Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»


Скачать 1 Mb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
страница1/5
Виноградовой Н.Ф
Дата01.03.2016
Размер1 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 32 часа в год - 1 класс, 33 часа в год - 2-4 класс.

Формы организации занятий:

  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды

  • библиотечные уроки

  • путешествия по страницам книг

  • проекты

  • уроки-спектакли.


Расписание занятий:


класс

1 а

1 б





день недели

понедельник

понедельник

понедельник

понедельник

время

16.40 - 17.15

15.55 - 16.30

14.45 - 15.30

13.50 - 14.35


Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

  • книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

  • заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
Календарно-тематический план

1 час в неделю, всего 32 часа

1 класс



Наименование раздела и тем

Часы

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Плановые сроки прохождения







Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

По плану

Фактически










Здравствуй, книга (2 ч)






Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

Выявлять читательский опыт


Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

3.09






Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово



Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализиро-вать произведения

10.09













Книги о Родине и родной природе (2 ч)






Книги о Родине и природе.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать особенности диалогической и монологической речи;


17.09






Н.Сладков «Золотой дождь»

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа:

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

24.09













Писатели детям (3 ч)






Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

Различать книги

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

1.10






Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);


Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

8.10






Книги современных писателей о детях.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать виды текста, выбирать текст.

15.10













Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)






Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);


Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

22.10






Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

Выявлять читательский опыт


Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

12.11






Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1

Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении.


Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);


Использовать алгоритм самостоятельной работы

19.11













По страницам книг В. Сутеева (3 ч)






По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

26.11






В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

Выявлять читательский опыт


Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

3.12






Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

8.10













Сказки народов мира (3 ч)






Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку


10.12






Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведенем

1

Выявлять читательский опыт


Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

17.12






Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

Определять жанр и тему

Выявлять структурные части произведения

Моделировать обложку

24.12













Книги русских писателей-сказочников (3 ч)






Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;


Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Анализировать произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

14.01






По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Характеризовать образы героев и персонажей.


Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

21.01













Детские писатели (3 ч)






Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово


Корректировать деятельность

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

28.01






Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

4.02






Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Различать особенности диалогической и монологической речи;


18.02













Сказки зарубежных писателей (3 ч)






Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

Определять жанр и тему

Читать, выполняя задания к

тексту

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

25.02






Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

4.03






В гостях у сказки.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Различать особенности диалогической и монологической речи;


11.03













Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)






Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;


18.03






Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Различать особенности диалогической и монологической речи;


1.04













Дети — герои книг (3 ч)






Дети — герои книг детских писателей.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово


Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);


Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

8.04






Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

15.04






Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

1

Определять жанр и тему

Анализировать эмоциональные состояния

Составлять небольшие устные монологические высказывания

22.04













Книги о животных (3 ч)






Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Корректировать деятельность

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

29.04






Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Выявлять структурные части произведения

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

13.05






Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг».

1

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты

Анализировать эмоциональные состояния

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбо

20,05






Содержание программы

1 класс (32 ч)

  1   2   3   4   5