Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста


Скачать 0.93 Mb.
НазваниеПрограмма развития и обучения детей старшего дошкольного возраста
страница1/6
Дата06.05.2016
Размер0.93 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

Корнеева Надежда Вячеславовна


Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста

«Использование песка для формирования

образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей

к школьному обучению»


Практическая психология в системе образования

Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песка.

Она содержит традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка: коммуникативную, интеллектуальную, эмоциональную.

Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика показывает, что это наиболее уязвимые места при подготовке детей к школе. А перенос развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект, игры с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей и являются естественной, доступной формой деятельности для детей любого возраста.

Программа рассчитана на специалистов – педагогов, психологов, кроме того материалы программы могут быть полезны и интересны родителям.


Пояснительная записка.
Все дошкольное детство направлено на то, чтобы подготовить ребенка к следующей ступени развития – обучению в школе. Но как показывает практика, не все дети к семи годам готовы усваивать школьную программу в требуемом объеме.

На данный момент при переходе с одной ступени образования на другую наиболее остро стоят несколько проблем: первая, из которых – несформированность произвольной саморегуляции у детей. На наш взгляд это связано с недостаточным количеством игровой практики, а именно игр по правилам. Вторая, возникает из-за того, что большинство родителей, не владея методикой обучения детей чтению, начинают в 4-5 лет учить их сами. Им важен результат – ребенок читает, а то, что иногда переставляет буквы или слоги, угадывает окончания – это временные сложности. Но, как показывает практика, у большинства детей эти сложности в процессе школьного обучения перерастают в большие проблемы, но уже не только в чтении, но и в письме. Основная ошибка таких родителей в том, что прежде чем начинать учить ребенка читать, необходимо методично формировать образ буквы, и только после этого переходить к обучению чтению.

В условиях проводимой политики в области образования, направленной на обеспечение доступности, повышения качества и обеспечения равных стартовых возможностей обучения в начальной школе, нельзя не обратить внимания на расхождения в программе обучения детей в детском саду и требованиями предъявляемыми школой. Поэтому возникает необходимость в программе занятий, в которой будут учтены наиболее часто встречающиеся трудности у детей, решение которых позволит всесторонне подготовить ребенка к обучению в школе. Для многих родителей готовность к школе означает умение ребенка писать, считать и читать, но этих умений явно недостаточно для успешного усвоения школьной программы. Понятие «готовность к школьному обучению» намного шире и включает в себя:

  • Социальное развитие, т.е. умение управлять своим поведением, владение конструктивными способами общения.

  • Развитие интеллектуальных способностей.

  • Мотивационная готовность.

  • Развитие познавательной активности.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Достаточный уровень произвольной саморегуляции.

Таким образом, цель данной программы – всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме с использованием песка.

Мы объединили несколько задач в одном курсе.

Задачи:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие навыков социального общения.

3. Развитие функций внимания, мышления и речи, памяти, зрительно - пространственного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки, зрительно-моторной координации, формирование зрительного образа буквы и произвольной саморегуляции.

4. Профилактика и коррекция нарушений зрения.
Апробация программы.

Апробация программы проходила на базе ГОУ детский сад комбинированного вида №2639 города Москвы с 2008 - 2012 год:

2008-2009 – 26 детей

2009-2010 – 28 детей

2010-2011 – 38 детей

2011-2012 – 36 детей

Описание используемых методик и технологий.

Для реализации намеченных целей программы использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, психологическое консультирование, диагностика.

Анкетирование.

Были разработаны анкеты: анкета №1 «Для родителей детей будущих первоклассников», анкета №2 «Для учителей начальных классов». Анкета №1 используется для того, чтобы выяснить, какие навыки и умения являются приоритетными для родителей при подготовке к школе.

Анкета №2 дает возможность узнать, как учителя начальных классов оценивают психологическую готовность детей к обучению в школе и можем ли мы в данной ситуации говорить о преемственности в образовании детей между детским садом и школой. (см. Приложение)

Наблюдение.

Позволяет увидеть общую картину поведения детей в группе, фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональные реакции на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности и быть активным участником совместных действий с детьми.

Диагностика.

Диагностическое обеспечение представляет собой наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которых можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационной, волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. (Диагностический инструментарий, используемый в работе см. в Приложении)

Ожидаемые результаты реализации программы.

Всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме.
Методологические принципы программы.

Принцип системности.

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми 6-7 лет в форме групповых занятий.

Принцип личностного подхода.

Развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием детей, что отражено в задачах и содержании программы. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания ценности его творческого потенциала, уникальности его личности. (Выготский Л.С., 1982)

Принцип сознательности активности детей.

Успешное формирование навыков, развитие способностей напрямую зависит от сознательного отношения детей к процессу и заинтересованности.

Принцип доступности при необходимой степени трудности.

Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий и предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации сил ребенка.

Принцип наглядности.

Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке информации.

Принцип комплексности.

Программа построена таким образом, что позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность (так как примерно половина воспитанников дошкольного учреждения – это дети с различными нарушениями зрения), сложности задания, времени проведения занятия, интенсивности работы.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Программа направлена на всестороннее развитие личности, на формирование знаний и умений, на определенные нравственные качества, социальные модели поведения.
Отличительные черты программы.

Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика показывает, что это наиболее уязвимые места при подготовке детей к школе. А перенос развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект, игры с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей.
Форма организации работы.

Занятия проходят в подгруппах от 2 до 6 человек два раза в неделю. Продолжительность занятий 25-30 минут.
Структура развивающих занятий.

1. Подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения.

2. Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

3. Игры на развитие мелкой моторики.

4. Игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции.

5.Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать в команде.

6. Зрительная гимнастика.
Ресурсы, необходимые для реализации программы.

Свободное помещение, стол, стулья для детей, песочница, карандаши, природный материал, дидактические игры, знания возрастных особенностей детей и желание играть с ними.
Краткая характеристика основных частей занятия.

Занятия в программе представлены в виде плана-конспекта.
Приветствие и прощание.

Два важных ритуала, которые остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий. Они позволяют ощутить целостность и завершенность процесса.

Приветствие. Дети подходят и кладут по очереди свои ладошки на мою ладонь и говорят свое имя.

Прощание. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали.
Подвижные игры.

Игра сопровождается движениями, описанными в тексте считалки, стихотворения.

Используются для снятия физического и эмоционального напряжения.
Основная часть:

Игры и упражнения, направленные на развитие ВПФ.

Часть игр проходит за столом, часть в стационарной или настольной песочнице. Это настольно-печатные игры, словесные игры, игры-беседы и т.п.
Игры и упражнения, направленные на развитие произвольной саморегуляции.

Одним из основных показателей готовности к школе является развитие у ребенка произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Всем специалистам хорошо известно, что дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие дети в школе могут попасть в группу неуспевающих.

Важным условием развития произвольности является обучение правилам, их принятие и выполнение ребенком. Естественно, что сформироваться это может только в игре, так как именно она представляет собой свободную деятельность со своими четкими законами, нарушение которых приводит к невозможности полноценного в ней участия.
Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной сферы, умения работать в команде.

Для реализации этого блока программы используются игры, направленные на развитие межличностных отношений дошкольников, формирования навыков конструктивного общения, умения работать в команде. Систематическая совместная деятельность порождает межличностные отношения, определяет их, влияет на их содержание и помогает ребенку освоиться в социуме. Так как в общении и совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются.
Зрительная гимнастика.

Примерно половина воспитанников нашего дошкольного учреждения – дети с нарушениями зрения и поэтому зрительная гимнастика необходимый компонент любого занятия. Гимнастика для глаз помогает снять мышечное напряжение, повышает эластичность, тонус глазных мышц и положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка.

Публичное представление собственного профессионального опыта.

В СМИ:

1. Сборник: «1001 идея интересного занятия с детьми». М., 2011.

План-конспект занятия на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус»
2. План-конспект занятия по подготовке детей к обучению в школе.

http://nsportal.ru/node/239637
3. Статья «Песочница – волшебный мир» http://nsportal.ru/node/184946
Представляла свой опыт работы с детьми на городском семинаре «Работа педагога-психолога в современных условиях»
Также являюсь победителем городского конкурса «Песочные фантазии» , 2012

Научным руководителем данной программы является доцент кафедры «Педагогической психологии» МГППУ Барабанова В.В.
Список литературы.

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. М., 1982
2. Медова Н. В. Зрительная гимнастика. http://festival.1september.ru/articles/528263/

3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей к школе. М., 2000.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М., 2005.

5.Практикум по возрастной и педагогической психологии. М., 2000.

6.Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. М., 2006.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007
7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М.,2005.
8. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М.,1965
9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М., 2007
10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 1-4 Ч., М., 1998.
11. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Готовимся к школе. Ростов-на-Дону, 2004.

Содержание
1. План – конспекты занятий.
2. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
3. Диагностический инструментарий.
4. Анкета для родителей детей будущих первоклассников.
5. Анкета для педагогов начального школьного образования.
6. Рекомендации для педагогов и воспитателей по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения.
7. Профилактика и коррекция нарушений зрения.
8. Перечень игр.

План-конспект занятия №1.
Приветствие. Дети подходят и кладут

по очереди свои ладошки на мою ладонь

и говорят свое имя.

1. Игра «Зайки»

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения.

Ход: игра сопровождается движениями, описанными в тексте считалки:

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы в кулак.

Вышли зайки погулять. Прыгают.

Нет ли здесь лисы иль волка? Выглядывают из-за ладоней.

Один, два, три, четыре, пять! Встают и хлопают в ладоши.

Можно весело играть.1 Прыгают или кружатся на месте.

2. Игра «Волшебная буква «А».

Цель: формирование зрительного образа буквы, умение договариваться.

Материалы: карточка с изображением буквы; трафареты буквы «А» - по количеству детей; карандаши красного цвета по количеству детей; буква, разрезанная на 2 части; счетные палочки; фишки; камушки; песочница.

Ход: Ребята, сегодня мы с вами обследуем букву «А». Обведите пальчиком букву. Заштрихуйте ее по трафарету. Дети выполняют эту часть задания одновременно. Сложите разрезную картинку, выложите на столе, в песочнице букву «А». (Каждый ребенок выбирает, что будет делать, а потом дети меняются заданиями, договариваясь друг с другом)

В каких случаях говорят: «А-а-а»? (Когда плачут. Когда показывают горло у врача. Когда укачивают малыша»

3. Игра «Ладошки солнца».

Цель: развивать тактильную чувствительность, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, умение работать в команде.

Материалы: песочница, фасоль, карандаши или кисточки.

Ход: Дети кладут ладошки на песок и обводят их карандашом, а потом выкладывают фасолью по получившемуся контуру.


4. «Парад».

Цель: отработать сложную двигательную программу и расширить возможности саморегуляции.

Ход упражнения: Ребенок марширует на счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором – на счет «два», в третьем на счет «три», в четвертом – на «четыре», а потом счет и хлопки в обратном порядке.
5. Игра «Корабль среди скал». (К.Фопель, 1998)

Цель: дать возможность приобрести коммуникативные навыки, слышать, доверять и подчиняться командам другого человека, развитие способности ориентироваться в пространстве.

Материалы: шарфик.

Ход игры: Перед нами море. Оно опасное, так как в нем есть утесы, айсберги. Один из нас будет кораблем (ему завязывают глаза), а кто-то другой капитаном корабля. Остальные дети изображают скалы, берег. Капитан должен, четко отдавая команды (два шага вперед, один в сторону влево и т.п.) провести свой корабль через скалы без потерь в гавань. После происходит обмен мнениями: «Что ты чувствовал?», «Что было трудным для капитана, корабля?»
6. Зрительная гимнастика. (Медова Н.В.)

Цель: профилактика и коррекция нарушений зрения.
По городу мчатся с утра и до ночи Дети выполняют круговые

Машины всех марок, красивые очень. движения глазами.

Поедут направо, налево, кругом - движения глазами влево, вправо

Свободны машины и ночью и днем. Хлопают глазами.
Прощание. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали.
План-конспект занятия №2.
Приветствие. Дети подходят и кладут по очереди свои ладошки на мою ладонь и говорят свое имя.
1. Игра «Зарядка».

Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, отработка схемы тела.

Ход: игра сопровождается движениями, описанными в тексте считалки

Руку правую – на плечо, Руку левую – на плечо,

Руку левую – на бочок. Руку правую – на бочок.

Руки в стороны, руки вниз, Руки вверх, руки вниз,

И направо повернись. И налево повернись.
2. Игра «Какой картинки не стало?».

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Материалы: карточки из игры «Мяу-карты», лото и т.п.

Ход игры: на столе выкладываются карточки с различными изображениями. Дети запоминают их. Потом психолог просит детей закрыть глаза и убирает одну карточку. Дети должны вспомнить, какой карточки не стало. Повторяем 3-4 раза. Далее называем все по порядку, переворачивая их картинкой вниз.
3. Игра «Волшебная буква «У».

Цель: формирование зрительного образа буквы.

Материалы: карточка с изображением буквы; точечное изображение буквы «У» - по количеству детей; карандаши красного цвета; буква, разрезанная на 2 части; счетные палочки; фишки; камушки; песочница, объемные буквы «А» и «У» по паре и по количеству детей, мешочек, кисточки.

Ход: Обведите пальчиком букву, а потом по точкам. Сложите разрезанную букву. (Следить за тем, чтобы дети не складывали букву зеркально). Выложите ее на столе, в песочнице.

Часть объемных букв положить в мешочек, а остальные закопать в песочнице. Детям дается задание: откапайте буквы, которые спрятались в песочнице. А затем постарайтесь найти такую же букву в мешочке наощупь.

4. Игра «Поймай звук».

Цель: направлена на развитие фонематического слуха, произвольной регуляции, снятии импульсивности.

Ход игры: психолог объясняет детям правило игры:«Сейчас мы с вами будем ловить звуки. Как только вы услышите звук «О» надо его поймать, т.е. хлопнуть в ладоши. За каждый «неправильный хлопок» начисляется штрафные баллы, и зачитывает слова.

Звук «О»: стол, дом, рама, полка, часы. Звук «С»: сыр, лес, кочка, песок, песня.

Звук «А»: каша, дым, арка, слон, книга. Звук «Ш»: шапка, шорох, шкаф, форма.

Чтобы погасить штрафные очки, ребенку надо отгадать загадку.
5. Игра « Старенькая бабушка». (Смирнова Е.О., 2005)

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Материалы: платки для завязывания глаз.

Ход игры: Дети разбиваются на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу и активным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки, постаравшись, чтобы их не сбила машина. Задача внуков – не только перевести старичков через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто – то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Ход: И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на

локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 -5 раз.
Прощание. Подводим итоги, что запомнилось, что больше всего понравилось, что нового узнали.
План-конспект занятия №3.
  1   2   3   4   5   6