Главная страница

Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии


Скачать 65.96 Kb.
НазваниеИспользования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии
Дата04.05.2016
Размер65.96 Kb.
ТипДокументы

Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии.

Василенко Светлана Викторовна

Учитель биологии и химии МОУ СОШ №2г.Белинского

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В проекте ФГОСТ ООО поставлены задачи на воспитания у учащихся ценностного и бережного отношения к собственному здоровью, сохранение его на основе использования знаний и умений в повсеместной жизни, овладения технологиями оздоровительных систем.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

В связи с переходом на стандарты второго поколения изменился подход в преподавании и изучении предметов.

Одним из требований, предъявляемым к выпускнику, результат освоения программы по биологии, в которую входит « овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи».

В своей работе использую метод проектов. Основной упор делаю на исследовательскую деятельность.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Чаще всего в своей деятельности использую исследовательские проекты.

(в соответствии с признаком — доминирующего метода)

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Для учащихся составлена рекомендация поэтапного действия. Такая «шпаргалка» помогает детям ориентироваться в большом потоке информации, находить нужное, и экономиться время, так как любимый вопрос детей «А что делать дальше?»

отпадает за ненадобностью. Здесь представлена только основная часть рекомендации.

  1. Определение проблемы как начало исследования.

  2. как найти интересную тему для проекта? Требования к выбору и формулировки темы.

  3. «Почему?» и для «Чего?» - два кита проектной работы. Актуальность и практическая значимость исследования.

  4. Общее и частное в исследовании. Объект и предмет исследования.

  5. «Шаги». 1 шаг – определение цели и задач исследования. 2 шаг – формирование гипотезы. 3 шаг- определение методов исследования. 4 шаг – планирование исследования. 5 шаг – распределение ролей при работе в команде

  6. Эксперимент и исследования. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение или опровержение гипотезы, анализ данных

  7. Обзор информационных источников.

  8. Оформление работы.

Более развернутый поэтапный план представлен в приложении.

Примеры проектов, используемых на уроках биологии, химии и ЗОЖ «История развития генетики и ее методы», «Изменчивость», « Методы исследования генетики человека», «Наследственные болезни», «Основные методы селекции», « Биотехнология», « Гипотезы происхождения человека», «Антропогене», «Основные этапы происхождения жизни на Земле», «Селекция», «Составление бизнес- плана по разведению птиц домашней породы на территории г.Белинского», «Птицы моего края», «Почему мало рыбы в р.Б.Чембар?», «Вода: живая и мертвая», «Мир зазеркалья», «Из чего же, из чего же, из чего же это сделано?», «Белки, жиры и углеводы: в энергетическом балансе подростка», « Домашний участок как искусственная экосистема», «Как питались наши предки», «Питание юного боксера», «Какой мел лучше использовать в школе», «Выбираем зубную пасту», «Химик изучает рекламу».

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Примером такого проекта служи «Создание методического пособия «Юный химик», сделанный учащимися 8 класса и успешно апробированного на учениках нашей школы. Проект «Создание сайта естественно – научной секции «Исследователь».

Являясь научным руководителем естественно – научной секции «Исследователь», выполнили ряд проектов во внеурочное время, которые направлены на социальные проблемы: «Исследование физико – химических показателей состояния воды р.Большой Чембар и влияние загрязнения воды в реке на биоразнообразие и здоровье человека», в проекте рассмотрен большой сектор проблем, связанных с загрязнение реки, отражены этапы проекта, поставлены дидактические цели, перечислены государственные образовательные стандарты, вопросы, направляющие процесс обучения, показана практическая значимость проекта, имеются сведения о проекте),

Проект «Формирование здорового образа жизни через народные традиции» рассчитан на 3 года наряду с мероприятиями, входящих в проект, ведущая роль принадлежит проектной деятельности такие как «Влияние лекарственных трав на здоровье человека», « Влияние чая на здоровье человека», «Колыбельная песня как фактор здоровья», «Особенности национальной кухни», «Влияние национальных традиций на формирование современной семьи».

Социальные проекты «Очисти планету от мусора», «Оформление фойе, коридоров и лестничных пролетов школы», «Школьная столовая».

Большой популярностью у детей пользуются проекты, связанные с изучением еды. «Еда Франкенштейна», «Сладкая жизнь», «Исследование молока», и т.д.

Учащиеся, выполняющие проекты по перечисленным предметам, принимают участие в научно-практических конференциях.

Выводы:

1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Приложение.

Этапы работы над исследовательским проектом.

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

4.3. Итоговая конференция