Главная страница

«Особенности построения программы обучения в начальной школе»


Скачать 54.53 Kb.
Название«Особенности построения программы обучения в начальной школе»
Дата06.05.2016
Размер54.53 Kb.
ТипДокументы

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников на тему:

«Особенности построения программы обучения в начальной школе»
Учитель: Матвеева С.А

Ваш ребенок идет в школу. Под « готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения , но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы , хотя уровень их развития может быть разным. Это ,прежде всего, мотивационная, личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно-моторной координации («глаз-рука»).

Личностная готовность включает в себя « внутреннюю позицию школьника» и выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно учиться в школе.

Волевая готовность также является важнейшим компонентом психологической готовности ребенка к школе, ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов произвольного действия : ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, оценить результат своего действия. Значительно увеличивается и степень произвольности поведения, проявляющаяся в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание , отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого.

Как только дети начинают удерживать цель деятельности, они начинают осознавать и способы выполнения действий, которые ведут к выполнению учебных задач. Они учатся связному пересказу содержания текста, сказки, картинки, сравнению, группировке,

классификации, описанию предметов приема счета.

Рассмотрим аспекты речевой готовности к школьному обучению и необходимые признаки готовности к школе в плане обучения грамоте.

Речь – процесс пользования языком. По отношению к будущему первокласснику , говорят обычно и о формировании и развитии речи и об овладении языком. Причем владение речью настолько актуально, что невладение ею сразу проектирует неуспешность обучения. Широко известно, что язык и речь тесно связаны с мышлением, в свою очередь развитие речи стимулирует развитие мышления. Обычно готовность к школе в плане развития речи определяют по звуковой культуре речи, по объему словарного запаса. Сейчас все более актуальным в современном обучении становятся такие предварительные речевые умения , как умение задавать вопросы и отвечать на них, способность к диалоговой речи, к выражению собственных впечатлений, мыслей, к оценке высказываний других участников речи. Будущий первоклассник должен овладевать именно речевой деятельностью.

Хочется обратить внимание еще на один аспект – формирование коммуникативных умений, неразрывно связанных с речью.Во-первых умение слушать, столь необходимое в школе, во-вторых – умение сотрудничать со взрослым, с учителем, со сверстниками, в третьих- знание элементарного речевого этикета ( понимание как здороваться, прощаться, извиниться при необходимости.

Для определения степени готовности к школе в плане развития речи предлагаю следующие задания:

1. Задание на освоение грамматического строя и лексического состава языка.

Скажи наоборот :

Входить- выходить

Прибегать – убегать

Подплывать – отплывать

Говорить – молчать

Вставать – ложиться

Мириться- ссориться

Надевать- снимать

Улыбаться- хмуриться

Хвалить- ругать

Кричать – молчать

Кто подберет больше слов:

Что делает самолет?( летит,гудит,взлетает на небо,поднимается,садится)

Что можно сказать о дожде? (идет,моросит,льет,хлещет)

Что умеет делать твоя мама?(готовить,стирать,встречать гостей,читать сказки…)

Кто может это делать?

Шумит … (вода,ветер, пылесос…)

Растет…

Ползет…

Светит…

Стол какой? -…..

Яблоко какое?-….

Сок какой? - …

Составь аналогичные пары:

Черный – белый , день- ночь,кошка- котенок, лошадь – жеребенок, сапог – сапожище,арбуз- арбузище…..

2. Задания на сформированность связной речи.

А) Составь рассказ по картинке.

Б) Придумай:

О чем поет песенку кот на диване?

О чем котенок мурлыкает с мамой кошкой?

На ветках чирикают воробьи. Как ты думаешь, о чем они разговаривают?

В) Пофантазируй :

Куда ползет Муравей, Гусеница ?

Придумай путешествие в Морское царство.

3. Задание на умение слушать, понимать содержание.

Угадай.

Этот сказочный герой – зверь, в природе он охотится за мышами, зайцами. Очень осторожный зверь.Может долго выслеживать добычу, а потои быстро догнать её. В сказках он большой обманщик, от его проделок было плохо зайцу и деду, колобку и Буратино. Кто этот зверь - волк, лиса, медведь? Почему этого сказочного героя считают хитрым?Как звали этого сказочного героя в сказке «Буратино»?

Послушай: басня «Мышь и лягушка».

Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала звать её в гости под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива осталась. «Никогда к чужим в гости ходить не буду»- сказала мышь.

( По Л.Н.Толстому)

К кому пришла в гости мышь? Почему мышь еле жива осталась,объясни.

Послушай.

В старину был пастух, звали его Магни . Пропала у магниса овца, он пошел в горы, где одни голые камни. Идет по камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к камням.

Он потрогал рукой камни – они сухие и к рукам не липнут. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей – не прилипают, а как тронет подошвой с гвоздями – так прилипнет. Как ты думаешь, почему камни прилипают? Что нашел пастух?

( Магнис рассмотрел камень и увидел, что он похож на железо. Принес его домой, с тех пор узнали этот камень и прозвали его Магнитом. ( по Л.Н.Толстому))

Обучение грамоте при подготовке к школе становится все более важным для учебного старта ребенка-дошкольника. Как показывает школьная практика, уровень, объем подготовки «стихийно» растет. Дошкольник, не подготовленный в обучении грамоте, сразу отстает и среди читающих детей быстро обретает ощущение неуспешности.

Какие же умения и навыки необходимы для успешного школьного старта?
Литературное чтение.
1. Умение различать мягкие и твердые звуки и буквы.

2.Умение слушать различные произведения и пересказывать их.( Чтение в кругу семьи)

3.Быстро произносить скороговорки для развития речи.

4.Отгадывать загадки для развития сообразительности.

5.Разучивать небольшие стихотворения для развития памяти.
Русский язык.
1. Умение различать строку и междустрочное пространство.

2. Умение заштриховывать сверху-вниз,слева-направо,работать по трафарету со штриховкой,не выходя за границы.

3.Знать цветовую гамму и уметь различать цвета для составления слоговых схем.
Математика.
1. Прямой и обратный счет предметов в пределах 10, обозначение цифрой количества предметов.

2.Ориентировка на листе бумаги(слева,справа,перед,за,между,на,под,над,вверху,внизу)

3.Сравнение множеств предметов(больше-меньше-столько же.)

4. Состав однозначных чисел.

5. Простые арифметические задачи, умение их составлять.

6. Геометрические фигуры, знание их свойств.

7. Логические задачи.

8. Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Окружающий мир.
Ориентировка во времени:

последовательность дней недели;

устанавливать временные отношения - вчера,сегодня,завтра, раньше,позже;

определять части суток- утро, день,вечер, ночь;

определять времена года - осень , зима, весна,лето.

Для того, чтобы детям легче было проявить свои способности , чтобы они смогли преодолеть возможные трудности, необходимо главное - настроить детей на то, что их ждут интересные испытания и занимательные задачи и учитель им в этом поможет.
Закончить выступления хотелось бы словами Л.А.Венгера : « Быть готовым к школе сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».