Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа элективного курса «новые независимые государства» |
 Скачать 110.57 Kb. |
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 43»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА»
(география, 9 класс)
Составитель:
Третьякова Т.Г., учитель географии
Омск Пояснительная записка С давних времен люди стремились создать единое, целостное представление об окружающем их мире, чтобы лучше знать прошлое, понять настоящее и предвидеть будущее. География – единственный школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей. Географическое образование участвует в формировании общей культуры человека, знакомит с методами познания действительности, методами познания окружающего мира.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с географическими особенностями соседних с Россией новых независимых государств, изменениями, происшедшими в них за период после распада СССР, определить место стран СНГ и Балтии в мире и их взаимодействие с Россией.
Главные цели данного курса: создать условия, позволяющие учащимся применить полученные знания при выполнении проектной работы; стимулировать желания учащихся получить дополнительные знания, необходимые для реализации проекта; воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Цели географического образования конкретизируются в задачах, решение которых обеспечивают реализацию целей. Как и цели, задачи широки и разнообразны.
Задачи:
Сформировать географический образ соседних государств;
Сформировать у школьников необходимые практические умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
Создавая образ территории страны, научить сравнивать его с другими регионами России и соседних стран.
Курс «Новые независимые государства» представляется особенно актуальным, так как обеспечивает учащихся знаниями об экономико-географических и геополитических особенностях соседних стран, необходимыми для понимания основных направлений развития сотрудничества, добрососедских отношений между государствами. Основное внимание в данном курсе уделяется вопросам политических и межнациональных отношений между новыми независимыми государствами. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, особенно в приграничной и многонациональной Омской области.
Содержание курса предполагает работу учащихся с разными источниками географической информации. Изучение каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или групповую) работу учащихся по созданию проекта.
При изучении курса предполагается сочетание лекционных, практических, семинарских занятий с использованием информационных ресурсов, материалов периодической печати, личных наблюдений учащихся, которые имеют родственников, проживающих в странах СНГ и Балтии.
Предполагаемый курс рассчитан на учащихся 9 классов, изучающих курс «Географии России» дополняя содержание темы «Россия в современном мире», не менее 1 часа в неделю (всего 14 часов). Он рассчитан для учащихся с разными учебными возможностями, так как предполагает сравнительно небольшой теоретический блок тесно связанный с программным материалом.
В качестве материальных ресурсов будут использоваться информационно-статистические материалы, географические карты и дополнительная литература по данным темам.
Курс опирается на знания, полученные учащимися в курсе истории с 6 класса и дополнительные знания по географии, а также создает основу для лучшего усвоения материала по истории России ХХ век в 9 классе.
Учащихся, предполагающих в будущем обучаться в классах социально-экономического или химико-биологического профиля должно заинтересовать знакомство с социально-экономическими и геополитическими особенностями стран, возможность применить опыт межнационального общения при выполнении проекта.
Содержание программы Введение. Тема 1. Геополитическое и экономико-географическое положение стран СНГ и Балтии, динамика развития и современное черты.
Лекция. Соседние государства, страны СНГ и Балтии. Изменение геополитического и экономико-географического положения стран после распада СССР. Интеграционные и дезинтеграционные процессы.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте границ, столиц и особенностей экономико-географического и геополитического положения соседних с Россией стран. Тема 2. Европейский Запад и Юго-Запад.
Лекция. Белоруссия, Украина и Молдавия. Геополитическое и экономико-географического положение, природные условия и ресурсы, основные черты населения, уровень социально-экономического развития.
Страны Балтии: геополитическое положение, история развития и современные черты населения и хозяйства.
Практическая работа. Используя предложенные источники географической информации составить устное комплексное описание одной из стран региона (работа выполняется в группах).
Практическая работа. По статистическим данным самостоятельно сравнить страны по обеспеченности природными ресурсами и сформировавшимся отраслям специализации хозяйства.
Семинар. Расширение НАТО на восток. Тема 3. Азиатский Юг.
Лекция. Среднеазиатские республики и Закавказье. Геополитическое и экономико-географического положение, природные условия и ресурсы, основные черты населения, уровень социально-экономического развития.
Практическая работа. Заполнение сравнительной таблицы по занятости населения в основных отраслях экономики в данных странах.
Семинар. Казахстан – пограничное с Омской областью государство. Проблемы и перспективы дальнейших отношений. Тема 4. Место и роль стран СНГ и Балтии.
Лекция. 10 лет СНГ: социально-экономическое взаимодействие. Перспективы дальнейшего сотрудничества.
Практическая работа. Доработка проектов, индивидуальные консультации. Тема 5. Итоговое занятие. Защита проектов.
Практическая работа. Защита проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Наименование тем
курса
| Всего
часов
| В том числе
| Форма
контроля
| лекции
| практич.
| семинары
|
| Введение
| 1
| 1
|
|
| Начало ра-боты над проектом
| 1.
| Геополитическое и экономико-географическое положение стран СНГ и Балтии, динамика развития и современное черты.
| 2
| 1
| 1
|
| Выполнение практической работы
| 2.
| Европейский Запад и Юго-Запад.
| 4
| 1
| 2
| 1
| Заполнение таблицы, участие в семинаре
| 3.
| Азиатский Юг.
| 3
| 1
| 1
| 1
| Участие в семинаре
| 4.
| Место и роль стран СНГ и Балтии.
| 2
| 1
| 1
|
| Завершение работы над проектом
| 5.
| Итоговое занятие. Защита проектов.
| 2
|
| 2
|
| Защита проектов
|
|
| 14
| 5
| 7
| 2
|
| ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
геополитическое и экономико-географическое положение соседних государств;
исторические особенности развития соседних стран;
природные условия и ресурсы стран СНГ и Балтии;
основные черты населения и структуру занятости по отраслям;
специализацию хозяйства и крупные промышленные центры государств.
Учащиеся должны уметь:
составлять учебные проекты с заданным содержанием и уметь предложить пути реализации своего проекта;
использовать личный опыт межнационального общения при работе на семинарских занятиях и в ходе реализации проекта;
самостоятельно получать информацию по заданной теме, работать с разными источниками географической информации;
обозначать на контурной карте социально-экономические и природные объекты;
выделять признаки для сравнения, сравнивать государства по признакам и оформлять результаты в виде таблицы.
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
«Место стран СНГ и Балтии во внешнеэкономических связях России»;
«Страны СНГ и Балтии: вчера, сегодня и завтра»;
«Современное состояние и перспективы развития стран СНГ и Балтии»;
«Российско-казахстанские отношения (на примере Омской области)»;
Возможны другие варианты тем проекта, предложенные учащимися.
Методические рекомендации В разделе Введение определяются цели и задачи курса, учащиеся узнают о содержании элективного курса, видах работ. На этом занятии учащиеся определяют тему проекта из предложенных. Тема 1. Проследить изменения в геополитическом и экономико-географическом положении всех стран СНГ и Балтии, отметить общую дезинтеграцию стран. Рассмотреть изменения взаимного экспорта и импорта стран – членов СНГ. Познакомиться с тенденциями прироста населения в новых независимых государствах. На основе статистических таблиц и дополнительных карт проследить различия между странами по рассматриваемым вопросам.
Практическая работа: обозначение на контурной карте границ, столиц и особенностей экономико-географического и геополитического положения соседних с Россией стран. Тема 2. Познакомить с особенностями геополитического и экономико-географичес-кого положения Белоруссии, Украины, Молдавии и стран Балтии. Особое внимание следует обратить на страны Балтии, не входящие в СНГ, политика которых направлена на усиление связей со странами Запада, а не России. Также необходимо обратить внимание на решении территориального вопроса о пограничных территориях. Выполняя практическую работу, учащиеся самостоятельно, работая в шести группах, готовят характеристику природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства одной из стран (по заданию учителя).
В данной теме целесообразно проведение практической работы, где учащимся предлагается по статистическим данным самостоятельно сравнить страны по обеспеченности природными ресурсами и сформировавшимся отраслям специализации.
Проблемы взаимоотношений со странами Балтии выносятся на более глубокое обсуждение на семинарском занятии. Тема 3. Познакомить с особенностями геополитического и экономико-географичес-кого положения Казахстана, республик Средней Азии и Закавказья. Статистические таблицы позволят более наглядно и широко представить обеспеченность стран природными ресурсами и познакомить с условиями для формирования отраслей специализации. Особо следует обратить внимание на проблемы хлопкового комплекса республик Средней Азии. В данной теме можно предложить учащимся практическую работу, развивающую умения сравнивать, делать выводы и оформлять результаты сравнения в виде таблицы.
В связи с тем, что Омская область является приграничной территорией с Казахстаном, многие учащиеся имеет родных или знакомых в этой стране, многочисленные представители этого народа живут на территории города и области, по данной теме предлагается провести семинарское занятие «Казахстан – пограничное с Омской областью государство. Проблемы и перспективы дальнейших отношений». На этом занятии учащиеся могут использовать свои личные наблюдения. Тема 4. На данном занятии проводится обобщение знаний о новых независимых государствах за последние 10 лет, определяются перспективы дальнейшего сотрудничества. Предполагается знакомство с «Концепцией экономического интеграционного развития Содружества Независимых государств». Особое внимание уделяется тенденциям принципиального совпадения интересов государств Содружества.
На основе изученного материала учащиеся доделывают свои проекты, получают необходимые консультации и уточнения. Тема 5. В заключительной части курса предполагается завершение учащимися проектной работы, которая включает характеристику отдельных государств или отдельные проблемы их развития с последующей защитой проекта. Проект может быть выполнен с использованием информационных технологий. При оценке проекта следует руководствоваться критериями. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА: В проекте должны быть отражены следующие положения:
Исторические черты страны, влияние их на экономику и геополитическое положе- ние государства.
Анализ предпосылок для развития хозяйства.
Структура экономики и оценка ее развития.
Проблемы и предполагаемые пути развития экономики страны и развития внешнеэкономического сотрудничества с Россией.
Полнота раскрытия темы.
Глубина проведенного анализа темы.
Использование информационных технологий для представления проекта.
ЛИТЕРАТУРА
Бабурин В.Л., Даньшин А.И., Елховская Л.Н. География Российского порубежья: мы и наши соседи. 8-9 класс. М., «Просвещение», 1999.
Голубчик М.М. Региональные аспекты геополитической стратегии России. Журнал «География в школе» № 1, 2001 год.
Голубчик М.М. Политико-географические проблемы в постсоветском пространстве на рубеже XXI века. Журнал «География в школе» № 6, 1999 год.
География в таблицах 6-10 класс. М., «Дрофа», 1997 г.
Замятин Д.Н. Закавказье. Журнал «География в школе» № 8, 1999 год.
Мясников В.А. 10 лет СНГ: социально-экономическое взаимодействие. Журнал «География в школе» № 8, 2003 год.
Мясников В.А. Социально-экономическая ситуация в постсоветском пространстве. Журнал «География в школе» № 4, 2003 год.
Родзевич Н.Н. Эколого-географические последствия разрушения Советского Союза. Журнал «География в школе» № 3, 1998 год.
Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство. 9 класс». М., «Дрофа», 1998.
Сдасюк Г.В., Мокрушина Л.С. Устойчивое развитие приграничных территорий (на примере Российско-Белорусского сотрудничества). Журнал «География в школе» № 4, 1999 год.
Хомяков В.Г. Экономика Белоруссии в новых условиях хозяйствования. Журнал «География в школе» № 7, 1999 год.
Хомяков В.Г. Население Белоруссии на пороге III – го тысячелетия. Журнал «География в школе» № 4, 2001 год.
|
|
|