Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Внешняя политика России в конце XIX начале XX вв. Русско-японская война


Скачать 93.32 Kb.
НазваниеВнешняя политика России в конце XIX начале XX вв. Русско-японская война
Дата01.05.2016
Размер93.32 Kb.
ТипДокументы

Тема: Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв. Русско-японская война.

Цели урока.

Образовательные:

  • выяснить и уяснить расстановку сил на мировой арене к началу XX в., блоковую стратегию; борьбу держав за сферы влияния и передел мира;

  • определить основные направления внешней политики России на Дальнем Востоке в контексте ее геополитических интересов;

  • Выявить взаимосвязь внутренней и внешней политики царского правительства в начале XX века;

  • установить причины, характер, основные этапы, итоги и последствия русско-японской войны.

Развивающие:

  • развивать мыслительные навыки;

  • видеть причинно-следственные связи;

  • анализировать полученную информацию;

  • оценивать событие, находить причины событий, представлять последствия события;

  • аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • систематизировать материал;

  • отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной связной речи.

Воспитательные:

Военно-патриотическое воспитание на примере мужества и стойкости русских солдат, матросов, офицеров и адмиралов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: развивающее обучение.

Основные понятия: геополитика, стратегические интересы, раздел сфер влияния, гонка вооружений, экспансия.

Оборудование урока: карта Российской империи начала века, карта «Русско-японская война», раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Учитель

Ученики

1. Введение в тему

- Актуализация имеющихся знаний


- Запись темы «Внешняя политика в конце XIX - начале XX вв.

- Целеполагание

Мы продолжаем изучение Российской империи в период модернизации.

- Какие вопросы мы уже рассмотрели?
- Чего не хватает для полной характеристики страны в изучаемый период?
Запись темы на доске


- Что будем изучать?

- Какие вопросы нас интересуют?

Запись вопросов на доске

Ответы:

-Экономическое развитие.

-Политическое развитие.

-Внутреннюю политику.

-Социальное развитие.
- Внешней политики


Запись темы в тетрадях
Ответы:

- Характер внешней политики

- Направления внешней политики.

- Расстановка сил на мировой арене к началу XX века

2. Изучение нового материала

1) Характер внешней политики

Вывод о характере внешней политики.

Беседа.

- Какой, по-вашему, должна быть по характеру внешняя политика страны в изучае-мый период? Почему?

- Как вам известно, Николай II продолжал политику своего отца, который вошел в историю как…

И несколько раз говорил об искреннем и твердом наме-рении это делать. Исходя из этого можно определить третий фактор миролюбивого харак-тера внешней политики.

- Какие три важных фактора определяли внешнюю политику Николая II?

Ответы

- Миролюбивой.

- Во-первых, для решения задач индустриализации страны нужны соответствующие внешние условия – мир и спокойствие в Европе, привлечение иностранного капитала. Во-вторых, напряженность внутри страны требовала сосредоточенности военно-политических сил не на внешних, а на внутренних «фронтах».
… Александр Миротворец


… продолжение политики отца

Ответ - обобщение

2) Направления внешней политики.

- Работа с картой Российской империи начала века.

Объяснение учителя.

- В конце XIX – начале XX вв. российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась, прежде всего, богатой ресурсной базой и значительным военным потенциалом.

Беседа


- Запись в тетрадях.

- Работа с картой.

- Составление схемы основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX- начале XX вв. и указание стран, с которыми Россия вступала в противоречия в различных регионах мира.

3)Расстановка сил на мировой арене к началу 20 века.

Коллективное составление схемы


Работа на доске и в тетрадях

Направления внешней политики



Западное

Отношения с Англией, Францией и Германией.

С конца 1880 – х гг союзником России в Европе стала Фран-ция. С Англией Рос-сия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Гер-манией – за влияние на Балканах.

Южное

Отношения с Турцией и Ираном.

Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.


Дальневосточное

Отношения с Китаем и Японией.

Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг.





- Работа с таблицей «Международное положение на Дальнем Востоке» (см Приложение)

Самой деятельной была политика на Дальнем востоке

- Как вы думаете, почему?

- Назовите страны, в борьбе за которые сталкивались интересы империалистичес-ких стран.

- Чем это было обусловлено?

- Россия и Китай.

- Россия и Япония.

- На что рассчитывали США и Англия?

Ответы по таблице.

- В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Китай,

Корея, Маньчжурия. Россия также вступает в борьбу за влияние на них.

- Россия сознавала угрозу своим интересам на Дальнем востоке.

- сильное ослабление Китая.

- Русско-китайское сближение.

- Резкое неприятие со стороны Японии. Тайная поддержка США и Англии.


Вывод

Назревание конфликта Россия-Япония. Особое совещание по делам Дальнего востока, на котором присутствовали крупнейшие чиновники России. Большинство считало необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Несогласие выразил С.Ю. Витте, но император с ним не согласился. Японское правительство также твердо взяло курс на войну.

3. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Целеполагание.

Запись темы на доске.
- Вспомните содержание памятки-алгоритма к изучению материала о войне и поставьте цели к теме.

Запись темы в тетрадях
- Воспроизведение памятки – алгоритма


А) Ход войны: начало, основные этапы и главные сражения.

Рассказ учителя или подготовленного ученика. Работа с картой. Презентация

Работа с картой, иллюстрациями.

Запись основных событий в тетрадях.

Б) Окончание войны. Условия мира. Итоги.


- Почему война закончилась поражением России?

- Каковы условия мира?

- Определите значение войны.

Самостоятельная работа с учебником и схемой. Причины поражения России. Условия Портсмутского мирного договора

Вывод

Русско - японская война показала неспособность царского правительства управлять страной и явилась тем катализатором, который ускорил созревание предпосылок революции 1905-1907 гг.

4. Контроль усвоения темы (можно перенести на другой урок).Тест.

I вариант.

1. Усиление позиций России в Китае вызвало в первую очередь недовольство : а) США; б) Японии; в) Англии.

2. Командующий русской сухопутной армией в русско-японской войне являлся:

а) А.Н.Куропаткин; б) З.П.Рожественский в) Р.И.Кондратенко

3.Цусимское сражение произошло:

а) 15-30.09 1904 г. б) 22- 25.02 1905 года; В) 14-15.04 1905 года .

4. Графом «Полусахалинским» называли:

а) А.М.Стесселя; б) С.Ю.Витте; в) П.Д.Святополк-Мирского.

5. Соотнесите имена и факты:

1. С.Ю.Витте

2. А.Н.Куропаткин

3. С.О.Макаров

4. З.П.Рожественский

5. А.М.Стессель

1. Гибель крейсера «Петропавловск»

2. Заключение Портсмутского мира

3. Цусимское сражение

4. Сдача Порт-Артура

5. Мукденское сражение

II вариант

1.Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе :

а) в 1896 г.; б) в 1897 г.; в) в 1898 г.

2. 27 февраля 1904 года произошло событие:

А) подрыв флагманского корабля «Петропавловск»;

Б) высадка японских войск на Ляодунском полуострове;

В) героический бой «Варяга» и «Корейца».

3. Порт-Артур был сдан по решению

а) З.П.Рожественского; б) А.М.Стесселя; в) С.Ю.Витте.

4. Какое событие произошло раньше других:

а) сдача Порт-Артура; б) сдача Мукдена; в) Цусимское сражение.

5. По условиям мирного договора, завершившего русско-японскую войну:

А. Была установлена российско-китайская граница по реке Амур;

Б. Россия должна была выплатить контрибуцию Японии:

а) верно только А. в) верны оба утверждения.

б) верно только Б. г) оба суждения неверны


5.Подведение итогов урока.

- Какие цели ставили?

- Что удалось?

Ответы.

6. Объяснение домашнего задания

1. Учебник. А.А. Данилов Л.Г.Косулина. История России XX – начало XXI века, § 4 (стр. 29-34).

2. Выписать термины в словарь

3. На выбор:

- По материалу учебника составить опорный конспект по теме.

- На тематической контурной карте показать основные события Русско-японской войны и решения Портсмутского мирного договора

- Составить кроссворд, тест или викторину по теме.

- Написать эссе «В чем, на мой взгляд, причины поражения России
в Русско-японской войне»

- Доклад о каком-либо событии или участнике Русско-японской

войны.

- Составить синхронистическую таблицу.



Приложение.

  1. Схемы.





2. Карты

1) Русско-Японская война



2) Оборона Порт-Артура



3) Контурная карта




Нанесите на карту

1.Направления наступления японских войск

2.Даты начала и окончания обороны Порт-Артура.

3. Места и время основных сражений войны

4.Границы между Россией и Японией до и после войны


3 Опорный конспект



4.Иллюстрации



  1. Порт-Артур



2) Морское сражение у Порт-Артура




3)Медаль времен Русско-японской войны




4) Русский плакат, выпущенный в начальный период войны с Японией




5) Крейсер «Варяг»



6) Канонерская лодка «Кореец»



7) Эскадренный броненосец «Орел» 8) Русский крейсер «Орел». Пробоина, полученная в ходе

Цусимского сражения


5. Персоналии

1) МАКАРОВ Степан Осипович. В начале русско-японской войны командовал Тихоокеан-ской эскадрой в Порт-Артуре.

Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.



2) Е. И. СТОЛИЦА. «Вице-адмирал С. О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин в каюте броненосца «Петропавловск» в 1904 году». 1904



3) ВИТТЕ Сергей Юльевич , председатель Совета министров (1905-1906). После окончания русско-японской войны он подписал Портсмутский мир (1905).



4) КУРОПАТКИН Алексей Николаевич. В русско-японскую войну командовал войсками в Мань-чжурии, потерпел поражение под Ляояном и Мукденом.








5) КОНДРАТЕНКО Роман Исидорович, герой Русско-японской войны 1904-1905, успешно ру-ководил сухопутной обороной Порт-Артура. Под его руководством были созданы и приме-нены новые средства вооружения: ручные гра-наты, минометы, новые типы противопехотных мин, электризованные проволочные заграждения и др.


6)