Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности


Скачать 52.7 Kb.
НазваниеЭкологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Дата21.04.2016
Размер52.7 Kb.
ТипДокументы

Экологическое воспитание младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности.

Советова Е. Ю., Конева В. Н.

Образовательные стандарты второго поколения требуют иного подхода к системе обучения в современной школе, начиная с начальной. Основными задачами реализации содержания, в соответствии с ФГОС начального общего образования, связанные с развитием экологической культуры младшего школьника, являются:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

  • формирование у школьников УУД, основанных на способности ученика наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формированию экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • формированию уважительного отношения к семье, региону, России, культуре, природе нашей страны;

  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

Приобретенными принципами становятся:

  • принцип целостности картины мира;

  • принцип практической направленности (формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с различными источниками информации (словари, научно-популярные и художественные книги, журналы, газеты, Интернета); умение работать в сотрудничестве и самостоятельно);

  • принцип охраны и укрепления здоровья (активного участия детей в урочных и внеурочных мероприятиях).

Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому актуальна работа по формированию экологической грамотности с младшего школьного возраста. Формирование экологической культуры в первую очередь направлено на сознательный отказ подрастающего поколения от потребительского подхода к природе. Учитывая особенности современных школьных образовательных стандартов, формирование экологической культуры проводим не только через урок, но и через:

  • внеурочную деятельность;

  • внеклассную работу;

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

  • участие в международных и всероссийских экологических конкурсах;

  • реализации индивидуальных творческих проектов уч-ся, связанные с исследовательской деятельностью в области экологии.

Наработанный материал учащимися предоставляется посредством:

  • презентацией с использованием электронных носителей;

  • творческих работ;

  • фотовыставок;

  • тематических рисунков;

  • экологических игр;

  • экологических праздников.

Активность учащихся, включающихся в творческую и практическую деятельность просматривается через мониторинг участия в мероприятиях. Процесс формирования экологической культуры выделяет следующие направления работы с учащимися:

  • познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);

  • познавательно-развлекательное направление (праздники, экологические игры, путешествия, устные журналы);

  • практическое направление (озеленение класса, подкормка птиц);

  • исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Примеры содержания деятельности по формированию экологической культуры младших школьников

Класс


Содержание и формы деятельности

Мероприятия

1

класс

Наблюдения окружающей среды, правила поведения в природе, эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение впечатлений в устных рассказах и рисунках.

  1. Праздник "В царстве цветов";

  2. "Чудеса в твоем доме" (о живых уголках, комнатных цветах и т.д.);

  3. Устный журнал "Синичкин календарь";

  4. "Родные просторы" (выставка репродукций, картин, фотовыставка и т.д.);

  5. "Двенадцать месяцев" (экскурсии в лес в разное время года).




2-3

класс

Переход от наблюдения к анализу. Соотнесение действий людей и их влияние на природу. Бережное отношение к окружающей среде.

  1. "Лес-наше богатство" (сбор семян цветов и корма для птиц);

  2. Час природы "Зимующие птицы и твоя помощь";

  3. Устный журнал "Я расскажу тебе самое интересное о жизни птиц и зверей родного края";

  4. Презентация "Зеленая аптечка";

  5. Практикум. "Я-друг природы";

  6. Экологический десант




4

класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.

  1. Экскурсия "Лето открыло нам тайны";

  2. Трудовой десант "Всегда найдется дело для умелых рук";

  3. Час природы "Белый снег пушистый";

  4. Изготовление птичьих домиков;

  5. Встреча любознательных "Где кто живет";

  6. Презентация на тему: "Русская березка";

  7. В поход за красотой (экскурсия)

К концу начального обучения должна быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:

  1. эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувства удивления, восторга.

  2. деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях.

  3. интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о природе.

В системе воспитания экологической культуры должны быть поставлены акценты: первичной должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучия её объекта, но и найти способ устранения причины. И только на этой основе можно формировать умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Опора на положительное становится главным условием воспитания.