Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Все языковые особенности речи в конечном счете обусловлены ситуацией |
 Скачать 26.42 Kb. |
Все языковые особенности речи в конечном счете обусловлены ситуацией.
В.А.Артемов.
Ситуативные упражнения при обучении иностранному языку.
Мы постоянно говорим: в процессе обучения нужно создавать ситуации, обучать на основе ситуаций, варьировать ситуации, реагировать на ситуацию и т.п. Имеет ли при этом значение, что понимается под ситуацией? Несомненно. Толкование понятия не сугубо теоретический вопрос, от него зависит практика обучения. Любому учителю хорошо известны факты, когда получив задание: «Выскажитесь в ситуации «У кассы», ученик молчит, хотя хорошо известно, что ситуация обладает стимулирующей силой. Если же эта ситуация не вызывает высказывания, очевидно, это не ситуация.
Ситуация – не просто совокупность обстоятельств, событий, взаимоотношений, а система. Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность.
Что же понимается под учебной ситуацией? Это специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.
Каким же требованиям должна отвечать учебная ситуация, используемая в обучении иностранному языку?
Она должна отвечать адекватной реальной ситуации общения.
Должна быть предельно ясна учащимся.
Это значит: четко определена речевая задача (о чем спросить, что рассказать, доказать, уточнить, опровергнуть и т.п.), учащиеся знают, что от них требуется, так как задания обеспечены конкретным языковым и речевым материалом. В случае, если ученику незнакомо нужное слово, учитель и товарищи придут на помощь. Дети знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях.
Учебные ситуации создаются различными способами, при этом используются:
реальные ситуации общения в классе;
различные средства наглядности;
слайды, диафильмы;
предметные композиции;
вербальные средства;
игры, в том числе ролевые.
Учебная ситуация дает возможность не только показать, где , когда, для решения каких задач общения можно использовать предъявляемый и усваиваемый материал, и тем самым обеспечить наглядное представление о предмете, она должна вызвать у школьников определенное эмоциональное состояние. Например, отрабатывается структура со словами was/were. Если вопросы лично направлены, то работа приобретает другой смысл. Например, учитель сообщает, что узнает, кто где был вчера. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, учитель может предложить назвать по-английски все места, где можно побывать.
Учебная ситуация должна вызывать у ребенка интерес, желание включиться в общение, помогать школьникам лучше узнавать друг друга, а учителю – каждого из них. Для этой цели рекомендуются такие ситуации, которые выявляют отношение ученика к тому, что он слышит, видит, как оценивает.
Например, по теме «Семья» можно использовать ролевую игру. Ребята делятся на группы по три человека. Один играет роль отца или матери, другой – сына/дочери, третий – наблюдателя. Задание предполагает: узнать, как прошла неделя у школьника: какие оценки он получил, доволен ли успехами, какие предметы он любит больше, что освоил лучше, какие отношения между собеседниками.
Дав задание, учитель должен убедиться, что они понятны. На доске даются опоры. Учащиеся сами выбирают себе роль. Учитель держится в стороне, чтобы дети сами справлялись с заданием, но помогает тем, кто нуждается. В конце наблюдатель сообщает, что он узнал из беседы.
Новые стандарты ставят перед нами большие задачи, нам предстоит их решать успешно. А для этого необходимо совершенствовать методы, приемы и средства обучения, сделать ученика главным действующим лицом на уроке, чтобы он овладевал иностранным языком в совместной деятельности с товарищами при организационной, доброжелательной помощи учителя. |
|
|