Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа кружка «олимпиец»


Скачать 495.09 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «олимпиец»
страница1/3
Шипелкин В.И
Дата22.02.2016
Размер495.09 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аван»


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Аван

………………..Т.А.Лазебная

……………….2014 год

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ОЛИМПИЕЦ»

Автор-разработчик: учитель физической культуры

МБОУ СОШ с.Аван Шипелкин В.И.


с.Аван – 2014

Пояснительная записка
Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой одну из форм организации образовательного процесса в школе, и характеризуется как комплексное соревнование по выявлению качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным содержанием программы по физической культуре. Подготовка и участие в олимпиаде стимулирует не только совершенствование образовательного процесса в школе, но и содействует повышению интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, формирует знания о здоровом образе жизни, повышает теоретический уровень, развивает ответственность детей за самостоятельную физическую подготовку.

Учителям физической культуры при подготовке одаренных детей к олимпиаде приходится сталкиваться с целым рядом проблем:

- разный уровень развития двигательных качеств: силы, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей;

- особенности психофизиологического, психического, психологического развития: память, мышление, внимание, воображение; коммуникативные способности;

- разный уровень владения двигательными навыками;

- разный уровень владения теоретическими сведениями по предмету;

- разный уровень мотивации.

Актуальность программы заключается в том, что возникла острая необходимость в применении новых подходов к подготовке школьников к олимпиаде: в подаче учебного материала, в психофизической и коммуникативной подготовке, в развитии двигательных качеств. В связи с тем, что у школьников наблюдается разный уровень подготовленности, необходимо индивидуализировать процесс обучения и подготовки к олимпиаде. В данном случае решено попробовать технологию модульного обучения.

Технология модульного обучения – это целостная система, при которой дети работают с программой, выстроенной из разных модулей. Учебный модуль – это относительно автономный, законченный смысловой блок учебного материала в сочетании с технологией обучения. Сущность обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может овладеть системой познания, а педагог становится координатором и консультантом. Обучающийся сам определяет темп продвижения по программе, но в пределах одного модуля. К освоению нового модуля группа переходит в полном составе. Школьник, закончивший модуль раньше всех, либо отдыхает, либо занимается по усложненной программе, оттачивая свое мастерство.

Новизна программы состоит не только в освоении индивидуальных модулей, но и в том, что в эту программу входят 2 модуля: коммуникативный и психологический, в которых дети приобретают навыки коммуникативного

взаимодействия и психологической практики. Дело в том, что в составе группы школьники чувствуют и ведут себя по-другому. У них повышается сила мышечного напряжения, продуктивность внимания. Это называется феноменом социального влияния. В зависимости от сложившихся межличностных отношений в группе складывается различный психологический климат. Определенный эмоциональный настрой передается от одного человека к другому, определяя результативность. Благоприятный настрой – благоприятный результат. Этому научат и психологические тренинги, тем более что тренинги как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала.
Цель: повышение уровня теоретических знаний и физической подготовленности учащихся на основе знания и анализа индивидуальных физических и психических способностей при подготовке к олимпиадам разных уровней по предмету «Физическая культура».
Задачи:

  • определить уровень теоретической, технической и физической подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура»;

  • создать условия, способствующие активизации работы в рамках программы;

  • развивать ответственность детей за самостоятельную физическую подготовку, повышать уровень физической и психологической подготовленности одаренных детей;

  • повышать престиж учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе;

  • пропагандировать научные знания в области физкультуры, спорта и психологии;

  • воспитывать волевые качества и психологическую стрессоустойчивость каждого члена группы путем практических занятий и психологического тренинга;

  • проводить индивидуальную работу с каждым через индивидуальный маршрут и портфолио.


Структура программы
Модульная подпрограмма «Лестница успеха» разработана для одаренных детей. Возраст учащихся, участвующих в реализации программы – 13-17 лет. Программа будет осуществляться через работу кружка для подготовки одаренных детей к различным олимпиадам. Это будет содействовать повышению теоретического уровня и физической подготовленности,

укреплению здоровья учащихся, а также формированию внутренней мотивации к самостоятельной деятельности.

Данная программа предусматривает её реализацию в пределах 34 часов (1 раз в неделю). Продолжительность занятия 1-1,5 часа. Программа рассчитана на 1 год, но будет реализовываться в последующие годы с новым содержанием модулей. Программа предусматривает проведение занятий по пяти модулям:

1. Теоретический.

2. Практический.

3. Психологический.

4. Коммуникативный.

5. Дистанционный.
Место проведения: классный кабинет, спортивный зал.
Принципы модульного обучения.

При изучении определенных тем по технологии модульного обучения соблюдаются основные принципы, которые лежат в основе этой педагогической технологии:

1. «Сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).

2. Фиксирование учебной информации, учебных и практических действий школьников в виде модулей, которые представляют собой структуру, состоящую из отдельных элементов, связанных между собой.

3. Осознанность обучения, которая выражается в лично значимом результате.
Ожидаемые результаты:

  1. Выстроена система подготовки учащихся к олимпиаде по предмету «Физическая культура», способствующая повышению результативности участия команды школьников в олимпиадах разного уровня.

  2. Созданы организационные, научно-методические, материально-технические условия для целенаправленной подготовки лучших учащихся к олимпиадам разного уровня.

  3. Созданы тренировочно - репетиционные материалы по подготовке к олимпиадам для каждого одаренного школьника.

  4. Разработаны индивидуальные маршруты и портфолио одаренных школьников по физкультуре (электронный или бумажный вариант).

  5. Повышен уровень мотивации одаренных учащихся к целенаправленной работе по подготовке к олимпиадам разного уровня: Всероссийской олимпиаде по предмету, международных и Всероссийских дистанционных олимпиадах, дистанционных викторинах.

  6. Увеличено количество призовых мест в разных этапах Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура»: школьном, муниципальном, региональном.


Календарно-тематический план



Модуль


Наименование темы

Количество

часов

теор

прак

всего

1. Теорети-

ческий

(10 часов)

1. Культурно-исторические основы физической культуры.

2. История Игр Олимпиады и современного олимпийского движения

3. Средства физического воспитания.

4. Основы теории и методики воспитания физических качеств.

5. Контроль физической нагрузки, физического развития и физической подготовленности.

6. Формы построения занятий в физическом воспитании.

7. Физическая культура и здоровый образ жизни. Первая помощь при различных видах травм.

8. Крупнейшие спортивные соревнования в мире и Европе. Основы организации судейства соревнований.




























II. Практи-

ческий

(14 часов)

1. Раздел «Гимнастика».

2. Раздел «Спортивные игры».

3. Раздел «Легкая атлетика».

4. Контрольные упражнения



















III. Психо-

логический

(4 часа)

1. Развитие личностного потенциала у подростка.

2. Мысли, чувства и поведение людей.

3. Познавательные процессы. Внимание. Память. Мышление. Воображение.

4. Креативность и ее развитие.

0,5ч
0,5ч

0,5ч
0,5ч

0,5ч
0,5ч

0,5ч
0,5ч







IV. Комму-

никативный

(4 часа)

1. Мы вместе – мы команда.

2. Подростковые конфликты: практика психологической помощи.

3. Детский тимбилдинг.

4. Социально значимая деятельность.

0,5ч

0,5ч
0,5ч

0,5ч

0,5ч

0,5ч
0,5ч

0,5ч








V. Дистан-

ционный

(2 часа)

История Олимпийских игр.








Итого:





15ч


19ч


34ч


Содержание
Модуль 1. Теоретический (10 часов).
Задачи модуля:

  • формирование знаний в области «Физическая культура»;

  • обучение способам контроля физической нагрузки, физического развития и физической подготовленности;

  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере: представление об индивидуальных физических возможностях, позитивное отношение к укреплению здоровья;

  • обучение способам организации самостоятельных занятий;

  • приобщение учащихся к философии олимпизма, объединяющей в одно целое достоинство тела, воли и разума.


Ключевые слова, основные понятия:

Физическая культура – часть культуры общества и человека.

Физическое воспитание – это вид воспитания, направленный на обучение движениям и воспитание физических качеств человека.

Физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными движениями.

Физическое развитие – процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни человека морфофункциональных свойств организма.

Физические упражнения – двигательные действия, которые направлены на решение задач физического воспитания, сформированы и организованы по его действиям.

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени.

Гибкость – способность осуществлять действия по большим амплитудам за счет подвижности в суставах и позвоночнике.

Сила – способность преодолевать мышечное сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.

Ловкость – это способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательную задачу.
Тема 1. Культурно-исторические основы физической культуры (1 час).

Основные понятия теории физической культуры. Смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство». История возникновения и этапы развития физической культуры.

Тема 2. История Игр Олимпиады и современного олимпийского движения (2 часа).

История возникновения Олимпийских игр. Роль Пьера де Кубертена (1863-1937) в развитии современного олимпийского движения. Правила проведения Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх.

Тема 3. Средства физического воспитания (1 час).

Физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника. Форма физических упражнений. Естественные силы природы (солнце, воздух и вода). Гигиенические факторы: режим дня, питания, личная гигиена.

Тема 4. Основы теории и методики воспитания физических качеств (2 часа).

Общая характеристика физических качеств. Способы оценки уровня развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, координации. Методика воспитания основных физических качеств в процессе ОФП.

Тема 5. Контроль физической нагрузки, физического развития и физической подготовленности (1 час).

Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки (по скорости и продолжительности выполнения упражнений, изменение величины внешних отягощений, ЧСС). Функциональные возможности собственного организма, индивидуальные методики контроля его развития, повышения адаптивных свойств организма и физической подготовленности.

Тема 6. Формы построения занятий в физическом воспитании (1 час).

Разнообразие форм занятий. Урочные и неурочные формы. Характерные черты тренировочных занятий общеукрепляющей, общеразвивающей и общеподготовительной направленности. Утренняя гимнастика, динамические паузы, соревнования, походы.

Тема 7. Физическая культура и здоровый образ жизни. Первая медицинская помощь при травмах (2 часа).

Здоровье человека, общие понятия, критерии и определения. Виды здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное. Элементы здорового образа жизни: двигательный режим, закаливание организма, гигиена труда и отдыха. Основы рационального питания. Гигиена питания. Белки, жиры, углеводы и витамины. Виды травм, их классификация. Основы первой медицинской помощи при травмах.

Тема 8. Крупнейшие спортивные соревнования в мире и Европе. Основы организации и судейства соревнований (1 час).

Виды соревнований. Система проведения соревнований. Способы розыгрыша: круговой, с выбыванием. Универсиады, чемпионаты, спартакиады.
Модуль 2. Практический (14 часов).
Задачи модуля:

  • воспитывать физические качества: быстроту, силу, ловкость, координацию, выносливость;

  • совершенствовать акробатические упражнения и комбинации в усложненных условиях;

  • способствовать развитию скоростной выносливости, развивать тактические навыки бега по дистанции;

  • совершенствовать ведение мяча, бросков по кольцу в усложненных условиях;

  • способствовать развитию умения выполнять ведение мяча в футболе, наносить удары по воротам любой ногой, верхом и низом.


Ключевые слова, основные понятия:

Физические качества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Группировка – подготовительное упражнение для выполнения перекатов и кувырков.

Мост – максимально прогнутое положение спиной к опоре с опорой ногами и выведенными вверх руками.

Равновесие – сохранение необходимой позы человека в неподвижном или движущемся положении.

Статические упражнения – это упражнения, при выполнении которых сумма моментов силы, действующих на тело гимнаста, равна нулю, скорость и ускорение также равны нулю.

Динамические упражнения – это упражнения, при выполнении которых тело гимнаста совершает движения относительно опоры или снаряда (вместе со снарядом).
Тема 1. Раздел «Гимнастика» (7 часов).

Перекаты, кувырки, перевороты. Стойки, равновесие, мосты. Колесо, прыжки, вращения. Элементы и соединения.

Разучить гимнастическую комбинацию:

И.п. – основная стойка.

1. Дугами внутрь руки в стороны и шагом вперед равновесие (ласточка), держать.

2. Выпрямиться, шаг вперед и махом одной, толчком другой стойка на руках, обозначить – кувырок вперед.

3. Встать и махом одной, толчком другой два переворота вправо или влево («колеса») в стойку ноги врозь, руки в сторону.

4. Приставляя ногу, повернуться в сторону движения – шаг правой вперед и махом левой прыжок с поворотом направо кругом на правую. Левую назад – шаг левой вперед и прыжок со сменой прямых ног («ножницы») – шагом левой вперед наскок на две ноги и прыжок ноги врозь правой («разножка»).

5. Шаг правой вперед и отставляя левую на шаг в сторону стойка ноги врозь, руки вверх – наклоном назад мост, держать.

6. Встать в стойку руки вверх и, приставляя левую, упор присев – перекатом назад стойка на лопатках, держать.

7. Перекат вперед в сед согнув ноги – сед углом, руки в стороны, держать.

8. Сед – наклон вперед, обозначить, кувырок назад в группировке – кувырок назад в упор стоя согнувшись – выпрямиться.

9. 2-3 шага разбега – кувырок вперед прыжком – прыжок вверх прогнувшись.

10. Кувырок вперед – прыжок ноги врозь.
Тема 2. Раздел «Спортивные игры» (3 часа).

1. Баскетбол: перемещения в баскетбольной стойке; остановка на 2 шага и прыжком; дриблинг на месте; ведение мяча правой и левой рукой, обегая ориентиры; ведение мяча правой и левой рукой по кругу и по дуге; ведение мяча в высокой и низкой стойке в движении по прямой и спиной вперед;

передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча; бросок от груди двумя руками с места; бросок одной рукой с места; бросок одной рукой после ведения; бросок одной рукой после ловли мяча; бросок после подбора мяча; штрафной бросок; бросок из-за трехочковой дуги.

2. Волейбол: верхняя прямая подача; нижняя прямая подача; подача в прыжке; верхняя боковая подача; нижняя боковая подача; верхняя и нижняя передача; нападающий удар; одиночное блокирование; прием мяча после

подачи; передача мяча после приема в зону №3.

3. Футбол: ведение мяча змейкой, восьмеркой, по кругу и дуге; ведение, обегая ориентиры левой и правой ногой; ведение мяча удары по мячу (по неподвижному и катящемуся внутренней стороной стопы, внешней частью подъема); ведение мяча правой и левой ногой поочередно внутренней и внешней частью подъема стопы; ведение мяча носком; жонглирование мяча головой, ногой; удары правой и левой ногой по воротам.
Тема 3. Раздел «Легкая атлетика» (1 час).

Специальные беговые, прыжковые упражнения. Бег 60 м., 100м., 100 м.

Прыжок в длину и высоту с разбега. Метание мяча и гранаты.
Тема 4. Контрольные упражнения (3 часа).
Контрольное упражнение по акробатике:

И.п. – основная стойка.

1. Дугами внутрь руки в стороны и шагом вперед равновесие (ласточка), держать.

2. Выпрямиться, шаг вперед и махом одной, толчком другой стойка на руках, обозначить – кувырок вперед.

3. Встать и махом одной, толчком другой два переворота вправо или влево («колеса») в стойку ноги врозь, руки в сторону.

4. Приставляя ногу, повернуться в сторону движения – шаг правой вперед и махом левой прыжок с поворотом направо кругом на правую. Левую назад – шаг левой вперед и прыжок со сменой прямых ног («ножницы») – шагом левой вперед наскок на две ноги и прыжок ноги врозь правой («разножка»).

5. Шаг правой вперед и отставляя левую на шаг в сторону стойка ноги врозь, руки вверх – наклоном назад мост, держать.

6. Встать в стойку руки вверх и, приставляя левую, упор присев – перекатом назад стойка на лопатках, держать.

7. Перекат вперед в сед согнув ноги – сед углом, руки в стороны, держать.

8. Сед – наклон вперед, обозначить, кувырок назад в группировке – кувырок назад в упор стоя согнувшись – выпрямиться.

9. 2-3 шага разбега – кувырок вперед прыжком – прыжок вверх прогнувшись.

10. Кувырок вперед – прыжок ноги врозь.

Контрольное упражнение по баскетболу:

Участник находится на линии старта лицом к фишке №1 без мяча. По сигналу судьи участник движется к фишке №1, оббегает ее с правой стороны, затем фишку №2 с левой стороны и фишку №3 с правой стороны. Далее двигается к мячу №1 и выполняет один бросок в кольцо щита №1. После броска, участник без мяча движется к фишке №4 и оббегает ее с левой стороны, далее оббегает фишку №5 с левой стороны, фишку №6 с правой стороны. Движется к мячу №2 и выполняет один бросок в кольцо щита №1. После броска движется к мячу №3, который находится на линии штрафного броска и выполняет один штрафной бросок в кольцо щита №1.

После штрафного броска участник ловит мяч и с ведением движется к центральному кругу площадки, оббегая его с любой стороны. Далее ведет мяч к щиту №2 и выполняет один бросок в кольцо любым способом. Затем движется к мячу №4 и выполняет один бросок в кольцо любым способом. Затем движется к мячу №4 и выполняет один штрафной бросок в кольцо щита №2. После штрафного броска участник ловит мяч и движется с мячом к щиту №1 и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.

В случае непопадания в корзину участнику дается одна дополнительная попытка броска по кольцу щита №1 любым способом. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после выполнения точного броска или после выполнения дополнительного броска. Фиксируется время преодоления дистанции и точность бросков.

Контрольное упражнение по футболу:

На середине лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота (3х2м). В 2м вправо и влево от боковых стоек ворот на расстоянии 9м устанавливается первая пара фишек, на расстоянии 12м устанавливается 1 фишка и 15м от линии ворот располагаются три фишки (всего 6 фишек). На лицевой линии в 3 м устанавливаются 3 мяча напротив фишек №1, №6, №4. Слева на площадке устанавливается контрольная стойка (финиш).

По сигналу участник стартует с лицевой линии с мячом №1, выполняя ведение мяча, участник обводит первую фишку справа, вторую слева и третью справа и движется к воротам для атаки ворот, справа от третьей фишки. Участник выполняет удар по воротам низом правой ноги с любой точки площадки, не пересекая 4-х метровую линию.

Выполнив удар, участник двигается ко второму мячу, находящемуся на лицевой линии напротив фишки №4, выполняя ведение мяча, участник

обводит четвертую фишку слева, вторую справа и пятую слева и движется к воротам для атаки ворот, слева от пятой фишки. Участник выполняет удар по воротам низом левой ноги с любой точки площадки, не пересекая 4-метровую линию.

Выполнив удар, участник двигается к третьему мячу, находящемуся на лицевой линии посередине площадки, выполняя ведение мяча, участник обводит шестую фишку слева, вторую справа и движется для атаки ворот. Участник выполняет удар по воротам верхом с любой точки любой ногой, не пересекая 4-метровую линию. Выполнив удар, участник финиширует на средней линии площадки.

Контрольное упражнение по легкой атлетике:

бег 500м (девушки) и 1000м (юноши).
Модуль 3. Психологический (4 часа).
Задачи:

  • повышать представления школьника к ценности самого себя и других людей, формировать положительный образ «Я»;

  • развивать эмпатию, способность к принятию себя и другого человека;

  • воспитывать умение адекватно реагировать в различных учебных, бытовых, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;

  • развивать навыки и умения, необходимые для уверенного поведения, преодоления затруднений в освоении теории и других видах деятельности;

  • обучить способам снятия стресса.


Основные понятия, ключевые слова:

Психофизическая подготовка – специальная система занятий, фундамент которой – взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем.

Психическое здоровье – высокий уровень свойств нервной системы человека, обеспечивающих совместную работу всех систем организма и взаимодействие со средой, отражающих положительное или отрицательное значение для жизнедеятельности.

Психология – наука о мышлении, познании, поведении и душе человека.

Эмоции – это переживание человеком своего отношения к чему-либо (к ситуации, к себе, к другим людям) в данный момент.

Чувства – устойчивое эмоциональное состояние переживаний личностного, социального плана, характеризующееся настроением, страстью, явлением аффекта – кратковременными бурными проявлениями эмоций.

Стресс – состояние напряжения.

Саморегуляция – управление состоянием своего «я» посредством изменения общего поведения организма, при помощи эмоциональных и соматических (телесных) реакций, воздействующих обратными связями на интенсивность направленной деятельности мозга.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.

Поведение – это наши действия в различных жизненных ситуациях. Поведение человека зависит от его индивидуальных особенностей, характера и от испытываемых им в тот или иной момент времени чувств, по-разному влияющих на наше поведение.
  1   2   3