Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Основные направления работы по развитию речи слабослышащих детей


Скачать 157.69 Kb.
НазваниеОсновные направления работы по развитию речи слабослышащих детей
Дата23.04.2016
Размер157.69 Kb.
ТипДокументы

Основные  направления работы по развитию речи слабослышащих детей

 

Проблема  изучения личности слабослышащего ребёнка  как социальная проблема впервые  была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность [3].

Без специального обучения речь у слабослышащих развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

По-разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Для правильного  понимания развития ребенка с  недостатками слуха важно учитывать  возможность самостоятельного овладения  речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие  слухового анализатора состоит  в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового  восприятия создает препятствия  для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у  ребенка. Отсутствие устной речи или  значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека. 

Значение овладения устной речью 

Формирование  устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих  детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного  контакта с окружающими людьми. В  развитии человека устная речь формируется  раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие  мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени  зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного  развития, которое с большим трудом корректируется на других возрастных этапах.

Формирование  устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков [12]. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в частности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.

Слабослышащие дети в возрасте трех-четырёх лет, поступающие в дошкольные учреждения, владеют устной речью на самом  элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

Дети  с тугоухостью старше четырех  лет, как правило, накапливают небольшой  запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха в возрасте четырех-пяти лет имеет в запасе немного слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. У некоторых детей появляется простая фраза.

Без специальной  последовательной работы устная речь глухих дошкольников не имеет тенденций  к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка, а у слабослышащих имеет.

Таким образом, слабослышащие дети дошкольного  возраста имеют свои особенности  речевых данных на разных этапах развития. Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей.

Работа  по развитию устной речи является одним  из центральных разделов программы  воспитания и обучения, так как  в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством  общения и оказывать влияние  на различные сферы развития дошкольника.

  

Основные  направления работы по развитию речи 

Основной  целью работы по развитию речи глухих или  слабослышащих детей является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных  занятиях: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию  различных конструкций фраз, необходимых  для общения; овладения разными  формами речи; развития связной речи.

Конкретные  направления работы по речевому развитию детей, отражают психолингвистическую модель описания языка, в которую  в качестве основных компонентов  входят языковая способность, речевая  деятельность, языковая система [13]. Развитие этих трех компонентов языка происходит в течение пребывания детей в дошкольных учреждениях и в период школьного обучения. Каждое языковое явление должно соотноситься с наиболее благоприятной возрастной стадией.

Содержание  занятий по развитию речи включает следующие основные направления  работы [4].

1. Развитие  языковой способности детей раннего  и дошкольного возраста с нарушениями  слуха. Понимание пути овладения  языком как процесса развития  у ребенка языковой способности  связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами. На различных этапах обучения дошкольника развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных речевых умений, однако оно всегда связано с речевой активностью ребенка, стремлением к использованию речи.

Для развития языковой способности имеет важное значение формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение для детей с недостатками слуха имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.

Важное  значение приобретают игры, направленные на развитие зрительного внимания и восприятия, — как связанные с развитием сенсорных способностей, так и непосредственно связанные с восприятием речи. Первоначально это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека, мимике, соотнесению предметных и речевых действий.

Развитие  языковой способности ребенка раннего  и дошкольного возраста связано  с подражанием предметным, игровым, речевым действиям. Детей специально учат подражать артикуляции педагога, произносить по подражанию лепетные и полные слова, организуя соответствующие игры. Важное значение в обучении придается развитию навыков отраженного и сопряженно-отраженного говорения как основы для развития в дальнейшем самостоятельного говорения [4].

На всех этапах обучения поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевая активность ребенка  поддерживается и стимулируется. Педагог  помогает ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать  таблички с напечатанными словами  и фразами, устное говорение педагога, устно-дактильное воспроизведение. Для развития языковой способности важна организация интересной для ребенка деятельности. В связи с этим в занятия включаются игры, рисование, конструирование, действия с реальными предметами, по поводу которых может происходить общение и которые стимулируют речевую активность ребенка.

На разных этапах обучения в качестве одного из компонентов языковой способности  выступает символизация, служащая переходом  между предметом и словом. В  процессе обучения используются различные  типы символов, подкрепляющие и расширяющие  значения слов: это различные картинки, пиктограммы, схемы, стрелки, планы, рисунки, фигурки на фланелеграфе. Очень важное значение следует придавать таким средствам символизации, как использование воображаемых ситуаций, действия с воображаемыми предметами, воображаемое превращение, применение предметов-заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметной отнесенности слова, сделать его значение более обобщенным, что имеет значение в процессе усвоения языковых средств.

2. Формирование  различных форм речи на каждом  этапе обучения. Специальная отработка  разных видов речевой деятельности. Взаимосвязь форм речи в обучении  языку глухих и слабослышащих  детей раннего и дошкольного  возраста определяется рядом  факторов: возрастом ребенка, состоянием  его слуха и исходного уровня  речи, уровнем интеллектуального  развития. В связи с этим использование  разных форм речи выглядит  по-разному применительно к глухим  детям с длительным сроком  обучения (четырех-пяти лет), с сокращенными  сроками дошкольного воспитания (двух-трех лет); к слабослышащим  детям; к глухим и слабослышащим  детям со сложной структурой  нарушений развития. Однако всегда  устная речь выступает как  исходная и основная на всех  этапах обучения, поскольку она  используется в качестве основного  средства общения и является  основой для формирования других  форм речи [4].

На начальном  этапе обучения глухих и слабослышащих  детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и  фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

Однако  устная речь не может выступать для  глухого и слабослышащего ребенка  как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже  на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых  в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает  в качестве вспомогательной в  обучении глухих и слабослышащих  детей, помогает более точно зафиксировать  сказанное, готовит ребенка к  последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале  с включением дидактических игр  и речевых упражнений. В младшей  группе дети воспринимают слова и  предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов  речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными  буквами.

В дошкольных учреждениях для глухих на третьем  году обучения (в средней группе) в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки, примерно в течение квартала. Дактилология, по мере овладения ею, начинает выступать как самостоятельная форма речи, однако тесно связанная с двумя другими — устной и письменной. Через чтение и дактилирование у детей развивается умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру. В тех случаях, когда у детей будут возникать трудности в восприятии и воспроизведении слов или фраз, в помощь одной форме речи может быть привлечена другая.

В старшей  и подготовительной группах повышается роль устной речи: дети воспринимают слухо-зрительно и воспроизводят устно весь знакомый отработанный материал. Письменная речь используется в виде аналитического чтения и самостоятельного письма детей печатными буквами. Дактилология подключается в случаях трудностей в восприятии нового или недостаточно усвоенного речевого материала, при запоминании структуры сложных слов.

В обучении слабослышащих детей формируется  другая взаимосвязь форм речи. На всех этапах их обучения устная речь остается ведущей, она применяется как  основное средство обучения и общения. Письменная речь в силу трудностей в восприятии устной речи используется параллельно, подкрепляя устную речь со стороны точности восприятия и воспроизведения. Письменная речь связана с формированием  нескольких видов речевой деятельности: глобального и аналитического чтения, собственного письма печатными буквами, работой с разрезной азбукой.

В зависимости  от структуры нарушений, успехов  ребенка в овладении анализом слова и формирования навыков  чтения педагог может ограничиться использованием только устной или письменной речи либо в качестве вспомогательного средства подключать дактилологию. Как  правило, дактильная форма речи используется в работе с детьми со сложными недостатками развития или теми ребятами, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей переводят на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильная речь не используется.

3. Работа  над значением слов и накопление  речевого материала в связи  с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях  общения и детской деятельности. Программа по развитию речи  предлагает 25 тем, которые в совокупности  охватывают основные сферы деятельности  дошкольника. Тематическая организация  речевого материала на занятиях  и включение его в речевое  общение в разнообразной деятельности  позволяют усваивать каждую речевую  единицу в единстве содержания  и формы путем включения их  в разные виды речевой деятельности: говорение, слухо-зрительное восприятие, чтение глобальное и аналитическое, письмо [4].

Слова, предъявляемые  в разных темах, не используются изолированно, а включаются в различные типы фраз, структура которых в зависимости  от возраста детей и этапа обучения может значительно различаться. Наиболее распространенные варианты фраз связаны с включением слов в побуждения, вопросы, сообщения, отрицания, т. е. наиболее распространенные типы коммуникативных  высказываний. Использование слов в  разных контекстах позволяет расширить  сферу употребления слова, а также  уточнить, дифференцировать его значение, способствует усвоению детьми между-словных, синтагматических связей. Однако для усвоения значения, уточнения его предметной отнесенности и обобщающего компонента важно проведение лексико-семантической работы, в процессе которой отрабатываются смысловые, парадигматические связи. С этой целью на занятиях по развитию речи используются игры и речевые упражнения, в которых значение слова рассматривается в связи с различными смысловыми связями. Это может быть уточнение видо-родовых отношений и включение в речь детей обобщающих слов; уточнение слов, имеющих противоположное значение (антонимов); уточнение близких по значению слов (синонимов), побуждение старших дошкольников, особенно слабослышащих, к варьированию высказываний и применению синонимов. Уточнение и систематизация словарного материала связаны с использованием таких методических приемов, как описание предметов и картин, составление рассказов о событиях из жизни детей, рассказывание, беседы по различной тематике.

Темпы усвоения и накопления речевого материала  у всех детей оказываются разными. Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и  интеллектуальных возможностей ребенка, методов обучения, сотрудничества педагогов  и родителей. Условия употребления речевого материала связаны с  ситуациями общения. Поэтому часть  слов дается для активного использования  детьми в самостоятельной речи, другие слова оказываются лишь в сфере  понимания ребенком в определенных ситуациях.

4. Специальные  языковые наблюдения в целях  уточнения значений слов, овладения  звуко-буквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений. Данное направление работы связано с усвоением системного строения языка и в дошкольном периоде обучения носит характер начального, предварительного по отношению к систематическому обучению языку в школе [4]. Детей учат замечать аналогии в образовании вопросов, побуждений, сообщений и отрицаний; понимать, в каких ситуациях используются вопросы, как ответить на них. Несмотря на то, что формирование грамматических обобщений не выделяется в дошкольном возрасте в качестве самостоятельного направления работы, детей учат замечать сходство в различных грамматических формах, накапливать запас устойчивых словосочетаний, употреблять их в соответствующих предложениях, уточнять значения близких по структуре однокоренных слов. Элементарные языковые наблюдения включаются в занятия по различной тематике.

Различные направления работы по развитию речи реализуются параллельно, в русле  единой тематики, обусловленной возрастом  детей и уровнем их общего и  речевого развития.

 Развитие  устной речи слабослышащих детей  связано с широким использованием звукоусиливающей аппаратуры и развитием  слухо-зрительного и слухового восприятия как основы для максимально полноценного восприятия речи. В условиях использования звукоусиливающей аппаратуры возможно спонтанное развитие некоторых произносительных навыков у слабослышащих дошкольников в процессе подражания речи педагога, на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия. В обучении используются звукоусиливающая аппаратура стационарного типа и индивидуальные слуховые аппараты, эффективность применения которых определяется правильностью подобранного режима усиления.

Успех в  работе по развитию речи также связан с качеством речи взрослых, так  как их речь является образцом для  подражания ребенка. Речевое общение  с детьми должно осуществляться голосом  нормальной громкости, без утрирования, в нормальном темпе, с соблюдением  логического и словесного ударения и норм орфоэпии.

Первый  путь - информальный, который предполагает развитие устной речи и произношения без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух. В зависимости от исходного состояния слуха и индивидуальных особенностей ребенка дети могут усваивать ритмико-слоговую структуру слов, воспринимать словесное ударение, усваивать произношение ряда звуков, прежде всего гласных и некоторых согласных.

Второй  путь - систематическое целенаправленное обучение, основными формами которого являются специальные фронтальные  и индивидуальные занятия, речевые  зарядки. На фронтальных и индивидуальных занятиях время на работу по развитию слухового восприятия и на обучение произношению делится пополам.

Заключение

Слабослышащие дети имеют свои особенности. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка  и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха  нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте  приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Формирование  устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих  детей. Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения слабослышащего дошкольника.

Рассмотрев  основные аспекты развития устной речи слабослышащих детей 3-4 лет мы пришли к выводу, что содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы:

1. Развитие  языковой способности детей раннего  и дошкольного возраста с нарушениями  слуха. 

2. Формирование  различных форм речи на каждом  этапе обучения.

3. Работа  над значением слов и накопление  речевого материала в связи  с тематической организацией  занятий по развитию речи, использование  его в различных ситуациях  общения и детской деятельности.

4. Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладения звуко-буквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений.

Основной  задачей развития устной речи детей  дошкольного возраста является создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально  приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в  процессе всей коррекционно-воспитательной работы.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., 1998.

  3. Выготский Л.С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999.

  4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. - М., ВЛАДОС, 2001.

  5. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1—4-й классы 2-го отделения). — М., 1976.

  6. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

  7. Кузьмичева Е.П., Шматко Н.Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.

  8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

  9. Леонгард Э.И. Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей // Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Pay. - М, 1976.

  10. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Под ред. Л. М. Быковой. - М., 1991.

  11. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  12. Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М, 1987.

  13. Носкова Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993.

  14. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Л .П. Носкова, Л.А. Головчиц. - М., 2004.

  15. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.

  16. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии.– М., 1992.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.

  18. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит, 1995.