Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста |
 Скачать 0.93 Mb. |
1 2 3 4 5 6 Корнеева Надежда Вячеславовна
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста
«Использование песка для формирования
образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей
к школьному обучению»
Практическая психология в системе образования
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песка.
Она содержит традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка: коммуникативную, интеллектуальную, эмоциональную.
Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика показывает, что это наиболее уязвимые места при подготовке детей к школе. А перенос развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект, игры с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей и являются естественной, доступной формой деятельности для детей любого возраста.
Программа рассчитана на специалистов – педагогов, психологов, кроме того материалы программы могут быть полезны и интересны родителям.
Пояснительная записка. Все дошкольное детство направлено на то, чтобы подготовить ребенка к следующей ступени развития – обучению в школе. Но как показывает практика, не все дети к семи годам готовы усваивать школьную программу в требуемом объеме.
На данный момент при переходе с одной ступени образования на другую наиболее остро стоят несколько проблем: первая, из которых – несформированность произвольной саморегуляции у детей. На наш взгляд это связано с недостаточным количеством игровой практики, а именно игр по правилам. Вторая, возникает из-за того, что большинство родителей, не владея методикой обучения детей чтению, начинают в 4-5 лет учить их сами. Им важен результат – ребенок читает, а то, что иногда переставляет буквы или слоги, угадывает окончания – это временные сложности. Но, как показывает практика, у большинства детей эти сложности в процессе школьного обучения перерастают в большие проблемы, но уже не только в чтении, но и в письме. Основная ошибка таких родителей в том, что прежде чем начинать учить ребенка читать, необходимо методично формировать образ буквы, и только после этого переходить к обучению чтению.
В условиях проводимой политики в области образования, направленной на обеспечение доступности, повышения качества и обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе, нельзя не обратить внимания на расхождения в программе обучения детей в детском саду и требованиями предъявляемыми школой. Поэтому возникает необходимость в программе занятий, в которой будут учтены наиболее часто встречающиеся трудности у детей, решение которых позволит всесторонне подготовить ребенка к обучению в школе. Для многих родителей готовность к школе означает умение ребенка писать, считать и читать, но этих умений явно недостаточно для успешного усвоения школьной программы. Понятие «готовность к школьному обучению» намного шире и включает в себя:
Социальное развитие, т.е. умение управлять своим поведением, владение конструктивными способами общения.
Развитие интеллектуальных способностей.
Мотивационная готовность.
Развитие познавательной активности.
Развитие мелкой моторики.
Достаточный уровень произвольной саморегуляции.
Таким образом, цель данной программы – всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме с использованием песка.
Мы объединили несколько задач в одном курсе.
Задачи:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие навыков социального общения.
3. Развитие функций внимания, мышления и речи, памяти, зрительно - пространственного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки, зрительно-моторной координации, формирование зрительного образа буквы и произвольной саморегуляции.
4. Профилактика и коррекция нарушений зрения. Апробация программы.
Апробация программы проходила на базе ГОУ детский сад комбинированного вида №2639 города Москвы с 2008 - 2012 год:
2008-2009 – 26 детей
2009-2010 – 28 детей
2010-2011 – 38 детей
2011-2012 – 36 детей
Описание используемых методик и технологий.
Для реализации намеченных целей программы использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, психологическое консультирование, диагностика.
Анкетирование.
Были разработаны анкеты: анкета №1 «Для родителей детей будущих первоклассников», анкета №2 «Для учителей начальных классов». Анкета №1 используется для того, чтобы выяснить, какие навыки и умения являются приоритетными для родителей при подготовке к школе.
Анкета №2 дает возможность узнать, как учителя начальных классов оценивают психологическую готовность детей к обучению в школе и можем ли мы в данной ситуации говорить о преемственности в образовании детей между детским садом и школой. (см. Приложение)
Наблюдение.
Позволяет увидеть общую картину поведения детей в группе, фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональные реакции на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности и быть активным участником совместных действий с детьми.
Диагностика.
Диагностическое обеспечение представляет собой наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которых можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационной, волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. (Диагностический инструментарий, используемый в работе см. в Приложении)
Ожидаемые результаты реализации программы.
Всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме. Методологические принципы программы.
Принцип системности.
Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми 6-7 лет в форме групповых занятий.
Принцип личностного подхода.
Развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием детей, что отражено в задачах и содержании программы. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания ценности его творческого потенциала, уникальности его личности. (Выготский Л.С., 1982)
Принцип сознательности активности детей.
Успешное формирование навыков, развитие способностей напрямую зависит от сознательного отношения детей к процессу и заинтересованности.
Принцип доступности при необходимой степени трудности.
Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий и предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации сил ребенка.
Принцип наглядности.
Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке информации.
Принцип комплексности.
Программа построена таким образом, что позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность (так как примерно половина воспитанников дошкольного учреждения – это дети с различными нарушениями зрения), сложности задания, времени проведения занятия, интенсивности работы.
Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.
Программа направлена на всестороннее развитие личности, на формирование знаний и умений, на определенные нравственные качества, социальные модели поведения. Отличительные черты программы.
Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика показывает, что это наиболее уязвимые места при подготовке детей к школе. А перенос развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект, игры с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей. Форма организации работы.
Занятия проходят в подгруппах от 2 до 6 человек два раза в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут. Структура развивающих занятий.
1. Подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения.
2. Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
3. Игры на развитие мелкой моторики.
4. Игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции.
5.Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать в команде.
6. Зрительная гимнастика. Ресурсы, необходимые для реализации программы.
Свободное помещение, стол, стулья для детей, песочница, карандаши, природный материал, дидактические игры, знания возрастных особенностей детей и желание играть с ними. Краткая характеристика основных частей занятия.
Занятия в программе представлены в виде плана-конспекта. Приветствие и прощание.
Два важных ритуала, которые остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий. Они позволяют ощутить целостность и завершенность процесса.
Приветствие. Дети подходят и кладут по очереди свои ладошки на мою ладонь и говорят свое имя.
Прощание. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали. Подвижные игры.
Игра сопровождается движениями, описанными в тексте считалки, стихотворения.
Используются для снятия физического и эмоционального напряжения. Основная часть:
Игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ.
Часть игр проходит за столом, часть в стационарной или настольной песочнице. Это настольно-печатные игры, словесные игры, игры-беседы и т.п. Игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции.
Одним из основных показателей готовности к школе является развитие у ребенка произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Всем специалистам хорошо известно, что дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие дети в школе могут попасть в группу неуспевающих.
Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребенком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими четкими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия. Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать в команде.
Для реализации этого блока программы используются игры, направленные на развитие межличностных отношений дошкольников, формирования навыков конструктивного общения, умения работать в команде. Систематическая совместная деятельность порождает межличностные отношения, определяет их, влияет на их содержание и помогает ребенку освоиться в социуме. Так как в общении и совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются. Зрительная гимнастика.
Примерно половина воспитанников нашего дошкольного учреждения – дети с нарушениями зрения и поэтому зрительная гимнастика необходимый компонент любого занятия. Гимнастика для глаз помогает снять мышечное напряжение, повышает эластичность, тонус глазных мышц и положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка.
Публичное представление собственного профессионального опыта.
В СМИ:
1. Сборник: «1001 идея интересного занятия с детьми». М., 2011.
План-конспект занятия на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус» 2. План-конспект занятия по подготовке детей к обучению в школе.
http://nsportal.ru/node/239637 3. Статья «Песочница – волшебный мир» http://nsportal.ru/node/184946 Представляла свой опыт работы с детьми на городском семинаре «Работа педагога-психолога в современных условиях» Также являюсь победителем городского конкурса «Песочные фантазии» , 2012
Научным руководителем данной программы является доцент кафедры «Педагогической психологии» МГППУ Барабанова В.В. Список литературы.
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. М., 1982 2. Медова Н. В. Зрительная гимнастика. http://festival.1september.ru/articles/528263/
3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей к школе. М., 2000.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М., 2005.
5.Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 2000.
6.Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. М., 2006.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007 7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.,2005. 8. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М.,1965 9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М., 2007 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 1-4 Ч., М., 1998. 11. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Готовимся к школе. Ростов-на-Дону, 2004.
Содержание 1. План – конспекты занятий. 2. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. 3. Диагностический инструментарий. 4. Анкета для родителей детей будущих первоклассников. 5. Анкета для педагогов начального школьного образования. 6. Рекомендации для педагогов и воспитателей по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения. 7. Профилактика и коррекция нарушений зрения. 8. Перечень игр.
План-конспект занятия №1. Приветствие. Дети подходят и кладут
по очереди свои ладошки на мою ладонь
и говорят свое имя.
1. Игра «Зайки»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.
Ход: игра сопровождается движениями, описанными в тексте считалки:
Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы в кулак.
Вышли зайки погулять. Прыгают.
Нет ли здесь лисы иль волка? Выглядывают из-за ладоней.
Один, два, три, четыре, пять! Встают и хлопают в ладоши.
Можно весело играть.1 Прыгают или кружатся на месте.
2. Игра «Волшебная буква «А».
Цель: формирование зрительного образа буквы, умение договариваться.
Материалы: карточка с изображением буквы; трафареты буквы «А» - по количеству детей; карандаши красного цвета по количеству детей; буква, разрезанная на 2 части; счетные палочки; фишки; камушки; песочница.
Ход: Ребята, сегодня мы с вами обследуем букву «А». Обведите пальчиком букву. Заштрихуйте ее по трафарету. Дети выполняют эту часть задания одновременно. Сложите разрезную картинку, выложите на столе, в песочнице букву «А». (Каждый ребенок выбирает, что будет делать, а потом дети меняются заданиями, договариваясь друг с другом)
В каких случаях говорят: «А-а-а»? (Когда плачут. Когда показывают горло у врача. Когда укачивают малыша»
3. Игра «Ладошки солнца».
Цель: развивать тактильную чувствительность, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, умение работать в команде.
Материалы: песочница, фасоль, карандаши или кисточки.
Ход: Дети кладут ладошки на песок и обводят их карандашом, а потом выкладывают фасолью по получившемуся контуру.
4. «Парад».
Цель: отработать сложную двигательную программу и расширить возможности саморегуляции.
Ход упражнения: Ребенок марширует на счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором – на счет «два», в третьем на счет «три», в четвертом – на «четыре», а потом счет и хлопки в обратном порядке. 5. Игра «Корабль среди скал». (К.Фопель, 1998)
Цель: дать возможность приобрести коммуникативные навыки, слышать, доверять и подчиняться командам другого человека, развитие способности ориентироваться в пространстве.
Материалы: шарфик.
Ход игры: Перед нами море. Оно опасное, так как в нем есть утесы, айсберги. Один из нас будет кораблем (ему завязывают глаза), а кто-то другой капитаном корабля. Остальные дети изображают скалы, берег. Капитан должен, четко отдавая команды (два шага вперед, один в сторону влево и т.п.) провести свой корабль через скалы без потерь в гавань. После происходит обмен мнениями: «Что ты чувствовал?», «Что было трудным для капитана, корабля?» 6. Зрительная гимнастика. (Медова Н.В.)
Цель: профилактика и коррекция нарушений зрения. По городу мчатся с утра и до ночи Дети выполняют круговые
Машины всех марок, красивые очень. движения глазами.
Поедут направо, налево, кругом - движения глазами влево, вправо
Свободны машины и ночью и днем. Хлопают глазами. Прощание. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали. План-конспект занятия №2. Приветствие. Дети подходят и кладут по очереди свои ладошки на мою ладонь и говорят свое имя. 1. Игра «Зарядка».
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, отработка схемы тела.
Ход: игра сопровождается движениями, описанными в тексте считалки
Руку правую – на плечо, Руку левую – на плечо,
Руку левую – на бочок. Руку правую – на бочок.
Руки в стороны, руки вниз, Руки вверх, руки вниз,
И направо повернись. И налево повернись. 2. Игра «Какой картинки не стало?».
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материалы: карточки из игры «Мяу-карты», лото и т.п.
Ход игры: на столе выкладываются карточки с различными изображениями. Дети запоминают их. Потом психолог просит детей закрыть глаза и убирает одну карточку. Дети должны вспомнить, какой карточки не стало. Повторяем 3-4 раза. Далее называем все по порядку, переворачивая их картинкой вниз. 3. Игра «Волшебная буква «У».
Цель: формирование зрительного образа буквы.
Материалы: карточка с изображением буквы; точечное изображение буквы «У» - по количеству детей; карандаши красного цвета; буква, разрезанная на 2 части; счетные палочки; фишки; камушки; песочница, объемные буквы «А» и «У» по паре и по количеству детей, мешочек, кисточки.
Ход: Обведите пальчиком букву, а потом по точкам. Сложите разрезанную букву. (Следить за тем, чтобы дети не складывали букву зеркально). Выложите ее на столе, в песочнице.
Часть объемных букв положить в мешочек, а остальные закопать в песочнице. Детям дается задание: откапайте буквы, которые спрятались в песочнице. А затем постарайтесь найти такую же букву в мешочке наощупь.
4. Игра «Поймай звук».
Цель: направлена на развитие фонематического слуха, произвольной регуляции, снятии импульсивности.
Ход игры: психолог объясняет детям правило игры:«Сейчас мы с вами будем ловить звуки. Как только вы услышите звук «О» надо его поймать, т.е. хлопнуть в ладоши. За каждый «неправильный хлопок» начисляется штрафные баллы, и зачитывает слова.
Звук «О»: стол, дом, рама, полка, часы. Звук «С»: сыр, лес, кочка, песок, песня.
Звук «А»: каша, дым, арка, слон, книга. Звук «Ш»: шапка, шорох, шкаф, форма.
Чтобы погасить штрафные очки, ребенку надо отгадать загадку. 5. Игра « Старенькая бабушка». (Смирнова Е.О., 2005)
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Материалы: платки для завязывания глаз.
Ход игры: Дети разбиваются на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу и активным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки, постаравшись, чтобы их не сбила машина. Задача внуков – не только перевести старичков через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто – то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.
Ход: И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на
локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 -5 раз. Прощание. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали. План-конспект занятия №3.
|
1 2 3 4 5 6 |
|