Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» |
 Скачать 77.1 Kb. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Общественно-полезная деятельность»
для 3 класса
Разработчик программы: учитель начальных классов Кочнева О.П.
Пояснительная записка
Общественно - полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 34 часа) начиная с 1 класса.
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей
(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора.
3. Работа для школы.
Дежурство по школе, классу:
- протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
- соблюдение порядка чистоты в классе;
- уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
- дежурство по столовой;
- выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
Социальные проекты
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам - нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»
5. Санитарный день в кабинете
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
- развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
№ п/п
| Тема занятия
| Дата
| 1.
| Экскурсия по школе
|
| 2.
| Экскурсия в библиотеку. Встреча с работниками библиотеки
|
| 3.
| Прогулка в березовую рощу. Наблюдение и помощь в трудовой деятельности людей .
|
| 4.
| Сбор опавших листьев для гербария
|
| 5.
| Конкурс «Что растет на грядке?».
|
| 6.
| Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый школьный двор»
|
| 7.
| Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных
|
| 8.
| «В гостях у Мойдодыра»
|
| 9.
| Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,
|
| 10.
| Беседы: «Как мы помогаем дома?
|
| 11.
| Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.
|
| 12.
| Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»
|
| 13.
| Беседа «Когда мамы дома нет» Выставка рисунков «Я помогаю дома».
|
| 14.
| Сооружение снежной горки для катания на санках.
|
| 15.
| Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)
|
| 16.
| Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц
|
| 17.
| Беседы: «Есть профессий на свете немало»,
|
| 18.
| Чтение книг и рассказов о труде
|
| 19.
| Экскурсия на почту. Игра в почту.
|
| 20.
| Классный час «Наши папы и мамы на работе»
|
| 21.
| Праздник «Мамин день».
Конкурс-выставка рисунков и поделок
(подарки для мам, бабушек, старших сестер)
|
| 22.
| Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.
|
| 23.
| Участие в празднике «Птицы — наши друзья».
|
| 24.
| Конкурс «Кто нас обслуживает?».
|
| 25.
| Беседы: «Кого называют трудолюбивым?»,
|
| 26.
| Классный час «Книжкины именины».
|
| 27.
| Экскурсия в магазин. Игра в «магазин
|
| 28.
| Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях
|
| 29.
| Весенние работы на пришкольном участке
|
| 30.
| Сбор семян. Посадка цветов.
|
| 31.
| Сбор семян. Посадка цветов.
|
| 32.
| Операции «Чистый двор»,
|
| 33.
| Подведение итогов выполнения общественных поручений
|
| 34
| Сбор «Чему мы научились?».
|
| Литература
Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
|
|
|