Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Условно-вербальные ситуации – метод обучения детей, востребованному в социуме поведению


Скачать 86.9 Kb.
НазваниеУсловно-вербальные ситуации – метод обучения детей, востребованному в социуме поведению
Дата03.05.2016
Размер86.9 Kb.
ТипДокументы

Условно-вербальные ситуации – метод обучения детей, востребованному в социуме поведению.
Условно-вербальные ситуации создаются в процессе обучения детей позитивным способам общения и поведения, и представляют собой различные ситуации проблемного характера.

Цель:

Способствовать формированию нравственного сознания и нравственного поведения.

Задачи:

1. Пробудить эмоциональную отзывчивость. Провести эмоциональную децентрацию.

2. Поставить перед выбором линии поведения - откликнуться на проблемы других или предпочесть личные интересы.

3. Активизировать готовность искать решение.

4. Дать возможность прогнозировать развитие событий с позиции имеющихся социальных ориентаций.

5. Показать причинно-следственные связи возникших событий.

6. Обогатить представления о способах разрешения проблем, о выборе правильной тактики поведения.
Конструкция ситуаций.


П
Звено «Погружение»

Ввести в ситуацию:

а) Представь, что ты ...

б) Вот что произошло с ...


Э
Звено «Эмоции»

Вызвать состояние переживания и сопереживания:

а) Какие чувства испытываются?


А.П
б) Какое настроение?

Звено «Активный поиск»

Направить на поиск необходимых способов выхода из ситуации и способов поведения:

а) Как помочь?

б) Что можно сделать?


С
в) Как поступить, чтобы разрешить проблему?

Звено «Связи»

Помочь установить причинно-следственные связи:

а) Почему ты так думаешь?

б) Почему это произошло?


В
в) Почему он так поступил?

Звено «Вариант»

Открыть способ решения проблемы героем как один из востребованных в обществе вариантов.

Ситуация «Пузырь с водой и лопата».


П
История Филиппа:

- Мой сосед был озлобленным, даже подлым человеком. Однажды он швырнул в меня лопатой за то, что я прошёл по его газону. На следующий день я кинул в него пузырь с водой.

Он вызвал полицейского, который составил на меня протокол по всем правилам.


Э
Как-то весной я прогуливался неподалёку от дома моих родителей и увидел, как наш сосед сгребает на своём дворе листья... Я занервничал, когда он стал подходить ко мне.

Почему Филипп занервничал?

Варианты:

- они были врагами

- сосед был вспыльчивым

- Филипп боялся соседа


С
Что произошло, когда сосед подошёл к Филиппу?

Варианты:

- они опять поссорились

- сосед поздоровался с Филиппом

Что произошло на самом деле?

Филипп рассказывает:


В
- Я 20 лет не разговаривал с этим соседом. Но он подошёл ко мне и протянул руку. Мы говорили о крокусах и других вестниках весны. 20 лет назад его съедала злоба, теперь он был сама доброта.

Почему этот человек изменился?

Варианты:

- на соседа повлиял кто-то из людей своей добротой

- сосед обрел счастье

- сосед не хотел быть одиноким

Что произошло на самом деле?


С
Филипп рассказывает:


Э
- Я поговорил с отцом. Он сказал, что этот человек изменился после того, как умерла его мать, и он остался совсем один. До него дошло, что вместо того, чтобы швырять лопатой в детей, он должен приглашать их к себе на веранду и угощать молоком с печеньем.

Что кроме трагических событий может изменить человека? Это собственное желание быть лучше.

Стоит ли ждать зрелого возраста, чтобы измениться? Чем хорошо поменяться как можно раньше?


С
Варианты:

- будешь иметь друзей

- сохранишь своё здоровье

- не подвергнешь себя административной и уголовной ответственности

Урок: Не тяни время, чтобы измениться
Ситуация «Автомобиль».


П
Представь, что у тебя есть автомобиль... Ты можешь представить его марку и внешний вид. Ты едешь на своём автомобиле в парк и вот, чтобы его припарковать, даёшь задний ход. Вдруг, нечаянно, ты задеваешь чей-то автомобиль...

Твои чувства?

Варианты:

- досада

- раздражение

- волнение

Твои мысли?


Э
Варианты:

- не повезло


А.П
- как плохо

Твои действия?

Варианты:

- уехать

- ждать хозяина, разрешить ситуацию

А теперь посмотрим, что произошло, когда задели автомобиль Лоры.

Лора рассказывает:


Э

В
- Тот, кто помял мой автомобиль, оставил записку, где рядом с номером телефона было написано: «Мы будем ждать вас». Очевидно, это означало, что люди, причинившие ущерб, хотели встретиться.

Что почувствовал бы ты на месте Лоры?

Варианты:

- удивление

- радость

- благодарность

Лора рассказывает:

- В ответ на мою благодарность мужчина, оставивший записку, сказал: «Мы всегда с женой так делаем».

Лора говорит:


С
- Жизнь этих людей была воплощением честности и порядка.

Почему эти люди так поступали?

Варианты:

- они были ответственными

- это давало им спокойствие

- не подвергали себя административной и уголовной ответственности

Твой выбор?

Урок: Отвечай за свои ошибки.

Ситуация «Шприц».


П
Дети играют в песочнице и находят шприц...

Их чувства?


Э
Варианты:

- радость

- любопытство

Их мысли? (отсутствие)

Их действия?

Варианты:

- выбросили за песочницу

- закопали в песок

- стали играть - делать уколы «понарошку» куклам и друг другу


Э
Твои чувства, если бы ты увидел это, проходя мимо?

Варианты:

- спокойствие

- волнение

- страх

- любопытство

Твои мысли?

Варианты:

- откуда шприц?

- шприц оставили другие дети, его дал кто-то из родителей специально для игры

- шприц оставили люди, употребляющие наркотики

Твои действия?


А.П
Варианты:

- пройти мимо (пусть за детьми следят их родители)

- спросить детей, откуда у них шприц

- забрать и выбросить шприц в мусорный бак

Следует ли выбросить шприц? Почему?


С
Варианты:

- дети могут сказать неправду

- дети могут получить инфекцию


А.П
Что ты скажешь детям, если подойдёшь к ним?

Варианты:

- откуда шприц?


В
- отдайте мне, я выброшу

- Здравствуйте, дети. Я вижу, у вас шприц. Он опасен, вы можете заразиться болезнью. Дайте его мне, я выброшу в мусорный бак (говорить спокойно, твёрдо, шприц взять, обернув бумагой или целлофаном).

Урок: Заботься о младших.

Ситуация «Приступ».


Э

П
Представь, ты идёшь в гости. Твой путь лежит через парк. Проходя мимо одной из скамеек, ты замечаешь пожилого человека, вид которого вызывает беспокойство... Голова опущена, глаза закрыты. Мужчина стонет и держит руку на груди в области сердца...

Твои чувства?

Варианты:

- спокойствие

- волнение

- страх

Твои мысли?

Варианты:

- что делать?


А.П
- это сердечный приступ

Твои действия?

Варианты:

- убежать из парка

- позвать людей

- вызвать «Скорую помощь» по телефону (если есть)


В
Юноша и девушка, гулявшие по парку, вызвали «Скорую помощь». А как поступишь ты?

Урок: Помогай оказавшимся в беде.

Ситуация «Сигарета».


Э

П
Представь, ты идёшь вечером мимо детского сада. В одной из беседок ты замечаешь ребят своего возраста, которые склоняют мальчика помладше закурить. До тебя доносится голос: «Это хорошая сигарета. Кури, тебе понравится».

Твои чувства?

Варианты:

- удивление

- беспокойство

- равнодушие

- страх

Твои мысли?

Варианты:

- как быть?


А.П
- уйти?

- вмешаться?

- они меня побьют, если я вмешаюсь

Твои действия?

Варианты:

- уходишь

- зовешь сторожа

- подходишь и предлагаешь «жертве» уйти с тобой


С
- говоришь громко: «Я вызову милицию!»

Какие действия правильные? Почему?

Вмешаться, так ты ...

- избавляешь «жертву» от прессинга

- создаешь репутацию неравнодушного смелого человека


В
- даешь понять другим, что они поступают неправильно.

А вот как поступил Андрей, когда увидел, что подростки заставляют курить соседского мальчишку.

Он зашёл в сад. Обратился к сторожу и попросил поддержать, если подростки бросятся на него. Вышел к курильщикам и сказал: «Вы поступаете подло. Курение вредит здоровью. Я забираю мальчика». Подростки стали обзывать Андрея. В это время вышел сторож, и они разбежались. Андрей отвел мальчика домой и сообщил о случившемся его родителям.

Урок: Не кури сам и спасай от курения того, кого можешь.

Ситуация «Часы».


П
Представь: лето... парк... ты садишься на скамейку отдохнуть. И вот ты замечаешь рядом с собой коробочку, в которую упакованы новые наручные часы хорошего качества.

Твои чувства?

Варианты:

- удивление

- недоумение

- любопытство


Э
- радость

Твои мысли?

Варианты:

- кто оставил?

- как быть?

- взять?


А.П
Твои действия?

Варианты:

- взять себе (не я, так кто-нибудь возьмет)

- оставить на месте, человек вернётся, заберёт

- оставить записку «Кто оставил часы, обратитесь по адресу...»


П

Э
А теперь представь: магазин... витрина с наручными часами. Одни из них тебе приглянулись. Ты о таких мечтал. Тебе очень хочется их купить, но у тебя не хватает средств. Ты решаешь накопить денег. Ты зарабатываешь деньги честным трудом (разносишь газеты, убираешь мусор, участвуешь в ремонте школы). И вот часы куплены. Ты счастлив! В хорошем настроении ты идёшь в парк. Там, присев на скамейку, ты разглядываешь коробочку и не решаешься надеть часы. Они так тебе дороги, что чрезмерная бережливость не позволяет тебе это сделать сразу. Ты кладёшь коробочку в карман и не замечаешь, как через некоторое время она выскальзывает и выпадает из него. Задумавшись, представляя себя с новыми часами на руке, ты идёшь домой.


Э
Твои чувства, когда обнаружишь потерю?

Варианты:

- волнение

- досада

- боль

- горе

Твоя реакция?

Варианты:

- спокойствие

- слёзы

Твои мысли?

Варианты:

- бежать обратно в парк

- спрашивать у прохожих

- часы потеряны, их кто-то нашёл


А.П
- как пережить потерю?

Твои действия?

Варианты:

- бежать обратно в парк

- спрашивать у прохожих


С
У тебя сильное желание найти часы!

Какая ситуация сложнее: найти или потерять? Почему?

Варианты:

- найти: это вопрос совести - как поступить

- потерять: трудно пережить потерю

- обе сложны


В
На месте потерявшего чего ты ожидаешь от того, кто нашёл? Как следовало бы поступить на месте нашедшего?

Взять часы, оставить записку с указанием своёго адреса, вернуть хозяину.

Урок: Не присваивай чужое.