Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Понятие и сущность метода обучения |
 Скачать 116.26 Kb. |
Понятие и сущность метода обучения
Обучение - это упорядоченная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение цели обучения, это способ их сотрудничества. Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между целью и результатом. Под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В дореволюционной России методом считалось искусство учителя направлять мысли детей в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Метод – главный инструмент педагогической деятельности с его помощью производится продукт обучения, осуществляется взаимодействие учителя и уч-ся. Классификация методов: это упорядоченная по определенному признаку их система. Лишь ту классификацию можно признать хорошей, которая согласуется с практическим обучением и служит основой для его реализации. Сейчас известно много классификаций методов обучения: допускается применение различных классификаций. 1)традиционная классификация – в качестве общего признака выделенных в ней методов берется ее источник знаний: практический (опыт, упражнения); наглядный (иллюстрация, демонстрация); словесный (объяснение, разъяснение, беседа, рассказ); работа с книгой (чтение, просмотр, реферирование); видеометод (просмотр). 2)классификация по назначению (Данилов): приобретение знаний; формирование УН; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка ЗУН. 3)Классификация по типу (характеру) познавательной деятельности (Скаткин): Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, который достигают учащиеся, работая по этой схеме: а)информационно-рецептивный метод (знания детей предлагают в готовом виде, учитель организует разными способами восприятие этих знаний); б)репродуктивный (знания детям предлагают в готовом виде, учитель сообщает знания и объясняет их: дети сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; прочность усвоения обеспечивается за счет повторения многократно); в) метод проблемного изложения (переходный от исполнительской к творческой деятельности); г) частично-поисковый (эвристический – знания дети должны добыть сами, учитель организует поиск новых знаний с помощью разных средств, а дети сами рассуждают); д) исследовательский (учитель вместе с уч-ся формулирует проблему: знания дети добывают сами в процессе исследования проблемы, учитель – управляется процессом обучения). 4)по дидактическим целям: а)методы, способствующие первичному усвоению учебного материала (информационно-развивающие методы, устное изложение учителем, беседа, работа с книгой), эвристические поисковые методы поисковые методы – беседа, лабораторные работы, исследовательский метод; б)методы, способствующие закреплению приобретенных знаний (упражнения, практические работы). 5)классификация методов Бабанского.
Выбор методов обучения зависит от нескольких факторов:
закономерности и принципы обучения.
содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности.
цели и задачи обучения.
учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива)
внешние условия (географические, производственное окружение)
возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения)
Методы воспитания.
Центральным вопросом в методике воспитания являются методы воспитания и воздействия. В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности воспитателя и воспитанника. Методы воспитания – общественно – обусловленные способы педагогического взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизнедеятельности отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. В теории методики воспитания выделяют два понятия, которые нередко в педагогической практике смешиваются. Это метод воспитания и метод воздействия. Если метод воспитания имеет конечной целью формирование запланированного отношения определенных качеств личности, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции. Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей:
предписывающее (что надо сделать).
аргументирующее (зачем надо сделать)
. методическое (как лучше это сделать)
ВЫБОР МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ.
Выбор метода – это поиск оптимального пути воспитания.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
Цели и задачи воспитания. Какова цель – таковы и методы.
Содержание воспитания.
Возрастные и половые особенности воспитанников.
Уровень сформированности коллектива.
Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
Условия воспитания (материальные, психо-физические, санитарно-гигиенические, климат в коллективе, стиль педагогического руководства, и т. д.)
Уровень педагогической квалификации (только знакомые методы)
Время воспитания.
Ожидаемые последствия.
Классификация единых методов педагогического процесса (Щукина):
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ.
Основная функция этих методов – усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, - вообще знаний этических, эстетических, экологических, политических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений людей к объектам реальности и неправильности других. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. То есть, их назначение – формирование устойчивых убеждений. При использовании этих методов на первое место выступает словесное воздействие воспитателя на воспитанника, общение с ним с помощью важнейшего средства коммуникации – слова.
Использование примера.
Формирование определённого отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца (используется чаще всего в работе с младшими школьниками). Примеры могут быть как положительными, так и отрицательными.
Требования к использованию примера:
В качестве примера следует приводить поступки, качества уважаемого воспитанниками человека.
Пример должен приводиться авторитетным для воспитанника человеком.
Раскрываемый образец поведения должен пониматься как вполне определённая часть идеала.
Приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности воспитанника, быть приемлемым для использования в настоящем.
Не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребёнка, его возможностями освоения образца.
Не следует часто использовать один и тот же пример.
Воспитатель сам должен обладать качеством или воспитывать у себя качество, которое приводит как примерное.
Рассказ.
Сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения, об опыте поведения людей в различных ситуациях и вызвать стремление следовать хорошему и избегать недостойного. В процессе воспитания чаще всего используется рассказ на этическую тему. Требования к рассказу:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников.
Рассказ сопровождается иллюстрациями (произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев). Можно использовать музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа.
Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.
Рассказ обязательно должен переживаться слушателями.
Беседа.
Обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий, этических, эстетических норм, теорий и т.д. беседа бывает индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная. Чаще всего используется этическая беседа.
Требования к беседе:
Содержание беседы должно быть интересным для детей и близким их опыту.
Дети должны иметь возможность не только отвечать, но и спрашивать, высказывать свои мнения.
Не следует слишком отвергать и осуждать неправильные мнения и суждения детей.
Нужно учитывать характер взаимоотношений между детьми.
После беседы полезно создать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами беседы.
Беседа должна иметь проблемный характер, предполагать борьбу взглядов, идей, мнений.
Нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее намеченному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов.
Беседа не должна превращаться в лекцию.
Правильное руководство беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу.
Диспут (дискуссия).
Активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. (старшие школьники). Диспут готовиться заранее, - даётся тема и основные вопросы. Важно, чтобы в коллективе были противоречивые мнения по обсуждаемой теме, чтобы тема волновала учащихся и была связана с их переживаниями. Необходимо добиваться активности всех участников.
Лекция.
Глубокое доказательное раскрытие воспитателем какой-либо нравственной, эстетической, политической или другой темы в старших классах в течение более продолжительного времени, чем обычно отводиться на объяснение или рассказ. Отличия школьной лекции от лекции в ВУЗе: меньшая продолжительность, большая насыщенность яркими примерами и наглядными пособиями, более непосредственная связь содержания с жизнью слушателей. Лекция должна раскрывать историю проблемы, современные противоречия и пути их решения, давать характеристику различных подходов, взглядов, мнений.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Ориентируется воздействием на определённую группу или какую-либо личность. Применяется тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-либо разъяснить, сообщить о новых положениях (нравственных), то есть повлиять на его сознание и чувства. В школьной практике разъяснение опирается на внушение.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основная функция – выработка умений и навыков, привычек правильного поведения. Методы этой группы основаны на практической деятельности учащихся.
УПРАЖНЕНИЕ – многократное совершение определённых поступков на основе осознанной нравственной нормы. (средний и старший возраст)
Требования:
Систематичность.
Анализ и самоанализ результатов.
Поощрение воспитателем и одобрение коллективом.
Выполнение поступка на основе осознанного нравственного идеала.
Доступность и посильность.
Объём.
Частота повторений.
Учёт индивидуальных особенностей.
Учёт места и времени выполнения упражнений.
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнения.
Контроль и коррекция.
ПОРУЧЕНИЕ.
Определение задачи воспитателем и выполнение их детьмис целью формирования у них положительных качеств личности.
Поручения бывают:
Постоянные и временные
Индивидуальные, групповые и коллективные.
Требования:
Понимание индивидуальной и общественной значимости поручения.
Соответствие возможностям и интересам учащихся.
Возможности при выполнении проявить инициативу или выступить в роли организатора.
Педагогический контроль.
Обсуждение результатов, одобрение успехов воспитателем и коллективом.
СОЗДАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ.
Формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребёнка (группу, коллектив) совершить определённый поступок и формировали бы определённое поведение.
Требования:
Учёт взаимоотношений между детьми.
Контроль.
Анализ и своевременная коррекция ситуации.
Учёт возможностей используемого воспитательного средства (учение, игра, труд, общение)
Учёт возрастных особенностей.
Учёт уровня воспитанности.
Естественность ситуации и её связь с жизнью.
ТРЕБОВАНИЕ.
Прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на ребёнка, и выполнение последним соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения.
Требования бывают:
Прямые (указание, приказание)
Косвенные (совет, намёк, просьба)
Требование – совет (воззвание к сознанию)
Требование – игра.
Требование – просьба. (основывается на товарищеских отношениях между воспитателем и воспитанником)
Требование – намёк (со старшеклассниками)
Требование – одобрение (сильный стимул)
Позитивные и негативные (угроза, осуждение) требования.
По способу предъявления непосредственные (когда воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения) и опосредованное (требования воспитанников друг к другу, организованные воспитателем).
Требования:
Требование должно быть выполнимо.
Предъявленное требование должно быть выполнено.
В требованиях воспитателей должно соблюдаться единство.
Выполнение требования должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем.
Требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.
ПРИУЧЕНИЕ.
Интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.
Применяется на всех этапах воспитательного процесса.
Требования:
Понимание цели воспитания воспитанником.
Чёткая и ясная формулировка правил.
Постепенность.
Использование примера.
Постоянный контроль.
Приучение в игровой форме.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ.
Ненавязчивое, незаметное для воспитанника переключение его деятельности с бесполезной или вредной на приносящую пользу, формирующую положительные качества личности.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ.
Прямое или непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определённые действия.
ПООЩРЕНИЕ.
Стимулирование действий воспитанников с помощью положительной оценки их поведения. В качестве поощрений в педагогике используются:
Одобрение
Похвала
Благодарность
Поручение почётных обязанностей
Награда
Используются в различных ситуациях в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, положения в коллективе и т. д.
Требования:
Поощрять следует за действительные успехи.
Своевременность.
Поощрение должно стимулировать дальнейшую деятельность воспитанника.
Поддержка коллектива и ближайшего окружения.
Не следует поощрять часто одних и тех же.
Не противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива.
Справедливость.
НАКАЗАНИЕ.
Торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий.
Применяются следующие виды наказания:
Порицание
Замечание
Выговор
Ограничение в правах
Лишение почётных обязанностей
Приказание встать у парты
Удаление с урока
Перевод в другой класс
Исключение из школы
Наложение дополнительных обязанностей
Требования:
Понятность наказания воспитаннику
Не унижать достоинство личности
Не приносить физических страданий
Наказание должно быть соразмерно поступку и разрешать конфликт до конца
Смысл и необходимость наказания понятны коллективу и поддерживаются им.
Учёт психического состояния ребёнка на момент наказания (положение в коллективе, взаимоотношение с педагогом и т. д.)
Не следует применять часто
Должно вызывать чувство вины и раскаяния, желание не делать этого в будущем..
Не рекомендуется применять групповые наказания.
Наказание – не месть!
Индивидуальный подход и учёт возрастных особенностей.
Тактичность.
СОРЕВНОВАНИЕ.
Возбуждение у воспитанника стремления и его реализация достигнуть в деятельности более высоких, по сравнению с другими результатов.
Требования:
Увлечённость воспитанников идеей соревнования.
Привлечение воспитанников к разработке условий соревнования.
Сравнимость результатов выполняемой деятельности.
Учёт хода и результатов соревнования в соответствии с разработанными условиями.
Возможность для каждого участника добиться успеха, проявить свои способности и инициативу.
Тщательная подготовка и организация.
Установление направленности и содержания.
ЗАДАНИЕ:
Проблемные методы воспитания.
Составить требования к использованию методов поощрения и наказания для различных возрастных групп учащихся.
Маленкова Л.И - по формированию отношения к окружающему миру:
методы убеждения.
стимулирующие (возвратно-оценочные).
методы организации жизни и деятельности.
Условия эффективности методов: индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его проф. компетентности, содержание и средства воспитания, цели и задачи воспитания, логика используемых пед. приемов. |
|
|