Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов


Скачать 1.14 Mb.
НазваниеПрограмма по изобразительному искусству для 5-7 классов
страница1/5
Дата20.04.2016
Размер1.14 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ

(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса:

Развитие у учащихся эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, задачами художественного образования является:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в пределах 15%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классе предусмотрено 102 часа (34 урока в год), то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.

Обоснование выбора программы:

Программа «Изобразительное искусство» 5-7 классы для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.

Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков программа Шпикаловой больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство».

Программа позволяет:

  • выбирать темы заданий, материала и технику для учащихся.

  • импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;

  • свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;

  • индивидуальный подход к заданиям по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;

  • выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;

  • выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в V-VII классе по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 102 часов за 3 года.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии.

Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех восьми лет обучения в основной школе.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.

Количество часов в год - 34

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в 1 четверть - 9

Количество часов во 2 четверть - 7

Количество часов в 3 четверть – 10

Количество часов в 4 четверть - 8

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно-конструкторская деятельность;

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

  • содержательно-деятельностный подход;

  • системно-комплексный подход;

  • личностно ориентированный подход;

  • региональный подход.

Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии:

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

- игровая технология;

- индивидуальное и дифференцированное обучение;

- модульное обучение и другое;

- адаптивная технология Е.А. Ямбурга.
Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;

  • по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа,  рассказ, демонстрация;

  • по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),

  • практические: игры;

  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Методы: обьяснительно-иллюстративный.

Виды и формы контроля.

текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.

а) по способу проверки:

– устный (беседа, контрольные вопросы);

– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

– практический;

б) по охвату учащихся:

– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);

– групповой (кроссворды, лото, игры);

– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).
Критерии  и показатели оценки результатов творческой композиции:

-  композиционная организация изображения в листе;  

- построение формы, передача пропорций;  

- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;

- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  

- оригинальность композиции.

- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

  • основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира.

— значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

— применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).

Программа 5 класса
Тема года: Природа и человек в искусстве
Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование на­выков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-приклад­ном творчестве.

Задачи:

• воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

• раскрывать художественно-образный язык изображения окру­жающей действительности в различных видах и жанрах изобра­зительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анимали­стический жанр);

• углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

• знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или исполь­зование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;

• показывать неповторимое своеобразие русской народной куль­туры через раскрытие художественного языка народного искус­ства на примере выдающихся памятников деревянного зодче­ства, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

• развивать умения учащихся работать в разных видах худо­жественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изо­бразительной, декоративной или пространственной композиции;

• развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

• развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Основное содержание образования в 5 классе
Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве. 8 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве. 10 часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение декоративно-прикладного искусства.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды изобразительных (пластических) искусств

  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, анималистический жанр;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и их основные произведения.

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).


Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией

Т. Я. Шпикаловой. 5 класс


уро

ка

Наименование раздела, темы, урока

кол-во ча-сов

Краткое содержание

Практическая работа (опыт творческой деятельности)

форма урока

информ. сопрово-ждение

Дата (план)

Дата (факт)




Раздел: Образ матери-земли в искусстве.

8






















Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.

3



















1.

Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.

1

Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)

Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».

Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик)

Урок-путешествие

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 1)







2.

Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.

1

Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.

Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)

Урок путешествие

Учебник (урок 2)







3.

Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.

1

Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.

Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)

экспресс-выставка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 3)










Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве

5



















4.

Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова

1

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.

Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 4-5)







5.

Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.

1

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.

Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 4-5)







6.

Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.

1

Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 6-7)







7.

Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.

1

Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.

Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 6-7)







8.

Древние образы в искусстве. Древо жизни.

1

Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.

Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)

Урок-путешествие

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 8)










Раздел: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.

8






















Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.

4



















9.

Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.

1

Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание и анализ художественных произведений.

Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)

Урок-игра

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 9)







10.

Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»

1

Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы»

Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»

Урок-игра

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 10)







11.

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)

1

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Воздушная перспектива.

Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 11-12)







12.

Художник – творец – гражданин.

1

Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.

Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся)

Урок сказка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 11-12)










Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.

2



















13.

Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.

1

Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».

Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)

Экспресс-выставка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 13-14)







14.

Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.

1

Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.

Продолжение работы.

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 13-14)










Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

2



















15.

Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.

1

Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.

Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)

Урок-сказка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 15-16)







16.

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.

1

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.

Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы)

Урок-игра

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 15-16)










Раздел: Лад народной жизни и образы его в искусстве.

10






















Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества

5



















17.

Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.

1

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.

Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни.

Урок-путешествие

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 17)







18.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.

1

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.

Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома:полотенца, наличники, ставни и т.д. (бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 18)







19.

Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.

1

Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.

Инструменты плотника.

Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка)

Урок игра

Учебник (Урок 19-20)







20.

Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.

1

Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.

Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВА

Урок-путешествие

Учебник (Урок 19-20)







21.

Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.

1

Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.

Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете.

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 21)










Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»

2



















22.

Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.

1

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.

Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага).

Урок-путешествие

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 22)







23.

Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки

1

Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»

Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 23)










Тема: Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры

3



















24.

Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка».

1

Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.

Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)

Урок-игра

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок24)







25.

Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.

1

Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.

Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки)

Урок-сказка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок24)







26.

Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.

1

Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.

Составление панно «Широкая масленица» (ножницы, клей, картон, гуашь, кисточки)

Урок-путешествие

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 25-26)










Раздел: Образ единения человека с природой и искусством.

9






















Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.

2



















27.

Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.

1

Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.

Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся)

Урок сказка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 27)







28.

Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.

1

Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.

Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина)

Экспресс-выставка

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 28)










Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате

2



















29.

Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.

1

Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.

Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)

комбинированный

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 29-30)







30.

Композиция в плакате. Символика цвета.

1

Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.

Продолжение работы над плакатом.

Урок-исследование

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 29-30)










Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.

5



















31.

Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси. А. Рублев «Троица»

1

Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица»

Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)

Урок-путешествие

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.







32.

Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»

1

День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.

Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)

Урок-проект

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 31-32)







33.

Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели

1

Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.


Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы)

Урок-исследование

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 33-34)







34.

Национальные особенности орнамента в одежде разных народов

1

Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента

Украшение наряда куклы орнаментом (текстильные материалы, нитки, иголка)

Урок-игра

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (урок 33-34)







35.

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

1

Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба)




Экс-экспресс-выставка

Музей-ные экспо-наты






  1   2   3   4   5