Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов |
 Скачать 1.14 Mb. |
1 2 3 4 5 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ
(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовый уровень) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:
Развитие у учащихся эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, задачами художественного образования является:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 15%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классе предусмотрено 102 часа (34 урока в год), то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Обоснование выбора программы:
Программа «Изобразительное искусство» 5-7 классы для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков программа Шпикаловой больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство».
Программа позволяет:
выбирать темы заданий, материала и технику для учащихся.
импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;
свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;
индивидуальный подход к заданиям по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;
выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;
выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в V-VII классе по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 102 часов за 3 года.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии.
Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех восьми лет обучения в основной школе.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в 1 четверть - 9
Количество часов во 2 четверть - 7
Количество часов в 3 четверть – 10
Количество часов в 4 четверть - 8
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
художественно-конструкторская деятельность;
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
содержательно-деятельностный подход;
системно-комплексный подход;
личностно ориентированный подход;
региональный подход.
Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии:
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- игровая технология;
- индивидуальное и дифференцированное обучение;
- модульное обучение и другое;
- адаптивная технология Е.А. Ямбурга. Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
организация проектной деятельности учащихся;
использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
практические: игры;
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Методы: обьяснительно-иллюстративный.
Виды и формы контроля.
текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.
а) по способу проверки:
– устный (беседа, контрольные вопросы);
– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);
– практический;
б) по охвату учащихся:
– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);
– групповой (кроссворды, лото, игры);
– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины). Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:
- композиционная организация изображения в листе;
- построение формы, передача пропорций;
- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
- оригинальность композиции.
- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках. Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира.
— значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
— применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).
Программа 5 класса Тема года: Природа и человек в искусстве Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи:
• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
• раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);
• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
• показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
• развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;
• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе. Основное содержание образования в 5 классе Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве. 8 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве. 10 часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение декоративно-прикладного искусства.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды изобразительных (пластических) искусств
жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, анималистический жанр;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и их основные произведения.
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).
Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией
Т. Я. Шпикаловой. 5 класс
№ уро
ка
| Наименование раздела, темы, урока
| кол-во ча-сов
| Краткое содержание
| Практическая работа (опыт творческой деятельности)
| форма урока
| информ. сопрово-ждение
| Дата (план)
| Дата (факт)
|
| Раздел: Образ матери-земли в искусстве.
| 8
|
|
|
|
|
|
|
| Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.
| 3
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.
| 1
| Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)
Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».
| Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 1)
|
|
| 2.
| Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.
| 1
| Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.
| Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)
| Урок путешествие
| Учебник (урок 2)
|
|
| 3.
| Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.
| 1
| Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.
| Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)
| экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 3)
|
|
|
| Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
| 5
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова
| 1
| Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.
| Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 4-5)
|
|
| 5.
| Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.
| 1
| Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.
| Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 4-5)
|
|
| 6.
| Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.
| 1
| Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
| Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 6-7)
|
|
| 7.
| Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.
| 1
| Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.
| Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 6-7)
|
|
| 8.
| Древние образы в искусстве. Древо жизни.
| 1
| Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.
| Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 8)
|
|
|
| Раздел: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.
| 8
|
|
|
|
|
|
|
| Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.
| 4
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.
| 1
| Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
| Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 9)
|
|
| 10.
| Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»
| 1
| Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы»
| Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 10)
|
|
| 11.
| Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)
| 1
| Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Воздушная перспектива.
| Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 11-12)
|
|
| 12.
| Художник – творец – гражданин.
| 1
| Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
| Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся)
| Урок сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 11-12)
|
|
|
| Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.
| 1
| Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».
| Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)
| Экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 13-14)
|
|
| 14.
| Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
| 1
| Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
| Продолжение работы.
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 13-14)
|
|
|
| Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 15.
| Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.
| 1
| Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.
| Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)
| Урок-сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 15-16)
|
|
| 16.
| Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.
| 1
| Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.
| Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 15-16)
|
|
|
| Раздел: Лад народной жизни и образы его в искусстве.
| 10
|
|
|
|
|
|
|
| Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
| 5
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.
| 1
| Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.
| Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни.
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 17)
|
|
| 18.
| Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.
| 1
| Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.
| Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома:полотенца, наличники, ставни и т.д. (бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 18)
|
|
| 19.
| Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.
| 1
| Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.
Инструменты плотника.
| Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка)
| Урок игра
| Учебник (Урок 19-20)
|
|
| 20.
| Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.
| 1
| Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
| Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВА
| Урок-путешествие
| Учебник (Урок 19-20)
|
|
| 21.
| Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.
| 1
| Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.
| Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете.
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 21)
|
|
|
| Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
| 2
|
|
|
|
|
|
| 22.
| Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.
| 1
| Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.
| Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага).
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 22)
|
|
| 23.
| Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки
| 1
| Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
| Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 23)
|
|
|
| Тема: Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
| 3
|
|
|
|
|
|
| 24.
| Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка».
| 1
| Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.
| Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок24)
|
|
| 25.
| Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.
| 1
| Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.
| Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки)
| Урок-сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок24)
|
|
| 26.
| Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.
| 1
| Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.
| Составление панно «Широкая масленица» (ножницы, клей, картон, гуашь, кисточки)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 25-26)
|
|
|
| Раздел: Образ единения человека с природой и искусством.
| 9
|
|
|
|
|
|
|
| Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.
| 2
|
|
|
|
|
|
| 27.
| Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.
| 1
| Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.
| Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся)
| Урок сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 27)
|
|
| 28.
| Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.
| 1
| Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.
| Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина)
| Экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 28)
|
|
|
| Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате
| 2
|
|
|
|
|
|
| 29.
| Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.
| 1
| Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.
| Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 29-30)
|
|
| 30.
| Композиция в плакате. Символика цвета.
| 1
| Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.
| Продолжение работы над плакатом.
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 29-30)
|
|
|
| Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.
| 5
|
|
|
|
|
|
| 31.
| Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси. А. Рублев «Троица»
| 1
| Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица»
| Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
|
|
| 32.
| Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»
| 1
| День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.
| Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)
| Урок-проект
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 31-32)
|
|
| 33.
| Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели
| 1
| Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.
| Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы)
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 33-34)
|
|
| 34.
| Национальные особенности орнамента в одежде разных народов
| 1
| Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента
| Украшение наряда куклы орнаментом (текстильные материалы, нитки, иголка)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 33-34)
|
|
| 35.
| Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
| 1
| Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба)
|
| Экс-экспресс-выставка
| Музей-ные экспо-наты
|
|
| |
1 2 3 4 5 |
|