Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа воспитательной работы в Студёнковской начальной общеобразовательной школе |
 Скачать 186.98 Kb. |
Программа воспитательной работы в Студёнковской начальной общеобразовательной школе
Разработала Воробьёва Г.М., учитель начальных классов
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»
Выбор названия программы был сделан не случайно. Мы с ребятами прочитали сказку Сент Экзюпери «Маленький принц». Автор понимал детей и сожалел, что рядом с ними, как с маленьким принцем на планетах, оказываются то «короли», то занятые люди, которым не до детей и которые не понимают их. А детям так хочется, чтобы их понимали и общались с ними «на их языке».
Кроме того, дети интересуются всем, что таит в себе тайны, а космос имеет их больше всего. В настоящее время уделяется повышенное внимания проблемам развития и модернизации российской космонавтики. Надо шагать в ногу со временем.
И самое главное, дети очень любопытны, любят играть и любят путешествовать
Разработка данной программы в форме игры-путешествия вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на разнообразие досуговой деятельности школьников;
– необходимостью систематизации и закрепления наиболее удачных форм работы с детьми;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– стремлением использовать творческий потенциал детей, родителей и педагогов в реализации цели и задач программы
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления развития, оздоровления и воспитания детей в условиях малокомплектной школы.
Основу работы по программе составляет личностно-ориентированный подход к воспитанию и развитию ребёнка, ориентация на его возможности, его интересы, склонности и способности.
По продолжительности программа является долгосрочной и реализуется в течение 4 лет
Её преимущества перед другими формами воспитательной работы: В игре-путешествии используется разнообразная общественно значимая деятельность, отличная от типовой назидательной, словесной деятельности.
Программа дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Призвана создать оптимальные условия для полноценного развития ребёнка, для реализации своих возможностей. Дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Игра-путешествие является с одной стороны, формой организации свободного от учёбы времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, использования потенциала детей, совершенствование личностных возможностей.
Анализ воспитательной работы за прошедшие годы показал, что наиболее эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись творческих достижений своего класса. Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Учитывая это, коллектив учителей, родителей и учащихся пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название и некоторые правила, чтобы дети стали более раскованы. Надеемся, что наши дети будут более эрудированными, физически выносливыми, научаться лучше ориентироваться в разных областях жизни, и мы можем затем приступать к более серьезным испытаниям. Назвали мы нашу программу «Путешествие к новым планетам с маленьким принцем» Игра возможна только при участии родителей и утверждена на заседании родительского комитета. Информационная карта программы
1
| Название программы
| Программа воспитательной работы в начальной малокомплектной школе «Путешествие к новым планетам с маленьким принцем»
| 2
| Цель программы
| Создание условий для творческого развития личности ребёнка, укрепления физического, нравственного, эмоционального здоровья;
| 3
| Задачи
| Организовать работу в форме игры-путешествия для развития индивидуальных творческих способностей детей
Выявить самоценность каждого ребенка,
Приобщить ребят к разнообразному социальному опыту, к общественно-значимым ценностям.
Прививать навыки здорового образа жизни, культурного поведения.
| 4
| Концепция программы
| В современное время, когда наша планета засорена, загрязнена настолько, что это угрожает всему живому на Земле, необходимо позаботиться о человеке и природе. Мы должны помнить, здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Настоящий гражданин своей страны должен обладать знаниями, знать, как их применить с пользой для себя и других. Быть благородным, трудолюбивым и умеющим жить в мире и согласии с другими.
Игра помогает детям развивать свои способности, делает их жизнь более насыщенной и интересной, формирует коллектив, корректирует характер ребят.
| 5
| Ожидаемые результаты
программы.
| При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность, активизирует лидерские и организаторские качества. Воспитанники приобретут новые знания, разовьют свои творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность.
Думается, что воспитанники будут более доброжелательны, будут знать и выполнять правила нравственного поведения, проявлять сочувствие к человеку, попавшему в беду, у них появится желание и потребность проявить себя в доступных видах деятельности. Хочется, чтобы они научились видеть красоту в окружающем мире, поступках и поведении. Предполагается, что дети закончив 4 класс будут физически и нравственно здоровыми и успешно вольются в другой коллектив
| 6
| Основные
принципы
| Программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. 2.Принцип сотрудничества ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4.Принцип дифференциации воспитания – предполагает дифференциацию форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
5. Принцип творческой индивидуальности – осуществление личностно-ориентированного подхода а каждому ребёнку.
6. Принцип здоровьесберегающего образования и воспитания.
| 7
| Направления
| Интеллектуальное;
Спортивно-оздоровительное
Творческое;
Экологическое
Патриотическое
|
Реализация целей и задач воспитательной работы по программе осуществляется через путешествие к планетам: Маленького принца, Затейника, Трудолюба, Сказочника, Здоровячка, Знайки, Эколога.
Все учащиеся делятся на четыре возрастные группы – четыре экипажа:
1 класс- «Лунтики»
2 класс- «Земляне»
3 класс «Астронавты»
4 класс- «Космонавты».
В путешествие отправляются на корабле «Мечта», выбирается командир корабля, который назначает на неделю рабочий экипаж. Все дела записываются в вахтовый журнал и отражаются на стенде. Стенд выполнен в виде Вселенной с семью планетами, внизу Земля, с неё устремляется к планетам корабль. На нём фигурка Маленького принца. В иллюминаторе-фотоизображения детей-путешественников.
Каждый экипаж за свою вахту и участие в открытии планет получают подарок от маленького принца его любимый цветок- розу. Наиболее отличившимся звёздочку, где написано его имя. Успехи команд будут видны по количеству цветов в букете. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты тем или иным экипажем.
На стенде представлены Законы юных путешественников, их права и обязанности, правила путешествия, план путешествия, достигнутые успехи, актив и совет корабля. В совет корабля могут входить и взрослые: учитель, родители на правах советников и меценатов.
Все от командира до простого члена команды должны соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон вежливости
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Мы – одна семья.
Один за всех и все за одного.
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
«Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»
Пообещал- выполни.
Всегда доводи любое дело до конца.
Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья
В работе школы планируется активно задействовать родителей, старших ребят, социум, депутатов.
План работы
«К новым планетам с маленьким принцем»
№
| Мероприятия
| Время выполнения
| Ответственные
| +/_
| 1
| Праздник Осени
| 14.10
| Род.ком, учитель
|
| 2
| Экскурсия «Красота осенней природы»
| 13.09
| Учитель
|
| 3
| Мастерская Чародея
(Поделки из природного материала на конкурс)
| 18.09
| Учитель
|
| 4
| Читалки (чтение рассказов о природе Чарушина, Бианки, Мамина-Сибиряка, Сетоп-Томпсона и других
| В течении года
| Учитель
|
| 5
| Экологический праздник «Мой край родной»
| 21 марта-Всемирный день Земли
| Учитель, род. ком.
|
| 6
| Викторина «Что? Где? Когда?»
| 1 апреля-Международный день птиц
| Учитель, род.ком
| +_
| 7
| Акция «Чистый дом-чистый двор»
Акция «Разноцветная клумба»
Акция «Сделай деревню чище»
| Весна
Осень
| Учитель
|
| 8
| Чтение и обсуждение «Маленького принца» Сент-Экзюпери»
| Ноябрь
| учитель
|
| Планета Эколога
Планета Затейника
№
| Мероприятия
| Дата проведения
| Ответственные
|
| 1
| Новогодняя сказка
| 28.12
| Учитель, род.ком.
|
| 2
| Рождество. «Пришла Коляда-Отворяй ворота»
| 7 января
| Учитель, завклубом
|
| 3
| «Смешной праздник»
| 1 апреля
| Род.ком.
|
| 4
| Спичечный турнир
| 30 апреля-день работников пожарной охраны
| Род.ком.
|
| 5
| Праздник для учителей Учительница первая…»
| 5 октября
| Род.ком
|
| 6
| Весёлый праздник Масленица
| Начало марта
| Род ком.
Завклуб.
|
| 7
| КВН «Защитники»
| 23 февраля
| учитель
|
| 8
| Конкурс поделок «Разноцветное тесто»
| апрель
| Повар и учитель
|
|
Планета Сказочника
№
| Мероприятия
| Дата проведения
| Ответственные
|
| 1
| Путь к Камелоту (игровая программа по прочитанным сказкам
| 11.11
| Учитель
|
| 2
| Сказочный калейдоскоп. Живая викторина
| 28.11
| Учитель
|
| 3
| В лес за сказкой. Сбор материала для поделок
| 15 апреля
| Учитель, род.ком.
|
| 4
| Прощание с букварём
| 15.12
| Род.ком, учитель
|
| 5
| Конкурс рисунков «Лучшая сказочная иллюстрация»
| 16.02
| Род.ком. Учитель
|
| 6
| Весёлый праздник снежных скульптур
| Начало января
| Род ком.
|
|
Планета Здоровячка
№
| Мероприятия
| Дата проведения
| Ответственные
|
| 1
| Весёлые старты
| 11.ноября
| Учитель
|
| 2
| «С ветерком качусь я с горки»
| 7 января
| Учитель,
|
| 3
| Папа, мама, я-дружная семья
| 1 апреля
| Род.ком.
|
| 4
| Поход на озеро Шап
| 19 мая
| Род.ком. Учитель
|
| 5
| Праздник зимних забав
| 6января
| Род.ком. Учитель
|
| 6
| «Майская спартакиада»
| Начало мая
| Род ком.
|
| 7
| «Здоровым быть здорово» -утренник посв. здоровому образу жизни
| 2 декабря
| Учитель
|
| 8
| «Наш Весёлый «Алфавит» витаминкой знаменит» -инсценированная беседа о пользе витаминов весной
| Март
| Учитель
|
| 9
| «Посмотри в свою тарелку» игра-конкурс с родителями и детьми о здоровой пище
| Февраль
| Учитель, род, ком
|
| Планета Знайки
№
| Мероприятия
| Дата проведения
| Ответственные
|
| 1
| Весёлая олимпиада «Я знаю, что не знаю»
| 13 ноября
| Учитель
|
| 2
| «Я познаю мир» -Конкурс интересных сочинений, рассказов с семьёй
| 18 января
| Учитель, род.ком.
|
| 3
| КВН «Математическая шкатулка»
| 16 апреля
| Род.ком.
|
| 4
| Экскурсия в музеи города Йошкар-Олы.
| В течение года
| Род.ком. Учитель
|
| 5
| Викторина «Что у нас над головой?»
| 1 6января
| Род.ком. Учитель
|
| 6
| «До свидания – школа, здравствуй, лето!» Игра –эстафета по станциям наук
| 25 мая
| Род ком. Учитель
|
| 7
| Выставка рисунков «Малая Третьяковка»
| 12 октября
| Род.ком. Учитель,
|
| Планета Трудолюба
№
| Мероприятия
| Дата проведения
| Ответственные
|
| 1
| Создание трудовых экипажей по дежурству в классе
| 3 сентября
| Учитель,командир корабля «Мечта»
|
| 2
| Трудовые вахты: Чистоту в школе и уют –наши руки создают», «Пусть цветёт наш школьный двор»
«Чистые пятницы», «Раз полешко, два полешко»
| В течение года
| Учитель, род.ком.
|
| 3
| «Хозяюшки» конкурс на лучший блин
| Март
| Род.ком.
|
| 4
| Кем я хочу стать. Защита проектов о профессии.
| 27 апреля
| Род.ком. Учитель
|
| 5
| «Повешу я скворечник во дворике своём» -изготовление скворечников
| Март
| Род.ком. Учитель
|
| 6
| Изготовление кормушек для птиц
| Ноябрь-март
| Род ком. Учитель
|
| 7
| «Открытка маме и бабушке» -конкурс на лучшую открытку.
Операция «Добрая почта»
| 5 марта
| Род.ком. Учитель,
|
| 8
| Шефская помощь в уборке территории
коптильного цеха
| в течение года
| Учитель
|
|
Планета Маленького принца
№
| Мероприятия
| Дата проведения
| Ответственные
|
| 1
| Мои друзья-знакомство с новичками
и беседа о том, как дружить.
| 8 сентября
| Учитель
|
| 2
| «Я-пешеход и пассажир» игра-викторина
| 15 сентября
| Учитель, род.ком.
|
| 3
| 1) Экскурсия в пожарную часть.
2) Беседа о правилах пожарной безопасности (приглашение инспектора пожарной охраны)
| Ноябрь
Сентябрь
| Учитель
|
| 4
| Праздник «День защиты детей»
Экскурсия на «Чудо-остров»
| 1 июня
| Род.ком. Учитель
|
| 5
| Поздравления в праздники членов своей семьи и знакомых «Внимание дорого стоит»
| 1 октября
5 октября
8 марта
23 февраля
31 декабря
| Род.ком. Учитель
|
| 6
| Милосердие и доброта. Чужой беды не бывает-беседы и чтение рассказов В Осеевой.
| На классных
часах
| Род ком. Учитель
|
| 7
| Вахта Памяти «Помните о погибших в годы Великой Отечественной войны»
Операция «С добрым утром,
ветеран!»
| 9 мая
| Род.ком. Учитель,
|
| 8
| Классный час общения «Права и обязанности ребёнка»
| Ноябрь
| Учитель
|
|
Этапы игры
Начальный этап. Проведение родительского собрания с целью заинтересовать и вовлечь родителей в игру.
Беседа с детьми, чтобы у них возникло желание участвовать в игре, выбор девизов, оформление стенда.
Основной этап –путешествие к новым планетам с Маленьким принцем.
Заключительный этап- итоги путешествия, оформление альбомов, выставки, награждения.
Методическое обеспечение.
Наличие программы, план работы экипажа корабля «Мечта»
Должностные инструкции всех участников процесса.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни школы
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Организация родителей и вовлечение их в игру в качестве активного участника.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и места для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности Программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
-Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
-Заинтересованность педагогов и детей и родителей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
-Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
-Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Апробация работы по разработанной программе.
Учитывая опыт педагогов других школ по организации путешествий в форме игры, можно с уверенностью сказать, что программа построенная таким образом, должна дать положительные результаты. Применяемые ранее элементы игры в нашей школе были для ребят интересны, позволили сплотить коллектив, выработать определённые правила поведения и общения, привлекли к внеклассной деятельности детей, родителей, социум. В этом году предполагается, что Программа закрепит результаты прошлого года и поможет раскрыть новые творческие способности наших детей. Наша школа похожа на планету маленького принца, поскольку она такая же маленькая, в ней всего 9 обучающихся.
Формы отслеживания результатов.
По итогам мероприятий выявляется победитель. Совет экипажей ежедневно подводит итоги работы каждого экипажа оформлением карты успеха. В этой карте отражены результаты отряда.
Звёздочка – отлично (3 балла)
Роза – хорошо (2 балла)
Кроме общей карты успеха экипажа существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника. При подведении итогов по мероприятиям в ней отмечают отличившегося участника, который получает золотую звезду.
К окончанию путешествия каждый участник накапливает некоторое количество золотых звёздочек, что стимулирует творческую деятельность детей. Пять звёздочек- самых активных награждают грамотами, а на стенде появляется звезда с именем победителя.
По результатам набранных баллов в карте экипажей, выявляется экипаж-победитель.
Критерии:
Посещаемость детьми мероприятий;
Занятость детей в кружках, внеклассных занятиях;
Степень участия в мероприятиях;
Инициативность;
Качество и ответственность. |
|
|