Этапы урока
| Учитель
| Ученики
|
1. Введение в тему
- Актуализация имеющихся знаний
- Запись темы «Внешняя политика в конце XIX - начале XX вв.
- Целеполагание
| Мы продолжаем изучение Российской империи в период модернизации.
- Какие вопросы мы уже рассмотрели? - Чего не хватает для полной характеристики страны в изучаемый период? Запись темы на доске
- Что будем изучать?
- Какие вопросы нас интересуют?
Запись вопросов на доске
| Ответы:
-Экономическое развитие.
-Политическое развитие.
-Внутреннюю политику.
-Социальное развитие. - Внешней политики
Запись темы в тетрадях Ответы:
- Характер внешней политики
- Направления внешней политики.
- Расстановка сил на мировой арене к началу XX века
|
2. Изучение нового материала
1) Характер внешней политики
Вывод о характере внешней политики.
| Беседа.
- Какой, по-вашему, должна быть по характеру внешняя политика страны в изучае-мый период? Почему?
- Как вам известно, Николай II продолжал политику своего отца, который вошел в историю как…
И несколько раз говорил об искреннем и твердом наме-рении это делать. Исходя из этого можно определить третий фактор миролюбивого харак-тера внешней политики.
- Какие три важных фактора определяли внешнюю политику Николая II?
| Ответы
- Миролюбивой.
- Во-первых, для решения задач индустриализации страны нужны соответствующие внешние условия – мир и спокойствие в Европе, привлечение иностранного капитала. Во-вторых, напряженность внутри страны требовала сосредоточенности военно-политических сил не на внешних, а на внутренних «фронтах». … Александр Миротворец
… продолжение политики отца
Ответ - обобщение
|
2) Направления внешней политики.
- Работа с картой Российской империи начала века.
| Объяснение учителя.
- В конце XIX – начале XX вв. российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась, прежде всего, богатой ресурсной базой и значительным военным потенциалом.
Беседа
|
- Запись в тетрадях.
- Работа с картой.
- Составление схемы основных направлений внешней политики царского правительства в конце XIX- начале XX вв. и указание стран, с которыми Россия вступала в противоречия в различных регионах мира.
|
3)Расстановка сил на мировой арене к началу 20 века.
Коллективное составление схемы
| Работа на доске и в тетрадях
Направления внешней политики
Западное
Отношения с Англией, Францией и Германией.
С конца 1880 – х гг союзником России в Европе стала Фран-ция. С Англией Рос-сия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Гер-манией – за влияние на Балканах.
| Южное
Отношения с Турцией и Ираном.
Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.
| Дальневосточное
Отношения с Китаем и Японией.
Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг.
|
|
- Работа с таблицей «Международное положение на Дальнем Востоке» (см Приложение)
| Самой деятельной была политика на Дальнем востоке
- Как вы думаете, почему?
- Назовите страны, в борьбе за которые сталкивались интересы империалистичес-ких стран.
- Чем это было обусловлено?
- Россия и Китай.
- Россия и Япония.
- На что рассчитывали США и Англия?
| Ответы по таблице.
- В этот период внимание Англии, США и Японии привлекают Китай,
Корея, Маньчжурия. Россия также вступает в борьбу за влияние на них.
- Россия сознавала угрозу своим интересам на Дальнем востоке.
- сильное ослабление Китая.
- Русско-китайское сближение.
- Резкое неприятие со стороны Японии. Тайная поддержка США и Англии.
|
Вывод
| Назревание конфликта Россия-Япония. Особое совещание по делам Дальнего востока, на котором присутствовали крупнейшие чиновники России. Большинство считало необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Несогласие выразил С.Ю. Витте, но император с ним не согласился. Японское правительство также твердо взяло курс на войну.
|
3. Русско-японская война 1904-1905 гг.
Целеполагание.
| Запись темы на доске. - Вспомните содержание памятки-алгоритма к изучению материала о войне и поставьте цели к теме.
| Запись темы в тетрадях - Воспроизведение памятки – алгоритма
|
А) Ход войны: начало, основные этапы и главные сражения.
| Рассказ учителя или подготовленного ученика. Работа с картой. Презентация
| Работа с картой, иллюстрациями.
Запись основных событий в тетрадях.
|
Б) Окончание войны. Условия мира. Итоги.
| - Почему война закончилась поражением России?
- Каковы условия мира?
- Определите значение войны.
| Самостоятельная работа с учебником и схемой. Причины поражения России. Условия Портсмутского мирного договора
|
Вывод
| Русско - японская война показала неспособность царского правительства управлять страной и явилась тем катализатором, который ускорил созревание предпосылок революции 1905-1907 гг.
|
4. Контроль усвоения темы (можно перенести на другой урок).Тест.
| I вариант.
1. Усиление позиций России в Китае вызвало в первую очередь недовольство : а) США; б) Японии; в) Англии.
2. Командующий русской сухопутной армией в русско-японской войне являлся:
а) А.Н.Куропаткин; б) З.П.Рожественский в) Р.И.Кондратенко
3.Цусимское сражение произошло:
а) 15-30.09 1904 г. б) 22- 25.02 1905 года; В) 14-15.04 1905 года .
4. Графом «Полусахалинским» называли:
а) А.М.Стесселя; б) С.Ю.Витте; в) П.Д.Святополк-Мирского.
5. Соотнесите имена и факты:
1. С.Ю.Витте
2. А.Н.Куропаткин
3. С.О.Макаров
4. З.П.Рожественский
5. А.М.Стессель
| 1. Гибель крейсера «Петропавловск»
2. Заключение Портсмутского мира
3. Цусимское сражение
4. Сдача Порт-Артура
5. Мукденское сражение
| II вариант
1.Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе :
а) в 1896 г.; б) в 1897 г.; в) в 1898 г.
2. 27 февраля 1904 года произошло событие:
А) подрыв флагманского корабля «Петропавловск»;
Б) высадка японских войск на Ляодунском полуострове;
В) героический бой «Варяга» и «Корейца».
3. Порт-Артур был сдан по решению
а) З.П.Рожественского; б) А.М.Стесселя; в) С.Ю.Витте.
4. Какое событие произошло раньше других:
а) сдача Порт-Артура; б) сдача Мукдена; в) Цусимское сражение.
5. По условиям мирного договора, завершившего русско-японскую войну:
А. Была установлена российско-китайская граница по реке Амур;
Б. Россия должна была выплатить контрибуцию Японии:
а) верно только А. в) верны оба утверждения.
б) верно только Б. г) оба суждения неверны
|
5.Подведение итогов урока.
| - Какие цели ставили?
- Что удалось?
| Ответы.
|
6. Объяснение домашнего задания
| 1. Учебник. А.А. Данилов Л.Г.Косулина. История России XX – начало XXI века, § 4 (стр. 29-34).
2. Выписать термины в словарь
3. На выбор:
- По материалу учебника составить опорный конспект по теме.
- На тематической контурной карте показать основные события Русско-японской войны и решения Портсмутского мирного договора
- Составить кроссворд, тест или викторину по теме.
- Написать эссе «В чем, на мой взгляд, причины поражения России в Русско-японской войне»
- Доклад о каком-либо событии или участнике Русско-японской
войны.
- Составить синхронистическую таблицу.
|