Курилова Марина Валентиновна
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Грибовка»
профессиональных достижений педагогического работника Амурской области
Составил:
Ф. И. О. ____Курилова Марина Валентиновна
Должность ____учитель русского языка и литературы
Заявлена высшая квалификационная категория
Дата проведения экспертизы___________________
2014 год
Раздел 2. Информационно – аналитический отчёт о педагогической деятельности.
Обеспечение повышения качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий и высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ
Учителем русского языка и литературы работаю с 1993 года, имею высшее педагогическое образование по специальности «Филология», присуждена квалификация «учитель русского языка и литературы». Педагогический стаж 27 лет. Имею первую квалификационную категорию, сроки её действия до 20.02.15г.
Суть своей педагогической деятельности вижу в необходимости научить ученика думать, самостоятельно находить информацию, принимать решения в нестандартных ситуациях. Важным и актуальным сегодня является умение применять полученные знания в жизни, а если их недостаточно – уметь добывать нужную информацию, перерабатывать и использовать на практике. Считаю, что все мои знания, практический опыт должны работать на мотивацию школьников, на выявление индивидуальных способностей детей, их развитие и как итог всей работы вижу в успешной социализации каждого школьника.
В настоящее время есть все условия для реализации моей собственной концепции преподавания предметов и претворения в жизнь моего видения работы классного руководителя.
У нас, педагогов есть одно преимущество – мы приходим в школу с готовыми знаниями, но для достижения целей нам необходим положительный опыт коллег, желание самому учиться – самообразовываться, проходить курсы повышения квалификации. Серьёзным этапом в работе считаю умение анализировать и подводить итоги своей деятельности, искать причины, если чего – то не достигнуто, иметь навык планирования и целеполагания.
Итак, чтобы повысить качество обучения русскому языку и литературе, я применяю такие методы и технологии, которые являются эффективными и дают положительный результат.
В 2012\2013учебном году обобщался мой опыт по теме «Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы». По итогам работы по теме самообразования я пришла к выводу, что использование на практике технологии проблемного обучения даёт положительные результаты. Мы все понимаем, что жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки учащихся. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда я, организуя познавательную деятельность, способствую развитию интереса учащихся к учебе, их готовности к постоянному самообразованию.
Чтобы процесс обучения был результативным, упорядоченным и целенаправленным, необходимо понимать какими действиями, с помощью каких технологий, приёмов и способов я буду этого достигать. Во все времена педагогика предлагала нам различные педагогические технологии. И на современном этапе, когда школьники испытывают определённые трудности в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, важно подобрать такую систему действий, которая бы обеспечивала положительный результат.
Технология проблемного обучения помогает мне решать поставленные задачи. Цель уроков с применением методов проблемного обучения – это поднять уровень мыслительной деятельности ученика, а суть активизации учения вижу в том, чтобы создавать проблемные ситуации. Именно тогда ученик в условиях проблемной ситуации путём самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения ищет ответ на вопрос. На первом этапе работы я изучила методику применения технологии на уроках русского языка и литературы, провела мониторинг на входе в 6 классе. Выяснилось, что уровень мотивации у школьников после начальной школы в 5 классе оставался высоким, но в связи с тем, что материал предметов усложнялся, норма домашнего задания по всем предметам увеличивалась, интерес именно к урокам русского языка стал падать. Опыт коллег в районе, общение в различных педагогических сообществах помогли мне определиться с выбором наиболее эффективных технологий. И одной из них стала технология проблемного обучения. Мною были поставлены задачи:
привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Изучение теории вопроса и наличие результатов работы в 5классе помогли мне определить основные вопросы, на которые я обратила пристальное внимание при подготовке к урокам.
В своей работе я чётко видела, что я должна делать:
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.
Столкнуть противоречия в практической деятельности.
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.
Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
Предложить проблемные теоретические и практические задания.
Поставить проблемные задачи ( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения.
На уроках в 6 классе создавала такие ситуации, когда при столкновении с проблемой учащимся необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Важно не то, чтобы они вспомнили пройденное, а то, что имеется недостаток тех сведений, и тогда осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.
Начиная с 6 класса, я учила детей, планируя их работу на уроке, анализируя и сопоставляя результаты. В 5 классе по русскому языку качество знаний было 25%, анализ письменных работ позволил мне составить индивидуальные планы коррекции по орфографии и начальным навыкам пунктуации. Промежуточные контрольные работы иногда давали отрицательный результат, искала причины, работала с каждым учеником индивидуально. Систематический анализ письменных работ, применение педагогически целесообразных педагогических технологий, наблюдение на уроках за активностью детей, грамотное привлечение родителей позволили мне повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы.
На уроках в 6 классе новую информацию учащиеся получали в ходе решения теоретических и практических задач. Но немногие были способны преодолеть трудности, так как это требовало активности и самостоятельности. Поэтому реализовать на практике методы проблемного обучения в 6 классе было сложнее. На уроках чаще присутствовал объяснительно – иллюстративный метод, когда учащиеся слушали и воспринимали мои объяснения и усваивали новое знание путем запоминания. Усвоение осуществлялось путём тренировочных упражнений.
На уроках уже в 7, 8 классах методы проблемного бучения нашли своё применение, Часто уроки строила так, когда учащиеся сами добывали новые знания, у них вырабатывались навыки умственных операций и действий, развивалось внимание, творческое воображение, догадка, они учились объяснять новое для своих одноклассников.
Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения. Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование, то есть, поиск, открытие ученикам нового правила. Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения. Исходя из этого, на уроках русского языка применяла первый вид проблемного обучения, на уроках литературы – третий вид, второй вид проблемного обучения применим на уроках и русского языка и литературы, и во внеклассной работе по предмету. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися ставила такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требовало открытия новых знаний и овладения новыми умениями; степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от сложности темы. Не всегда учащиеся были готовы решить проблемную задачу. Учитывала их умение увидеть выдвинутую проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если учащимися не понят смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения. Второе, на что я обращаю внимание – это посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
На уроках русского языка использовала приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Создание проблемной ситуации с «удивлением», где: сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием; обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Например, при изучении темы «Имя числительное» использовала приём сравнения и сопоставления. Учащимся предлагалось сравнить, сопоставить, сделать выводы о количественных и порядковых числительных, их склонении и сделать вывод. Интересной проблемой на уроке стало задание: распределить в группы числительные и слова с числовым значением; распределить по группам разряды числительных. Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например: разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный; правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?
Эффективным был приём проведения лингвистического эксперимента. Сущность этого приёма заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помог учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, им было предложено поставить сочетание «порядковое числительное + существительное» в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определённый падеж.
( Приложение 1. Конспект урока русского языка )
На уроках литературы использую метод сопоставительного анализа произведений, близких по теме, сюжету, образам. Учащиеся знакомятся с такими теоретико-литературными понятиями. С 6 класса огромное внимание на уроках я уделяю произведениям духовной литературы. Курсы «Актуальные проблемы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» помогли мне применить эти знания на уроках литературы и построить уроки так, что они стали более наполненными, результативными. Главная задача на уроках – показать истоки величайшей нравственности, гуманизма русской литературы, обратить внимание человеческие качества, которые всегда особо ценились и почитались русским народом. Это уроки под названием «Как понимать заповеди Христа? Притча как жанр духовной литературы», «Житие как жанр духовной литературы. Понятие святости в христианской культуре». В дальнейшем знакомлю ребят с духовными лирическими произведениями лучших русских поэтов: А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, А.С.Хомякова. Такие нравственные понятия, как «вера», «милосердие», «страдание» и другие вводятся на уроках по творчеству Куприна и Лескова. Урок по рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» я назвала «Что такое чудеса и кто их совершает?» Всем запомнился открытый урок по произведению «Чудесный доктор». Начинаю урок со слова о писателе и жанре рассказа. Учащиеся знакомятся с понятием святочного (рождественского) рассказа с его основными признаками – хронологическим и чудесным. На уроке задаю проблемные вопросы, в том числе главный: можно ли назвать счастливым финал рассказа? Обсуждая прочитанное, ребята приходят к выводу, что чудеса добра, взаимопомощи должны совершаться обычными людьми.
Анализ результатов обучения русскому языку в 6 и 9классах позволяет сделать вывод о том, что планируемое применение технологии проблемного обучения, мониторинг письменных работ, анализ контрольных работ в межаттестационный период, наблюдение за активностью учащихся и результаты творческих конкурсов - всё это говорит об эффективности использования данной технологии.
Так, результаты по русскому языку были положительными по итогам контрольных работ в 6 классе и результатам ГИА в 9 классе.
класс
| Результаты на входе, 2011/12уч.год
| Результаты в межаттестационный период, 2012\13
| Результаты ГИА, 2013\14 год
| 6
| 33%
| 50%
|
| 9
| 25%
|
| 50% качества обучения
| Русский язык, 6 класс.
Русский язык, 9 класс
Работу по применению проблемного метода обучения необходимо продолжить, важно продумать точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке, систематизировать учебный материал в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, особенно в старших классах, я использую технологию развития критического мышления. Известна данная технология в России с 1997. Опыт коллег и опубликованные материалы в газете «Библиотека в школе» издательского дома «Первое сентября» в №12 и №22 за 2001г помогли мне понять этапы применения данной технологии на уроках литературы. Оригинальные разработки и примеры уроков я нашла в методическом пособии «Развитие критического мышления на уроке», авторы С.И. Заир-Бек и И.В.Муштавинская. На заседании районного методического объединения я посетила открытые уроки коллег, где я увидела приёмы данной технологии, решила более подробно изучить методику применения в своей практике. Очень важным в понимании самого термина считаю значимость развития оценочного, рефлексивного мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Работая в средних классах, я часто опиралась на развитие творческого мышления, и когда познакомилась с теорией критического мышления, поняла, что сочетание двух технологий повысят качество обучения, сделает процесс познания более интересным и продуктивным.
Разрабатывая рабочие программы по литературе и русскому языку, планируя учебный процесс, я стараюсь поставить задачи перед учащимися, которые им тоже понятны. Актуальным в применении технологии критического мышления считаю формирование следующих качеств: 1.гибкость мышления (учащийся должен быть готовым воспринимать идеи других, если это будет, тогда он сам может быть генератором идей); 2. настойчивость. При любом задании вырабатывать настойчивость в напряжении ума, и опыт работы показывает, если это есть, ученик добивается гораздо лучших результатов в обучении. В 2013 году я начала вести информационный блог в Дневнике.ру для учащихся. В данном блоге я по программе Челленджа помогаю учащимся преодолевать трудности, бросать вызов самому себе. 3.Готовность исправлять ошибки. Данное качество я нашла полезным и для уроков русского языка. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения. 4.Следующее качество актуально для подготовки к ГИА, при написании части С. Осознание: умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. Технология критического мышления привлекла меня тем, что через работу с текстом, через чтение и письмо происходит формирование информационной культуры учеников. Более детально я познакомилась с основами данной технологии, когда активно принимала участие в работе проблемной группы, созданной на базе районного методического объединения в 2010\11уч. году под руководством Рязановой Л. А. Активно стала внедрять и в свою практику структуру технологии интерактивного обучения. На первом этапе работы стало понятным, что без диагностического целеполагания, без планирования действий учащихся не будет того результата, который ожидается. Составляя рабочую программу по русскому языку и литературе, я добавила раздел Планируемые результаты конкретно по каждому разделу предмета. Моя задача заключалась в том, что необходимо было научить учащихся:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях, избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях, уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом. Конкретно по каждой задаче я понимала, что готовлю учащихся к итоговой аттестации: компрессия текста и написание части С. Анализ итоговой аттестации в 2013\14 учебном году показал, что из 20 баллов по написанию изложения и сочинения учащиеся набрали от 16 до 20 баллов.
(Приложение 2. Копии ведомости итоговой аттестации в 9 классе).
Применение технологии критического мышления позволяет ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. О результативности использования данной технологии говорят результаты творческих конкурсов различных уровней. Например, если взять последние два года, то активность учащихся выросла, появилось желание проявить себя не только на районном уровне, но на областном и Всероссийском. Так, в 2012\13 учебном году учащийся 9 класса принимал участие в муниципальном конкурсе сочинений по Охране труда, проводимы Администрацией Архаринского района, занял он 2 место. А 2013\14 году в этом конкурсе учащийся моего класса занял уже 1 место. Уже три года дети принимают участие в областных конкурсах, где занимают призовые места. Так, в областном конкурсе сочинений по творчеству Г. А. Федосеева работа учащегося Сороки А. заняла 2 место, и по итогам участи моего класса группа детей была приглашена на научно – практическую конференцию в рамках областной смены «Тропой Улукиткана», где мы заняли 2 место. Повысился статус уровня участия в конкурсах. Во Всероссийских конкурсах творческих работ учащиеся занимают 1 места, становятся лауреатами. ( Приложение 3. Таблица 4. Участие обучающихся в сетевых проектах, конкурсах разных уровней)
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации – вот что даёт грамотное применение технологии критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности. Начиная с планирования, целеполагания, я организую учебный процесс так, когда основополагающим является не объем знаний, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. В моей практике нет «готового» знания, а ест конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Формирование критического мышления – это не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые складываются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Какие же приёмы помогают мне в достижении положительного результата?
Ученики становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Активно в практике использую приём инсерта. Организуется он в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: V+ - ?
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Данный приём помогал работать с критическими статьями в 8 и 9 классах, где важно было понимание материала.
Приём «Мозговая атака» применяется мною не только на уроках литературы, но на уроках русского языка при изучении нового материала, когда нужно восстановить то, что учащимся уже известно.
На первом этапе я предлагаю подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме. Затем - обмен информацией. Условие: идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. Чаще я это применяю в парной работе, так как классы по количеству небольшие. Работа в паре помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большим классом.
Следующий приём, который позволяет графически организовать материал – это кластеры. Мы знаем, что особенности памяти и восприятия материала у детей имеют свои особенности, и такой приём как кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Практика показывает, что учащимся данный приём понятен, и техника применения логична и проста:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Иешуа – Понтий Пилат:…)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «героев», в свою очередь, тоже появляются «какие – то истины, понятия», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо обучаю детей соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Опыт работы по созданию кластеров показал, что более эффективны они на этапе вызова, так как я это вижу одним из способов мотивации мыслительной деятельности до изучения темы. Применение кластера на этапе рефлексии тоже оправдывает себя, так как может быть формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
Приём кластеров использую на уроках русского языка и литературы при изучении разных тем.
Приём Эссе я стала активно использовать в своей практике, как только итоговая аттестация приобрела формат ГИА и ЕГЭ. До 2008\09 учебного года наша школа была полной средней, и я выпускала 11 классы, где успеваемость по результатам ЕГЭ была 100%, и качество знаний 66%. После реорганизации наша школа стала основной общеобразовательной, и у меня всегда были выпускные классы. Понимая ответственность при подготовке учащихся к ГИА, важность обучения не только умениям и навыкам по основным разделам русского языка, я более детально подошла к изучению методики написания части С. Много лет учащиеся выбирают элективный курс по написанию сочинений в различных жанрах. На уроках русского языка и литературы активно применяю Приём Эссе. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в настоящее время. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. 10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагаю организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого прошу в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяю в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся предлагаю два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. В 2014\15 уч. году учащиеся выбрали элективный курс «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.
Это не все приёмы, которые я применяю в своей практике. Практика личного опыта и изучения опыта моих коллег позволяет мне сделать следующие выводы: технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии. И это действительно так: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.
Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе я стараюсь активизировать их мыслительную деятельность, а также корректирую и уточняю цели. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе моя работа заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные мной методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.
Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Моя задача – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного материала. Я стараюсь дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Ранее в своей практике я активно применяла технологию КСО (автор – математик А. Д. Дьяченко), но в связи с тем, что количество учащихся в классе становится всё меньше и меньше, я оставила только принцип организации работы на уроке по его технологии, тем более она тесно переплетается с технологией критического мышления. Основой организации является работа учащихся в динамических парах. Широко применяю различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т. п.). В технологии критического мышления приоритетная роль отводится тексту: учащиеся его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют. Им надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Кратко расскажу о применении данной технологии на уроках литературы в 5 классе: авторская программа В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение» 2013 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2013. На начальном этапе я провела мониторинг состояния познавательной активности, состояния обученности учащихся на первой степени.
Результаты показали, что недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. У учащихся преобладает кратковременная память, рассеянность внимания, забывают слова, затрудняются оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи). Но всё это связано с возрастными особенностями детей. Именно в этом возрасте умственная активность пятиклассников велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Чтобы период адаптации был менее болезненным, я использовала советы психологов и опыт коллег. Важно на данном этапе опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку, помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться, знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием, принимать индивидуальность ребенка. Учащимся в 5 классе больше нравится читать приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.
На данном этапе изучения литературы в основной школе (5-6 классы) считаю приоритетным решение следующей задачи: включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. Составляя рабочую программу ориентируюсь на введение в 5 классе на такие виды работ, как сопоставительный анализ произведений ( это приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. После изучения произведения в системе даю задания творческого плана. Это такие задания, как характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблем. Отзыв о прочитанной книге, сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений - все эти задания активизируют интерес к предмету, способствуют развитию речи.
Результаты промежуточной аттестации, проведённой в начале учебного года, по итогам 1 полугодия и в конце года позволяют мне утверждать, что технология развития критического мышления и приёмы, которые подразумевают применение этой технологии, позволили повысить мотивацию к чтению, повысился уровень написания творческих работ.
Результаты промежуточной аттестации по литературе в 5 классе
Эффективность применения технологии развития критического мышления зависит от того, насколько я способна создать такую ситуацию, когда у детей будет потребность в чтении, когда самостоятельность пятиклассников будет увеличена, когда мои дети смогут свободно вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. И практика работы в 5 классе, результаты их работы говорят о том, что данная технология оправдывает себя. ( Приложение 1. Конспект урока литературы в 8 классе).
Положительных результатов, повышения качества обучения учащихся русскому языку и литературе будет трудно достичь, если использование технологий будет эпизодичным, бессистемным. Важно понимать содержание технологии, на каком этапе её применение будет более эффективным. При этом учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Кроме того особенно важен этап диагностирования результатов с тем, чтобы произвести корректировку, устранить пробелы, поставить новые задачи и искать пути достижения положительных результатов.
Я раскрыла целесообразное применение только двух современных технологий. Любая технология объединяется одним очень важным моментом – это создание здоровьесберегающей среды. Одной из важных задач вообще пребывания детей в школе является сохранение их здоровья. Физиологически грамотно построенное занятие позволит преодолеть утомляемость детей, не будет перегрузки в учебной работе. В системе использую активные физминутки для снятия утомляемости зрения, включаю зарядки-релаксации (не более 2-4 минут). Когда я включаю музыкальную паузу - это снимает напряжение, даёт детям небольшой отдых, вызывает положительные эмоции. Особенно часто практиковала это в 6 классе, так как наблюдение за их работоспособностью в течение урока показало, что утомление наступает быстро, внимание рассеивается.
Создание здоровьесберегающей среды на уроке и во внеурочной деятельности является актуальным в настоящее время. Дети в большинстве своём ведут малоподвижный образ жизни. Дома много времени проводят за компьютером, в школе 6 часов основной формой организации их работы является урок. Свою задачу вижу в том, чтобы организовать учебный и воспитательный процесс так, чтобы ребёнок меньше уставал, больше двигался. Очевидно, что важно рационально организовать учебный процесс (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями). Учебная и физическая нагрузка должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. Я уверена, что те технологии, которые я применяю на уроке, способствуют созданию здоровьесберегающей среды. Это технологии проблемного обучения, игрового обучения, развивающего обучения, творческого обучения, критического мышления через чтение и письмо, коллективного способа обучения, метода проектов, исследовательского обучения. Примеры игровых приёмов обучения: шапка вопросов: Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., 2000); детские стихи по ролям; озвучивание иллюстраций; работа со стихотворением, разрезанным вертикально пополам;
Метод « Исследование поэтического текста»: Чтение стихотворения. Найти всех персонажей. Создание рисунка – схемы. Пересказ стихотворения. Медленное чтение. Диалог с автором. Смысл названия. Основная мысль.
Игровой стиль обучения использую на цикле уроков 7 – 9 классов, которые посвящены работе с текстом. Такой стиль обучения влияет на реализацию двигательной активности учащихся на уроке. На своих уроках я использую систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения (идея заимствована у профессора П.И. Третьякова). Уроки литературы провожу с использованием различного рода инсценировок, которые предполагают не только чтение роли, но и разыгрывание их на воображаемой сцене.
Мониторинг здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности.
Успеваемость и качество знаний учащихся по русскому языку
в 2013/14 уч. году в 6 классе период
| Успеваемость
| Качество знаний
| 1 полугодие
| 100 %
| 40%
| Конец года
| 100 %
| 60%
|
Успеваемость и качество знаний учащихся по литературе
Класс
| Всего учащихся
| Успеваемость
| Качество знаний
| 6
| 5
| 100 %
| 60%
| |