного процесса в ДОУ: обеспечить условия обогащенного, многогранного развития и воспитания каждого ребенка в разных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры, представлений о здоровом образе жизни;

  2. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  3. Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  4. Содействие развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

  5. Стимулирование творческой активности, воображения воспитанников, желания включаться в творческую деятельность;

  6. Обеспечение полноценного художественно-эстетического развития детей, формирование основ их общей культуры;

  7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.


Принципы и подходы к формированию Программы:


  1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

  3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание программы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале).

  4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

  5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

  6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

  7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  9. Принципа гуманизации, который означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

  10. Принципы дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

  11. Принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования для обеспечения к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе; соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько усвоения детьми определенного объема информации, знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

  12. Принцип системности, который означает, что Программа представляет собой целостную систему высокого уровня (все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы).

  13. Принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, который реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры, одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.


1.2 Особенности осуществления образовательного процесса
1. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

2.Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, при восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании). Она может быть непосредственно-образовательной деятельностью (далее – НОД) или образовательной деятельностью, осуществляемой в ходе режимных моментов (далее – ОДвРМ).

Программа реализуется также в самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. НОД подразумевает фронтальные и подгрупповые формы.

3.Образовательный процесс носит светский характер.

4.Национально-культурные особенности осуществления образовательного процесса:

а) образовательный процесс осуществляется на русском языке;

б) в образовательной деятельности уделяется большое внимание произведениям устного творчества, хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству русского народа, одновременно у детей воспитывается уважение к другим народам, интерес к мировому сообществу;

в) в образовательном процессе учитываются культурные традиции жителей города Нижневартовска.

5.При организации режима дня учитываются климатические особенности местоположения ДОУ: холодная зима и короткое лето. В связи с этим, в Программе представлено несколько вариантов режима дня.

6.В образовательном процессе максимально используются возможности социального окружения.

Возрастная и индивидуальная характеристика контингента детей 2-ой младшей группы

Сфера развития детей, виды деятельности

Особенности развития контингента детей

Возрастные особенности

Индивидуальные особенности

Физическая

В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Возраст 3-4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств: скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости.

Развивать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Формировать у детей чувство осторожности, прививать знание основ безопасности.

Познавательная

Сфера познавательной деятельности детей в этом возрасте по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка в данный момент.

Поддерживать потребность в общении со взрослыми как источником разнообразной информации о мире.

Речевая

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: не только зрительно воспринимать образы, но и описывать их, легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов), может уметь разделять предметы по группам (мебель, одежда, посуда и т.д.), называет по одному признаку каждого предмета, знает названия основных действий людей и животных, повторяет за взрослыми стишки, песенки, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.

Формировать привычку к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым.

Социально-коммуникативная

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие, однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Постоянно поддерживать обратную связь с ребенком, всем своим видом давая понять («Я с тобой, я тебя понимаю»). Развивать потребность в самостоятельности, стремление к чистоте и порядку.

Художественно-эстетическая

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Учить оценивать результаты своего изобразительного творчества.


Вывод:

В сфере физического развития особое внимание следует уделить:

- развитию потребности в активной двигательной активности,

- своевременному овладению основными видами движений,

- освоению элементарных навыков личной гигиены.

В сфере познавательного развития особое внимание следует уделить:

- обогащению представлений об окружающих предметах и явлениях,

- развитию любознательности.

В сфере речевого развития особое внимание следует уделить:

- расширению словарного запаса детей,

- умению употреблять в своей речи со сверстниками и взрослыми сложные предложения.

В сфере социально-коммуникативного развития особое внимание следует уделить:

- воспитанию доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению,

- обучению детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

В сфере художественно-эстетического развития особое внимание следует уделить:

- развитию воображения,

- умению выражать воспринимаемое в изобразительном творчестве.

1.3 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

1.3.1 Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.3.2.Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в примерной образовательной программе «От рождения до школы»





Портрет выпускника




  • Умения и навыки в двигательной деятельности




  • Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат.

  • Результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.

  • Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.

  • Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, стремится к физическому совершенствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.




  • Умения и навыки в игровой деятельности




  • Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.

  • Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

  • Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному.

  • Детям-«сочинителям» наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла.

  • Дети-«исполнители, артисты» проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.

  • Для детей-«режиссеров» характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.

  • Детям-«практикам» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.

  • Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.

  • В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.

  • Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.




  • Умения и навыки в трудовой деятельности




  • У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный интерес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрослыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фотографий, просмотр телепередач).

  • Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался.

  • Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, рисунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения.

  • Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции желаний и приобретенных основ культуры потребления (бережливость в использовании воды, света, продуктов питания, материалов).

  • Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой; он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хороший организатор и помощник, труд ребенка результативен, основан на самоконтроле.






  • Умения и навыки в коммуникативной деятельности




  • Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

  • Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

  • Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь-доказательство, объяснения, речь-рассуждение).

  • Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором обсуждений событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает творческие словесные игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

  • Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения («я думаю, что...»; «я считаю», «я полагаю», «я хочу тебя убедить»); владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника («я хочу тебе возразить», «я не согласен с тобой», «я сомневаюсь в этом» и т. п.); умеет принять позицию собеседника.

  • Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный), место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.




  • Умения и навыки в познавательно-исследовательской деятельности

  • (предметный мир)




  • Ребенок проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.

  • Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталонным, выделяя сходство и отличие.

  • Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.

  • Осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.

  • В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования.

  • Адекватно и детально отражает в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.




  • Умения и навыки в познавательно-исследовательской деятельности

  • (мир природы)




  • Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе становится более устойчивым.

  • Ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.

  • Обращает внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советует, как поступить, помочь живому, высказывает замечания, если их поведение вредит растениям и животным.

  • Отличается широтой кругозора, хорошо ориентируется в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывает о них, делится впечатлениями.

  • Интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.

  • Самостоятельно ухаживает за растениями уголка природы, ответственно относится к труду. Владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Готов оказать помощь в случае необходимости.

  • Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе проявляется по-разному.

  • Для «любознательных» детей характерно увлечение познанием природы, открытием ее законов. Такие дети интересуются познавательной литературой, ищут ответы на вопросы, увлекаются коллекционированием, изобретениями, вовлекают сверстников в интересную познавательную деятельность.

  • Дети, «эстетически воспринимающие мир», ярко переживают эстетические чувства при восприятии природных объектов, высказывают эстетические суждения, эмоционально «заражают» сверстников.

  • Детям-«помощникам и защитникам природы» свойственна активная направленность на помощь животным и растениям, когда дети видят, кому она необходима. Такие дети качественно помогают живым существам, проявляют позицию защитника природы, нетерпимы к другим детям в случае нарушения ими правил общения с природой.




  • Умения и навыки в познавательно-исследовательской деятельности

  • (развитие математических представлений)




  • Ребенок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счета, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

  • Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства.

  • Сосчитывает предметы в пределе 10 и с переходом через десяток, владеет составом чисел из двух меньших. Как правило, запомнил их наизусть.

  • Составляет разные задачи — арифметические, занимательные. Успешно решает логические задачи.

  • Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объема количества, массы.




  • Умения и навыки в восприятии художественной литературы




  • Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

  • Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе художественного произведения.

  • Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.

  • Знает фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества.

  • Знает фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрировали книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знает некоторые особенности их изобразительной манеры.

  • Различает основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представления о некоторых их особенностях.

  • Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения.

  • Выразительно исполняет литературные произведения.

  • Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.

  • Выразительно передает образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявляет творчество, стремится к импровизации.




  • Умения и навыки в художественно-творческой деятельности




  • Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении.

  • Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

  • Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

  • Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.

  • Демонстрирует высокую техническую грамотность.

  • Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам




  • Умения и навыки в музыкальной деятельности




  • У ребенка развита культура слушательского восприятия.

  • Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.

  • Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.

  • Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

  • Активен в музыкально-театрализованных играх и представлениях.

  • Проговаривает ритмизировано стихи и импровизирует мелодии на заданную тему.

  • Участвует в инструментальных импровизациях.


2. Содержательный раздел.

2.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
2.1.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Социальный мир

Развитие игровой деятельности

детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

3-4 года

Задачи Программы ДОУ

-Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.

-Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира.

-Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

-Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках.


-Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к другим детям.

-Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей (родителей, воспитателей, детей группы), а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать ласковое слово.

-Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и детьми в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.

-Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

-Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

-Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

-Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

-Способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям.


Виды деятельности

Формы организации деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

-Дидактические игры.

-Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, игры-экспериментирования с различными материалами).

-Игровые упражнения.

-Дидактические игры с элементами движения.

-Подвижные игры.

-Хороводные игры.

-Игры-драматизации.

-Подвижные игры имитационного характера.

-Игры с правилами.

-Рассматривание и сравнение сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, произведений искусства.

-Следование примеру взрослого в проявлении доброжелательного отношения к окружающим и в соблюдении элементарных правил культуры поведения.

-Дидактические игры.

-Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-имитации, хороводные).

- Чтение произведений художественной литературы.

-Беседы.

-Наблюдения.

-Решение проблемных ситуаций.

-Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеоматериалов.

-Дидактические игры.

-Творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-имитации, хороводные).

-Игровые упражнения (индивидуальные, парные, в малой группе).

-Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного).

-Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеоматериалов.



Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Праздники, досуги, развлечения.

Реализация детских проектов.

-Дидактические игры.

-Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные, игры-имитации, хороводные, игры-экспериментирования с различными материалами).

-Игровые упражнения.

-Дидактические игры с элементами движения.

-Подвижные игры.

-Хороводные игры.

-Игры-драматизации.

-Подвижные игры имитационного характера.

-Игры с правилами.

-Рассматривание и сравнение картинок и игрушек.

-Следование примеру взрослого в проявлении доброжелательного отношения к окружающим и в соблюдении элементарных правил культуры поведения.

-Чтение художественной литературы.

-Участие в образовательных ситуациях, объединяющих детей общей целью и общим результатом деятельности.

-Чтение художественной литературы.

-Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного).

-Рассматривание фотографий (членов семьи, группы детского сада).

-Просмотр видеоматериалов.

  • Ситуативные разговоры

  • Решение проблемных ситуаций.

  • Беседы.

  • Игры.

Самостоятельная деятельность детей

  • Дидактические игры.

  • Творческие игры.

  • Просмотр мультфильмов.

  • Рассматривание и сравнение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного).






Труд

Развитие трудовой деятельности

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

3-4 года

Задачи Программы ДОУ

  • Формировать первоначальные представления о содержании, способах выполнения отдельных микропроцессов и целостных процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т.д.

  • Учить расчленять простейшие процессы по самообслуживанию на последовательный ряд действий (микропроцессов), вычленяя в них цель, способы ее осуществления и контроля за качеством результата, правильно называть процессы

  • Способствовать овладению простейшими микропроцессами самообслуживания

  • Воспитать ценностное, бережное отношение к предметам как результату труда других людей, побуждать к отражению полученных впечатлений в играх

  • Учить использовать предметы в соответствии с назначением и свойствами

  • Способствовать проявлению положительных эмоций в ходе выполнения трудовых процессов по самообслуживанию, чувство радости от достигнутого результата




  • Поддерживать естественный интерес к деятельности взрослых

  • Формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду (мытье посуды, пола, вытирание пыли, смена постельного белья, подметание дорожек и т.д.), понимание его направленности на заботу о детях и близких им людях

Виды деятельности

Формы организации деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

  • Наблюдение за трудом взрослых

  • Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий

  • Практические действия с предметами или картинками

  • Самообслуживание

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

  • Наблюдение за трудом взрослых

  • Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий

  • Практические действия с предметами или картинками

  • Составление описательных рассказов о предметах и трудовых процессах

  • Полив комнатных растений

  • Уборка участка от снега и листьев

  • Сбор плодов в уголке леса, в саду, в огороде

  • Подкормка птиц зимой

  • Самообслуживание

Самостоятельная деятельность детей

  • Наблюдение за трудом взрослых

  • Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий

  • Практические действия с предметами или картинками

  • Самообслуживание






Безопасность

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

3-4 года

Задачи Программы ДОУ

-Развивать представления о правилах безопасного поведения, о разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи

-Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.

-Развивать интерес к правилам безопасного поведения.

-Знакомить с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

-Формировать осторожное и осмотрительное отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Виды деятельности

Формы организации деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

  • Игра-эксперимент, игра-путешествие, игра с правилами

  • Наблюдение

  • Ситуативный разговор

  • Рассматривание иллюстраций

  • Беседа

  • Чтение

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Все виды самостоятельной детской деятельности


Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной
образовательной деятельности
по «Социализации»



Тема

Основные задачи.

Средства и приёмы.

Количество часов

Отметка о выполнении

1.

Я и детский сад.

Обеспечение адаптации в деском саду Поддерживать эмоциональное состояние.

Сюрпризные моменты, эмоциональные контакты, индивидуальное общение.

2




2.

Мне хорошо в кругу друзей.

Способствовать сближению детей, проявление интереса. Укреплять уверенность ребёнка.

Игры-хороводы, образные игры имитации.

4




3.

Мальчики и девочки, мы друзья. Что случилось?

Развивать положительные контакты между детьми. Обогащать представление о мальчиках и девочках.

Игры-хороводы, игры с текстом.

3




4.

Мы всё делаем вместе.

Развивать добрые чувства детей друг к другу. Способствовать проявлению общих эмоциональных переживаний.

Парные игры, хороводы, образные игры имитации.

4




5.

Какой я, я и мы.

Развивать интерес детей к совместным играм и действиям, развивать представление о сверстниках и о себе.

Игровые ситуации, совместные игры, игры по желанию.

5




6.

Эмоциональное состояние, мы учимся понимать друг друга.

Пробуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь.

Общие игры, игры имитации.

2




7.

Дети и взрослые. Мне хорошо в кругу друзей.

Укреплять доброжелательные отношения между детьми, побуждать проявлять внимания как к сверстникам, так и взрослым.

Игровые ситуации.

5




8.

Дети и взрослые. Моя семья.

Стремиться к добрым чувствам к окружающим, желание порадовать близких взрослых. Обращать внимание как эмоциональное состояние отражаются в мимике и действиях.

Игровые ситуации, общие игры, игры имитации,

игры-хороводы, игры с текстом.

5




  1   2   3   4   5   6   7   8   9