Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа воспитания и развития «Детский сад 2100»


Скачать 33.54 Kb.
НазваниеПрограмма воспитания и развития «Детский сад 2100»
Дата30.04.2016
Размер33.54 Kb.
ТипПрограмма

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу

«По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания

и развития «Детский сад 2100»
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных видах деятельности.

Хочу рассказать, как проходило обучение грамоте, совершенствование и развитие речи в подготовительной группе. Мой многолетний опыт показал, что необходимо проводить дополнительную работу к специально организованной образовательной деятельности детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

Часто встречающиеся трудности: не умение определять на слух звуки речи, дифференцировать их, слабо развитый фонематический слух, слуховое внимание и другие (бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, слабо развитая связная речь).

Учитывая данные проблемы, после проведенного анкетирования родителей в старшей группе, я организовала кружок «Речевик». Работу построила по этапам («Звуковая культура речи», «Словарный запас», «Грамматические навыки», «Связная речь»).

В первый год работы кружка больше внимания уделяла формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Как известно, основным при обучении звуковому анализу является «интонирование». Дети учились протяжно произносить звуки слова, или выделять его голосом, различать на слух, находить местоположение звука в слове; рассказывали, в каком положении находится артикуляционный аппарат, используя при этом зеркала. Чтобы ясно излагать свои мысли и понимать других людей, учила правильно использовать слова в речи, синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением. Для развития связной речи придумывали истории, фантастические рассказы и сказки, что особенно увлекало детей.

Мои воспитанники научились приёмам определения количества слогов в слове, а также определения «длинных и коротких» слов. В подготовительной группе кружковую работу я продолжила. Использование такой формы обучения пробудило у детей интерес к новым знаниям. Дети играли в дидактические игры с буквами, со словами; отгадывали кроссворды, схемы, решали ребусы.

Занятия детей в кружке, позволили им с наименьшими трудностями обучаться по курсу «По дороге к Азбуке», основной акцент которого ставится на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Исходя из ФГТ («Федеральных государственных образовательных требований»), устанавливающих принципиально иной способ взаимодействия, использовала принцип интеграции образовательных областей. Все это способствовало повышенному интересу, активности моих воспитанников. Конспекты, предложенные в методических рекомендациях, перерабатывала, регулируя объём учебного материала.

На каждом занятии детей ожидали приключения игрушек – персонажей: Ёжика, Лисёнка, Мудрой Совы. В ходе этих событий происходило знакомство с новым звуком, его артикуляторной и акустической характеристикой, и условным звуковым обозначением. Сюжетные картинки использовала для работы над связной речью. Дети пересказывали прослушанную историю или составляли свой рассказ по картинке, или же я рассказывала первую часть истории о приключениях героев, а продолжение истории придумывали самостоятельно.

Известно, что старшие дошкольники тяжело усваивают абстрактные понятия. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение. Поэтому я использовала звуковую символику: каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка. Запоминая эти картинки, дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыками соединения звуков в слове.

У каждого звука есть свой хозяин: человечек «звуковичок». С его помощью дети определяют акустическую характеристику звука.

Разнообразные речевые и дидактические игры способствовали развитию умений у детей звукового и слогового анализа, а игры «Разгадай ребус», «Отгадай загадку», «Реши пример» - развитию логического мышления.

Для подготовки руки ребёнка к письму, неоценимую помощь оказывали прописи по данному курсу. Эту работу планировала в совместной и самостоятельной деятельности утром или после сна.

В группе систематически обновляла и пополняла предметно–развивающую среду. При подборе игр учитывала их направленность на развитие речи детей, а также на развитие высших психических функций. Большую помощь в образовательной деятельности оказывали родители моих воспитанников.

Благодаря правильно спланированной и проведенной работе, 95% моих воспитанников в полном объеме овладели звукослоговым анализом, что является основой для формирования чтения и письма. Научились осознанно употреблять слова и правильно согласовывать их в предложении, составлять рассказы и пересказывать тексты, приобрели навыки учебной деятельности, умение работать в коллективе. Как правило, эти дети не испытывают трудностей в обучении грамоте в школе, что подтверждает просмотр открытых уроков, беседа с учителем начальных классов и родителями выпускников.