Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Разработка урока по теме «Тверь-город воинской славы» |
 Скачать 288.26 Kb. |
Разработка урока
по теме «Тверь-город воинской славы»
Выполнил: Сидоренко Ирина Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Тверь, 2013
Пояснительная записка.
Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.
В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок. Сегодня в отношении людей к Родине, ее истории определились два полюса: на одном – глубокое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом – вандализм и циничный отказ от своего Отечества. Между ними большое количество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть наших учеников. Таким образом, современные дети стоят перед проблемой выбора. Проблема усложняется тем, что опыта ребенка недостаточно для того, чтобы разобраться самостоятельно в сложившейся ситуации, сделать выбор. Для того, чтобы он был готов к этому, необходим социальный опыт, который приобретается в активной социально значимой деятельности.
Одним из путей решения проблемы является изучение Малой Родины, позволяющее эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка, т.к. любовь к Родине невозможна без любви к своему краю, его природе, истории, обычаям. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого человека есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или какой – то другой уголок - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.
Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. В ходе специально организованной учителем деятельности учащийся:
получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя; чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
приобретает возможность практической реализации знаний и навыков; возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее своего края.
Эта работа поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.
Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является патриотическое воспитание. Ещё Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества».
Российское государство на современном этапе испытывает необходимость уяснения для себя национально-патриотической идеи, консолидирующей творческие силы всего общества. В основе национально-патриотической идеи лежат позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественной жизни через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.
В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" значится одна из целей образования - "обеспечить... историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России".
Любовь к Родине деятельна, сопричастна с ее историей, природой, достижениями и проблемами, это фундамент общественной и политической систем, духовно – нравственная основа их жизнедеятельности. Именно образование призвано собрать воедино все общественно значимые установки, отечественные традиции, сохранить уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, о родном крае. Роль таких уроков, касающихся изучения истории своего родного края, в патриотическом воспитании подрастающего поколения является ведущей в общеобразовательной школе.
Работа по изучению родного края в настоящее время получила новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизни каждого человека. В связи с введением ФГОС второго поколения в начальном образовании огромное внимание уделяется именно региональному компоненту, что предъявляет повышенные требования к изучению исторического прошлого своего края.
Таким образом, проблема патриотического воспитания актуальна, своевременна и современна. В ее решении велика роль изучения Малой Родины, так как разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях начальной школы позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность учащегося в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.
Целью патриотического воспитания является формирование у детей, начиная с начальной школы, гордости за свою страну, уважительного, бережного отношения к ее истории, культуре, формирование активной позиции в защите интересов своего государства, экологического мировоззрения, социальной ответственности, стремления внести собственный вклад в развитие своей малой родины: к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. При проведении таких уроков устанавливается связь исторических событий родного края с историей всего Российского государства.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Главной задачей системы начального образования здесь выступает является недопущение такого безразличия среди наших детей, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Задача учителя начальной школы – способствовать и далее становлению личности, участвовать в формировании высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма посредством таких уроков.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С.Михалков).
В системе воспитательной работы урок или внеклассные мероприятия были и остаются важным звеном. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества.
Нам повезло, что мы живём в Твери – одном из древних городов России, который стоял у истоков создания единого Государства Российского и даже претендовал на право стать столицей.
Поэтому и возникла идея разработки урока для младших школьников, посвящённого нашему родному городу, его героическому прошлому. Большая история наложила свой отпечаток на облик нашего города: гармоничное сочетание памятников глубокой старины и современности придают ему особые колорит и красоту. У города богатая событиями история, славное прошлое. Путешествуя во времени, дети смогут узнать о героической борьбе наших предков с иноземными захватчиками, о мужественных защитниках родного Отечества. На примере знаменитых героев тверской истории данный урок позволит воспитать у детей чувство патриотизма, гордости за мужественное прошлое своей Малой Родины и уважения к её историческому наследию, показать важность событий, происходивших на Тверской земле, для истории России, благодаря чему Твери было присвоено высокое почётное звание «Город воинской славы».
Наша Тверь имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Мне хотелось, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств. Город наш – это в первую очередь люди,
Те, что душу вложили в его красоту,
Те, что выжили и победили
И претворили свою мечту. Слава города – их заслуга,
И нам в памяти надо беречь
Всех, кто в вечность ушёл сквозь вьюгу,
Кто не страшился со смертью встреч. Ох, как мало таких осталось,
Тех, кто помнит, как полвека назад
Тверь из пепла вновь возрождалась,
Чтоб красавицей стать сейчас. Город наш заслуженно имя несёт.
Он теперь- город воинской славы.
Город наш заслужил себе верный почёт
За спасенье великой державы. В пыли времён пускай сочтёт Россия
Всех своих павших на войне.
И город наш - частичка силы
В могучей доблестной стране! Тема: Тверь-город воинской славы.
Цель: Привитие любви к родному краю; развитие интереса к истории родного города; формирование чувства собственного достоинства, своей значимости, сопричастности к родной истории, сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к героям военных действий.
Задачи:
Знакомство учащихся с историей города, с историческими событиями Тверской истории, имевшими важное всероссийское историческое значение; овладение новыми историческими понятиями и терминами;
Развитие познавательного интереса к Тверскому краеведению; развитие речи, памяти, внимания;
Воспитание любви к истории родного города; формирование гражданственности и патриотизма;
Создание положительного эмоционального микроклимата в коллективе, способствующего развитию коммуникативных способностей детей.
Оборудование:
1. Презентация с фотографиями и рисунками, картами-схемами, посвящёнными истории Твери.
2. Стихотворение о Твери-городе воинской славы.
3. Карточки с заданиями для закрепления (кроссворды,
тесты, пословицы и т. д.)
4. Открытки с видами Твери.
5. Диск с видеофрагментами (Авторы: А. Ульянов, А.Чернов)
Калинин в первые военные месяцы.
Рейд танка Т-34.
Оккупация Калинина.
Освобождение Калинина.
Калинин после оккупации.
6. Компьютер, проектор, экран, магнитофон.
7. Диски с песнями о войне и музыкой из песен военных лет.
8. Георгиевские ленточки.
9. Коробка с жетонами четырёх цветов, георгиевские ленточки,
цветочки красного, жёлтого и белого цвета.
10. Изображение Колеса Истории.
11. Плакат с изображением могилы Неизвестного солдата.
Организационный момент.
Происходит деление на группы по цветам (желательно это сделать до начала урока). У учителя коробочка с жетонами четырёх цветов. Дети берут по одному жетону и рассаживаются в соответствующие группы.
II. Постановка темы и цели.
ЦИТАТА:
«Заглянем в глубь веков
И там увидим мы
Великих праотцов,
Отдавших жизнь свою
За Родину, за землю ту,
Где ты сейчас живешь».
-Перед Вами на столах кроссворд.
Отгадав его, вы получите ключевое слово и узнаете тему нашего урока.
Проверка кроссворда – (Слайд 2)
Итак, мы получили ключевое слово - Тверь.
- Как связаны между собой слова Тверь, Родина, мужество, война, храбрость, освобождение?
Константин Паустовский, замечательный наш писатель, сказал: «Человеку нельзя никак жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Мы живём с вами в огромной стране, имя которой Россия. Помимо того, что мы с вами жители России, мы ещё и горожане, т.к. живём в городе под названием Тверь.
Название города - Тверь.
Доклад ученика о названии города.
Тверь... В его имени слышится что-то твёрдое и крепкое, хотя названия нашего города в разное время были разными: Тферь, Тъхвърь, Тверь. Большинство историков считает, что своё имя город получил от названия реки Тверца, на берегах которой поселились первые жители.
С 1931 года Тверь переименовали в Калинин, древнее название вернули в 1990 году.
Наш город расположен на реке Волге между столицей нашей Родины - городом Москвой и городом Петербургом.
Стихотворение ученика о родном городе.
Мой город, рожденная Русью начальной, Над Волгою вставшая крепостью Тверь, Державной, цветком золотым величали Тебя, город древний, во славе твоей!
В года лихолетья ты верность хранила Заветам отеческим – Русь сберегать. О, Тверь, ты сплотившая вместе нас сила, Нам данная Богом навек благодать!
Мы помним всех павших – они не забыты! Мы славим всех, чьим ты трудом создана! Мы смотрим в грядущее с сердцем открытым И верим, что ты нам на счастье дана!
- И действительно, с древнейших времен наш город неоднократно оказывался в центре событий, имевших значение для всей истории нашей страны. В такие судьбоносные моменты наши предки проявляли храбрость, мужество, героизм и стойкость в борьбе с иноземными захватчиками.
Ещё великий поэт А. С. Пушкин сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие…»
Мы с вами совершим маленькое путешествие по страницам истории нашего города, окунёмся в разные эпохи и узнаем подробности героических подвигов во имя свободы нашей Тверской земли. И поможет нам в этом Колесо Истории. (Слайд 3)
(Идёт работа в группах. У детей на столах лежит изображение «Колеса истории» и жетончик (Приложение №6), на котором изображен герб Твери, по ходу урока, переносясь в ту или иную эпоху, дети передвигают жетончик по колесу).
Доклад ученика о гербе города Тверь.
Щит городского герба красного цвета, что говорит о доблести и мужестве наших предков, которые любили Тверь. На красном фоне помещено изображение золотого стула с зелёной подушкой, на которой лежит золотая корона, украшенная изумрудами. Корона символизирует Михаила Ярославича - первого в русской истории главу государства, именовавшегося "самодержцем".
III. Историческое путешествие по страницам героической славы Твери.
Заканчивая каждый этап путешествия, группа получает табличку, на которой написано ключевое слово из фразы: «Тверь-город воинской славы!»
1. XIV век. Тверское княжество.
- А сейчас, ребята, приготовимся к старту. Чтобы не потеряться в пути, возьмитесь за руки. Закройте глаза. Мы переносимся в XIV век.
Ровесница и соратница Москвы, Тверь выросла на берегах Волги в её верховьях там, где надо было держать удар против агрессора, на скрещении путей предполагаемых вторжений интервентов в центральные русские земли. Могучий и славный город-крепость с честью справился с этой, казалось бы, непосильной задачей. (Слайд 4)
Первое косвенное упоминание о Твери содержится в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславича, относящейся к 1135 г. и содержащей в себе постановления относительно взимания пошлин с "тверских гостей". Сначала Тверь входила в состав Переяславского княжества.
В то время Русь была завоёвана монголо-татарами, которые разрушали русские города и храмы. Однако Тверь быстро оправилась от татарского разгрома 1238 года. Именно Тверь вобрала в себя лучшие силы, вынужденные отступить сюда из более южных русских земель перед натиском монголо-татар. Около 1247года Тверь была выделена в удел князю Александру Ярославичу Невскому и стала столицей Тверского княжества. Историческим ядром древней Твери был Тверской Кремль.
В конце XIII века во главе Тверского княжества встал князь Михаил Ярославич. При нём Тверь стала столицей самого могущественного княжества в Северо-Восточной Руси. Тверские князья, ведя борьбу с монголо-татарским государством (Золотой Ордой) и за главенство на Руси, неустанно укрепляли город. В конце XIII — первой трети XIV века Тверь была крупнейшим центром национально-освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Жители Твери одними из первых поднялись на вооружённую борьбу против Орды: в 1317 году они разбили войско татарского военачальника Кавгадыя и московского князя Юрия в битве у деревни Бортенево рядом с Тверью. (Слайд 5)
Это вызвало гнев правителя Золотой Орды хана Узбека и зависть соседнего московского князя. Спасая от гибельного набега врагов не только тверские земли, но и всю Русь, Михаил Тверской сам приехал к хану в Орду, где был казнен в 1318 году и впоследствии прославлен Русской Православной Церковью как святой благоверный князь. (Слайд 6)
Память о небесном покровителе нашего города хранится в сердцах горожан и увековечена в архитектурных памятниках. На берегу Волги была возведена часовня Михаила Тверского, в его честь в городском саду установлен поклонный крест, на Советской площади памятник, а на месте Бортеневской битвы создан мемориальный комплекс. Администрация области учредила как высшую региональную награду – «Крест Михаила Тверского». (Слайд 7)
Через несколько лет, в 1327 г., в Твери вспыхнуло самое крупное и победоносное антиордынское восстание, воодушевившее русский народ и ставшее прологом к Куликовской битве. Эти события получили общерусское звучание, отразившись в «Повести о Тверском восстании» и в народной «Песне о Щелкане Дудентьевиче», дошедших до наших дней. (Слайд 8)
Дети получают табличку со словом «Тверь».
2. XVII век. Тверь во времена Смутного времени.
- Вращаем Колесо Истории дальше и переносимся в начало XVII века.
В разгар Смутного времени Тверь несколько раз подвергалась нападениям польско-литовских интервентов. В 1606 году жители Твери отразили нападение, однако в 1609 году интервентам удалось захватить Тверь. В результате этих набегов и разорений из 10 000 человек в городе осталось лишь около 4 500 жителей. (Слайд 9)
Весной 1609 г. 22-летний полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский с набранным им российским и вспомогательным шведским войском выступил в освободительный поход из Великого Новгорода на помощь осажденной поляками Москве. Путь отрядов Скопина-Шуйского на Москву лежал через захваченную врагами Тверь. По ходу продвижения войск в русские полки вливались силы из разных городов, в том числе и тверских – Торопца и Торжка. (Слайд 10)
В бою за Тверь 13 июля 1609 г. иноземные полки Скопина-Шуйского применили передовой европейский способ боя: при приближении польско-литовской конницы пикинёры, ощетинившись копьями, умело сдерживали натиск, а стоявшие позади мушкетёры вели прицельный огонь. Но воспользовавшись неожиданным ливнем, замочившим порох и фитили, польские крылатые гусары и литовская конница нанесли сильнейший удар по боевым порядкам Скопина-Шуйского. Часть иностранных наемников не выдержала натиска и бежала; русская конница тоже подалась назад. В результате из-за возникшей неразберихи союзники понесли большие потери. Зато пехота, выставив во все стороны длинные пики, осталась неподвижной и невредимой. Перестроив своих солдат, Скопин-Шуйский с прикрытой пикинёрами конницей сумел контратаковать и обратить крылатых гусар в бегство. Вечером поляки выставляли посты охраны своего боевого лагеря небрежно. Этим воспользовался Скопин-Шуйский и на рассвете сам атаковал противника. Большая часть поляков была разбита в Затьмачье, а оставшиеся в живых бежали в тверской Кремль и далее в сторону Москвы. (Слайд 11)
С победоносного сражения за Тверь летом 1609 г. началось освобождение России от польско-литовских интервентов.
Дети получают табличку со словом «город».
3. XIX век. Наш город в годы Отечественной войны 1812 г.
Вращаем Колесо Истории дальше и переносимся в начало XIX века.
12 июня 1812 г. огромная армия Наполеона перешла русскую границу, и с этого момента началась Отечественная война. Русская армия, значительно уступавшая противнику по численности, начала отступать по московской дороге. (Слайд 12)
В обстановке патриотического подъема, охватившего всю страну, император Александр I 6 июля 1812 г. издал манифест «О составлении временного ополчения» для подкрепления войск и защиты Отечества.
Перед правлением Тверской губернии ставилась задача создать ополчение, предназначенное для обороны Москвы. Начальником тверского ополчения назначили новоторжского помещика генерал-лейтенанта Я.И. Тыртова, участника суворовских походов. Тверскому губернатору надлежало набрать ополченцев, собрать продовольствие и пожертвования на военные нужды.
Через месяц число ополченцев превысило 900 человек. Из дворян назначались командиры. Рядовой состав образовали помещичьи крестьяне и мещане. Помещики обязывались обеспечить своих крестьян продовольствием на четыре месяца. Обмундирование и амуниция ратников состояли из кафтана, сапог, фуражки, рукавиц и ранца. Бывшим солдатам выдавали имевшиеся в наличии ружья и тесаки. Тверское ополчение составили пять пеших полков, один конный и один отдельный егерский батальон. В конце августа они выступили по московской дороге в Клин. Своими активными действиями тверское ополчение не позволило французам после занятия Москвы повернуть наступление на Санкт-Петербург. (Слайд 13)
Тверская губерния являлась одним из основных поставщиков продовольствия для солдат и корма для армейских лошадей. Осенью только одной муки хранилось в Твери 94 тонны. В Твери, как и в других городах губернии, размещались военные госпитали, формировались резервные полки. В городе принимали беженцев из соседних губерний, разорённых войной. Специальная комиссия взяла на себя заботу о них, выделяя деньги и хлеб из фондов, собранных для ополчения и армии. (Слайд 14)
Среди боевых офицеров, отличившихся в военных кампаниях 1812-1814 годов, есть много уроженцев Тверского края. Среди них особо выделяется своим героизмом генерал-лейтенант Захар Дмитриевич Олсуфьев (1773-1835). Он родился в селе Горицы Тверской губернии. На военной службе с 13 лет. Участник русско-шведской войны 1788-1790 гг., русско-французской войны 1805-1807 гг., русско-турецкой войны 1806-1812 гг. (Слайд 15)
В мае 1807 г. в сражении против французов он взял в плен целый неприятельский отряд с генералом в главе. Позже, несмотря на полученное ядром сильное ранение в левую руку, строй не покинул, а ударил со всей дивизией в штыки и опрокинул противника, чем решил исход боя.
Во время Отечественной войны 1812 г. Захар Дмитриевич командовал 17-й пехотной дивизией, защищал Смоленск и отличился в Бородинском сражении. В начале битвы войскам Наполеона удалось захватить Утицкий курган. Этот временный успех французов мог бы привести к разгрому русской армии. Олсуфьев со своей дивизией пошел на штурм Утицкого кургана, и русским войскам удалось отбить высоту. В результате смертельного ранения генерала Н.А. Тучкова Олсуфьев временно принял на себя командование корпусом. После этого полки Олсуфьева удерживали Утицкий курган до самого вечера.
За Бородинское сражение Олсуфьев был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени. В именном списке представленных к наградам генералов и офицеров, отличившихся мужеством и храбростью в сражении при Бородине, записано: «Командир 17 пехотной дивизии генерал-лейтенант Олсуфьев при нападении неприятеля на нашу батарею, на левом фланге находящуюся, благоразумным распоряжением спас ее от захвата, да и во многих случаях в сим сражении оказал превосходную неустрашимость, благоразумие и расторопность, свойственную генералу с талантом». В ознаменовании проявленного героизма воинам 17-й пехотной дивизии генерала Олсуфьева на Бородинском поле установлен памятник.
После этого Олсуфьев был участником всех крупных сражений до полного изгнания французов из России.
В заграничном походе 1813-1814 годах Олсуфьев командовал 9-ым пехотным корпусом и принимал участие во всех крупных сражениях. В одном из них во Франции был окружен превосходящими силами французов. С 3700 человек пехоты Олсуфьев в течение целого дня выдерживал упорный неравный бой с громадной армией противника (около 40 тыс. человек). В штыковом бою был ранен, взят в плен и представлен Наполеону. Французский император предложил генералу Олсуфьеву просить русского государя Александра I об обмене его на французского генерала. Но Захар Дмитриевич гордо отказался от этого предложения. Из плена был освобожден только после взятия союзными войсками Парижа. «Ты дрался, как русский генерал и верный сын Отечества», — сказал ему Александр I.
О военных успехах Олсуфьева красноречиво говорит тот факт, что за время своей службы он дважды награждался Золотой шпагой с алмазами и надписью «За храбрость» (рукоять оружия делали из чистого золота, и эта награда была равнозначна по стоимости табуну лошадей по ценам того времени).
Война 1812 г. стала для русских людей поистине Отечественной. Тысячи тверитян показали себя патриотами, участвуя в снабжении армии, партизанском движении, сражениях с французами.
Дети получают табличку со словом «воинской». 4. XX век. Наш город в годы Великой Отечественной войны. Вращаем Колесо Истории дальше и переносимся …
Звучит песня «Священная война » ( музыка А. Александрова, слова В.Лебедева - Кумача)
Учитель читает стихотворение А. Твардовского «Война — жесточе нету слова…»). Война — жесточе нету слова, Война — печальней нету слова. Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну. В первые дни войны десятки тысяч калининцев были мобилизованы на фронт. (Слайд 16)
Оставшиеся в тылу женщины, дети, старики самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома. Летом и в начале осени 1941 г. западнее Калинина были созданы оборонительные сооружения, в возведении которых участвовали жители города. (Слайд 17) Героизм местного населения и частей Красной Армии, как показывают документы и материалы, носил в это и последующее время массовый характер. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!»
Через 10 дней после начала войны боевые действия развернулись на территории нашей области. (Слайд 18) Немецкие войска захватили больше половины её районов. Имея многократный перевес в солдатах и технике, фашисты начали наступление на город Калинин. (Слайд 19) Бои шли в городе днём и ночью. 14 октября гитлеровцы захватили Калинин. (Слайд 20) Но дальнейшее их продвижение на Москву и на Торжок натолкнулось на яростное сопротивление войск Красной Армии. Советские части отошли на окраину Калинина и держали этот рубеж обороны в течение двух месяцев – до начала контрнаступления под Москвой. Таким образом, линия фронта всё это время практически проходила в городе.
Советские войска героически сражались и пытались отбить Калинин. 17 октября 21-я танковая бригада из 60 танков из района Завидово совершила бросок на южную окраину нашего города. (Слайд 21) Внезапный прорыв советских танкистов на ближние подступы к городу Калинину, а затем и в сам город вызвал замешательство, а местами и панику у частей противника, нанёс ему большие потери: было уничтожено 38 танков противника, до 200 автомашин, 82 мотоцикла, около 70-ти орудий и миномётов, 16 самолётов на аэродромах, большое число солдат и офицеров, разгромлено 3 штаба. (Слайд 22) Появление советского танка Т-34 старшего сержанта Степана Горобца на улицах Калинина вызвало у горожан радость. Круша вражескую технику и уничтожая солдат противника, танк беспрепятственно промчался через весь город и добрался до наших частей. Отважные действия экипажа этой машины были отмечены советским командованием. Командир танка за свой подвиг получил звание Героя Советского Союза. В память об этом героическом событии уже после войны на въезде в город был установлен монумент боевой славы – танк Т-34. (Слайд 23)
Показ видеофрагмента: Рейд танка Т-34.
Усиленные свежими частями советские войска в начале декабря 1941г. перешли в наступление под Москвой, а 5 декабря 1941 г. началась Калининская наступательная операция войск Калининского фронта под командованием генерал-полковника Ивана Степановича Конева. (Слайды 24, 25) Военные действия сразу же приняли ожесточённый характер. 13 декабря гарнизону фашистских войск в Калинине было предложено капитулировать. Гитлеровцы отвергли ультиматум, и 15 декабря завязались бои за город. 16 декабря 1941 г. Калинин был полностью освобождён от захватчиков, которые потеряли только убитыми свыше 10000 солдат и офицеров. (Слайды 26,27) В результате Калининской операции советские войска нанесли значительный урон противнику, захватив при этом огромное количество военной техники и имущества. После освобождения Калинина советские войска отбросили врага в юго-западном направлении более чем на 100 км.
Показ видеофрагмента: Освобождение Калинина.
За два месяца фашистские захватчики принесли жителям города горе, страдания и многочисленные разрушения. Целые улицы были выжжены, в уцелевших домах выбиты окна и двери, взорван Старый мост через Волгу, серьезно повреждены водопровод, трамвайные и электрические линии. (Слайд 28) Более десяти лет потребовалось нашим землякам, чтобы отстроить и восстановить разрушенные дома, улицы и предприятия.
16 декабря – одна из важнейших дат в многовековой истории нашего города. Героям битвы за Калинин, их мужеству и бесстрашию посвящены многочисленные памятники: обелиск Победы с Вечным огнём, мемориальный комплекс в парке Победы, братская могила советских солдат-освободителей на площади Ленина, танк Т-34 и 122-миллиметровая пушка. Именами героев названы улицы города.
Дети получают табличку со словом « славы».
Детям предлагается составить из данных слов предложение:
«Тверь-город воинской славы». (Слайд 29)
Событие, к которому наш город шёл очень долго – свершилось.
4 ноября 2010 года президент Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ о присвоении Твери звания «Город воинской славы». (Слайды 30, 31)
Кажется, о важности присвоения Твери этого действительно высокого звания, сказано всё. Но есть нечто, что весомее любых слов. Это факты. Это фотодокументы, которые сохранены в архивах. Когда смотришь на фотографии времён войны, потрясаешься глубине страданий, которые выпали на долю людей. Людей, которым, несмотря ни на что, хватило сил и мужества победить оккупантов. Но когда фронтовые фотографии сопоставляешь с изображениями дня сегодняшнего, вдруг понимаешь, что эта проклятая война всё ещё рядом, она здесь, возле нас. Каждый сантиметр земли нашей славной Твери хранит в себе память о боях, героизме, смертях...
И мы должны помнить об этом. Помнить и чтить подвиг наших предков. И звание «Город воинской славы» обязывает чтить этот подвиг вдвойне. Память героев увековечена мемориалами, памятными досками, памятниками, обелисками. Каждый житель нашего города может отдать свой долг, поклониться и сказать «спасибо» всем тем, ради кого мы живы. Давайте почтим их память минутой молчания.
(Наступает минута молчания). (Слайд 32)
Как символ получения почётного звания, город обязан установить памятный знак: стелу на постаменте с четырьмя кубами по углам, на которых запечатлены события, позволившие присвоить Твери это звание. Совсем скоро мемориал откроется на Московской площади нашего города.
Памятная стела представляет собой колонну, увенчанную гербом Российской Федерации и установленную на постаменте в центре квадратной площади. На передней части постамента расположен картуш с текстом указа Президента о присвоении звания «Город воинской славы», с обратной стороны постамента — картуш с изображением герба города. По углам площади устанавливаются скульптурные барельефы с изображением событий, в связи с которыми городу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». (Слайды 33, 34) IV. Закрепление изученного.
1. Дети выполняют задание учителя на соотнесение эпох и исторических событий (Приложение № 3).
Проверка задания – (Слайды 35, 36)
2. Из ряда фотографий, имеющихся у детей в конвертах, дети выбирают те, на которых изображены памятники, мемориалы, посвящённые памяти героев, вспоминают, где они расположены и каким событиям посвящены. (Приложение № 4)
3. Собери пословицу из предложенных слов (Приложение №6):
Смелость города берет.
Крепко верить - значит победить.
Победит тот, кто не дрогнет.
Мужество рождается в борьбе.
Задание выполняется по группам
V. Итог урока.
Колесо Истории совершило полный оборот, и мы возвращаемся снова в наше время. Благодаря нашему путешествию вы теперь знаете, за какие героические заслуги Тверь получила почетное звание «Город воинской славы». Конечно, это всё благодаря людям. Тем, кто ценой своей жизни отстаивал право жить свободно и счастливо. Так берегите и храните эту память о них, ребята!
Созидая будущее, не забывайте о прошлом!
(У детей на партах лежат вырезанные из бумаги цветочки красного, жёлтого и белого цвета. Звучит музыка из песни «От героев былых времён».
На картинке изображение памятника - Могила неизвестного солдата. Дети «возлагают» цветы:
- Если на уроке узнали много нового и вам было интересно – «возлагаете» красный цветок; если узнали немного нового и было не очень интересно – жёлтый цветок; ничего нового не узнали и было скучно – белый цветок.
В конце урока выбранные учителем хорошо читающие дети читают стихотворение о любимом городе (четверостишья написаны на листочках). Чтение стихов сопровождается показом слайдов 37-42 и спокойной музыкой.
Тверь-город воинской славы!
1. Тучи над Тверью легли очень низко. Сотни надгробий, камней, обелисков Напоминают о битвах кровавых… Тверь – город воинской славы!
Где-то тоскуют плакучие ивы, Ветви свои положив на могилы. Тихо шумят о героях дубравы… Тверь – город воинской славы!
2. Павших бойцов нам разыскивать надо - Поиск ведут классы, группы, отряды. Не для наград, и не ради забавы… Тверь – город воинской славы!
Здесь, где сражались стрелковые роты, Будем растить для страны патриотов, Твердь и опору Российской державы. Тверь – город воинской славы!
3. Тысячи тел под могильной плитой, но Части за город сражались достойно, Не опозорив истории главы… Тверь – город воинской славы!
Ноют войны незажившие раны. Мало осталось бойцов-ветеранов, Чтоб окружить их мальчишьей оравой… Тверь – город воинской славы!
4. Пусть на мундирах сияют награды, И старики будут этому рады! Ведь победили в той битве кровавой… Тверь – город воинской славы!
Вспыхнет огонь на аллее героев. Как нам дедов не хватает порою, Рук их любимых, горячих, шершавых… Тверь – город воинской славы!
5. Бились бойцы до последнего вздоха. Трудное время, период, эпоха… Финиш потоку коричневой лавы!… Тверь – город воинской славы!
Вечером гулко, тревожно и долго, Звон колокольный струится над Волгой, В память о наших защитниках бравых…
Тверь – город воинской славы!
(На память об уроке ученикам вручаются символические Георгиевские ленты - «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта»).
Заключение
У человечества есть вечная мечта – мир на всей земле. Чтобы, как сказал однажды писатель Аркадий Гайдар, «не рвались пули, не гремели снаряды. Живи да работай – хорошая жизнь!». Эта мечта возникает у каждого поколения, но, к сожалению, существующий вокруг нас мир ещё далек от этой мечты. Почти каждый день мы слышим о возникновении новых военных угроз или столкновений. Поэтому наряду с мирными тружениками нашей стране долго ещё будут нужны воины для защиты родного Отечества. Ведь именно ради жизни других людей, своих соотечественников и совершали свои подвиги наши предки, и ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу воины – наши современники. VI. Домашнее задание. (Слайд 43)
- нарисовать рисунок на тему «Тверь-город воинской славы»;
- написать сочинение на тему «Когда стою у Вечного огня…».
Используемая литература.
1. Тверь. М.А. Ефимов. ООО «Русь»/ Смоленск, 2004.
2. М. Н. Арцев, В. И. Лавренов Моя золотая Тверь. Гербы и символы Твери./ Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2007.
3. Путеводитель по Твери/Автор-составитель С. Михня. – Тверь: Мартин, 2005.
4. Тверская область. Энциклопедический справочник. Гл. ред. М.А.Ильин – Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1994.
5. Город Калинин: Очерк- путеводитель/Сост. В. И. Захаров.- Калинин, 1983.
6. Тверская область. Путеводитель/ Автор-составитель С. Михня.– Тверь: Мартин, 2005.
7. История Тверского края. /Под ред. В. М. Воробьёва.- Тверь: Созвездие, 2005.
8. Летопись Твери./В. Финкельштейн.- Тверь: РИФ, Лтд, 1996.
9. Тверская область.- Вокруг света, 2005.
10. История земли Тверской/В. Колосов. .– Тверь: Мартин, 2006.
11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1985.
12. Вспоминая былые походы. – Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2001.
13. Тропа уходит в бессмертие. – Тверь, 2007.
14. Материалы, фотографии, карты – Интернет:
- http://www.tverplanet.ru
- http://oldtver.narod.ru
- http://scopin.narod.ru
- http://www.history-tver.ru
- http://tver-history.ru
- http://www.museum.ru/1812/War/
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.tverlib.ru
- http://www.history-of-war.ru Приложение № 1
Отгадайте кроссворд: 1. Присутствие духа в беде и опасности. Душевная стойкость и смелость.
(Мужество)
Конфликт между государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
(Война)
Приобретение свободы от чьей-либо зависимости.
(Освобождение)
Отечество, родная страна.
(Родина)
Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
(Храбрость)
Отгадайте кроссворд: 1. Присутствие духа в беде и опасности. Душевная стойкость и смелость.
Конфликт между государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
Приобретение свободы от чьей-либо зависимости.
Отечество, родная страна.
Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
Приложение № 2
Колесо истории
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6 Собери пословицу из предложенных слов:
Смелость города берет.
Крепко верить - значит победить.
Победит тот, кто не дрогнет.
Мужество рождается в борьбе.
Приложение № 7
Стихотворение для прочтения в конце урока.
Тверь-город воинской славы!
1. Тучи над Тверью легли очень низко. Сотни надгробий, камней, обелисков Напоминают о битвах кровавых… Тверь – город воинской славы!
Где-то тоскуют плакучие ивы, Ветви свои положив на могилы. Тихо шумят о героях дубравы… Тверь – город воинской славы!
______________________________________________________________
2. Павших бойцов нам разыскивать надо - Поиск ведут классы, группы, отряды. Не для наград, и не ради забавы… Тверь – город воинской славы!
Здесь, где сражались стрелковые роты, Будем растить для страны патриотов, Твердь и опору Российской державы. Тверь – город воинской славы!
_______________________________________________________________
3. Тысячи тел под могильной плитой, но Части за город сражались достойно, Не опозорив истории главы… Тверь – город воинской славы!
Ноют войны незажившие раны. Мало осталось бойцов-ветеранов, Чтоб окружить их мальчишьей оравой… Тверь – город воинской славы!
________________________________________________________________
4. Пусть на мундирах сияют награды, И старики будут этому рады! Ведь победили в той битве кровавой… Тверь – город воинской славы!
Вспыхнет огонь на аллее героев. Как нам дедов не хватает порою, Рук их любимых, горячих, шершавых… Тверь – город воинской славы!
________________________________________________________________
5. Бились бойцы до последнего вздоха. Трудное время, период, эпоха… Финиш потоку коричневой лавы!… Тверь – город воинской славы!
Вечером гулко, тревожно и долго, Звон колокольный струится над Волгой, В память о наших защитниках бравых… Тверь – город воинской славы!
|
|
|