Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Пояснительная записка Обоснование


Скачать 227.24 Kb.
НазваниеПояснительная записка Обоснование
Дата30.04.2016
Размер227.24 Kb.
ТипПояснительная записка






Пояснительная записка

Обоснование – Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Это:

  1. Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы

- дефектное произношение оппозиционных звуков, преобладают замены и смешения;

- недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

- трудности овладения письмом и чтением ( наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа

  1. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:

- лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, смешение по смыслу и акустическому свойству).

- преобладание предложений простых синтаксических конструкций, трудность в построении сложных, наличие аграмматизма;

- недостаточное развитие связной речи.

3. Психологические особенности:

- неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к переключению;

- недостаточная способность к запоминанию, слабый объем запоминания;

- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

- низкая произвольность, отсутствие самоконтроля, низкая мотивация к обучению.

Следствие всего перечисленного – недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, трудности формирования учебных умений, трудности восприятия и усвоения в коллективном темпе работы. Для коррекции данного вида нарушений необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Название программыКоррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа рассчитана на 85 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения) – 1-й год обучения и предполагает дальнейшую коррекционную работу – 2-й год обучения.

Программа составлена для обучающихся 1-х классов, имеющих заключение-

нерезко выраженное общее недоразвитие речи .

Цели и задачи курса:

  1. Коррекция, формирование и развитие

  • длительности и силы речевого выдоха;

  • громкости (интенсивности) и тембра голоса;

  • темпоритмической организации речи;

  • интонационной выразительности

  • неречевого слухового гнозиса;

  • звукового анализа и синтеза;

  • структуры значения слова;

  • лексической связи слов;

  • грамматического значения слова;

  • связи слов в предложении.



  1. Исправление звукопроизношения:

Постановка и автоматизация дефектных звуков, их дифференциация.

  1. Развитие фонематических составляющих ( восприятия, анализа, синтеза, слуха).



  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • наблюдательности;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • самоконтроля;

  • познавательной активности;

  • адаптации к школьному обучению;

  • произвольности общения и поведения;

  • положительной мотивации к обучению.



  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

  • умения слушать и слышать учителя;

  • умения понять, принять и выполнить учебную задачу;

  • умения свободно владеть вербальными средствами общения;

  • умения адекватно реагировать на контроль со стороны учителя-логопеда.

умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;

  • различать пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

  • дифференцировать оппозиционные звуки;

  • производить фонетический разбор слова;

  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты,с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой -

научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах

Ожидаемые результаты:

- ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.


Формы организации деятельности учащихся

групповая, работа в парах, индивидуальная.

Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико - подготовительный

коррекционно - развивающий

оценочный

Календарно-тематическое планирование

М-ц



Тема

Содержание

час

I-II этапы диагностико-подготовительные

Обследование речи. Исследование неречевых функций, психических процессов (внимания, памяти, обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза).

Сбор анамнеза. Зачисление в группу.

III этап – коррекционно-развивающий

09



1

Речь

Органы речи

Сказка о веселом Язычке

Понятие об органах речи. Знакомство с артикуляционной гимнастикой

1

2-3

Речевое дыхание

Органы дыхания.

Постановка речевого дыхания. Сила и длительность выдоха.

2

4

Неречевые звуки

Выявление неречевых звуков.

Высота голоса.




5

Звуки.

Буквы.

Алфавит (ознакомление)

Звуки речи, способы их образования. Обозначение звука буквой.

Дифференциация звука и буквы.

1

6

Школа

Лексика: Школа, профессии людей, работающих в школе.

Расширение словарного запаса.

Адаптация к обучению.

1

7

Семья (диагностическое)

Лексика: Семья.

Словообразование и практическое употребление слов с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

Ориентация на листе бумаги.

Развитие пространственных представлений (вверху, внизу, слева, справа, слева от…, справа от…, по середине)

1

10

8

Предложение


Предложение. Вычленение предложений из текста.

Деление предложений на слова.

Предложение состоит из слов.

Отличие предложений из группы слов.

1

9

Предложение

Слово

Связь слов в предложении. Границы предложения.

Заглавная буква. Точка.

1

10

Слова, обозначающие предмет.

Вопросы: кто? что?

«Живые» и «неживые» предметы.

Постановка вопроса.

Схема слова.

1

11

Слова-предметы

Лексика: Урожай, овощи.

Слова, обозначающие предметы.

Практическое употребление существительных в ед. и мн. числе.

Предметный словарь.

1

12

Слова-предметы

Лексика: Фрукты

Рассказ-описание по схеме.

Геометрические формы. Цвет.

Развитие временных и пространственных представлений.

Составление рассказа-описания по схеме.

1

13

Слова, обозначающие признак

Лексика:Осень.

Словарь признаков.

Вопросы: какой? какая? какое?

Постановка вопросов к словам.

Словообразование имени прилагательного от существительного.

Составление рассказа по сюжетной картине по образцу

Сообщение. Повествование.

1

14

Слово

Слог

Односложные слова.

Вычленение слога из слова.

Дифференциация слов и слогов.

1

15

Слоговой состав слова

Двухсложные и трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги.

Слоговой анализ и синтез слова

1

16

Слоговой состав слова

Трехсложные слова. Практическое овладение делением слов на слоги.

Дифференциация слогов разной сложности.

1

17

Слого-звуковой состав слова

Звуковой анализ слова.

Звуковой анализ слога.

Слоговой синтез слова.

1

Каникулы II четверть

11

18

Звук и буква

Гласные и согласные

Гласные звуки и буквы

Вычленение гласного звука и буквы на слух и при письме. Обозначение звука буквой.

Звуко-буквенный анализ.

1

19-20

Слогообразующая роль гласных

Гласные I ряда

Определение количества слогов в слове

Определение гласных по основному признаку.

Обозначение звуков буквами.

Выделение гласных в слове, слоге.

2

21-22

Ударение

Деление слов на слоги

Слово. Слог. Ударение. Определение ударного слога.

2

23

Гласные II ряда

Образование гласных II ряда

1

24-25

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда

Смягчение согласных звуков

Звуковой анализ слова

1-2

26-32


Дифференциация гласных I и II ряда

ы-и

а - я

о - ё

у - ю

э - е

Дифференциация гласных I и II ряда на слух и букв при письме.

1

1

2

1

1

1

12


33

Согласование

слов – предметов

со словами - признаками

Лексика: Зима

Словарь признаков.

Согласование прилагательного с существительным.

Составление рассказа по сюжетной картине.

1

34

Слова, обозначающие действия

Лексика: Зимующие птицы.

Вопрос: что делает?

Обогащение глагольного словаря.

Постановка вопросов

к словам – действиям.

1

35

Согласование слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.

Составление рассказа по сюжетной картине поможем птицам

С использованием плана и образца

1

36-37

Согласные звуки и буквы

Твердые и мягкие согласные

Артикуляция и характеристика согласных.

Обозначение звука буквой.

Твердость – мягкость.

Дифференциация на слух.

Звуковой анализ слова.

Количество звуков в слове.

Выделение звука из начала, конца и середины слова.

2

38-39

Звонкие и глухие согласные

Определение звонкого и глухого звука. Дифференциация на слух.

Звуковой анализ слова.

Количество и последовательность звуков в слове.

2

40

Закрепление материала

Проверочная работа

1

Каникулы III четверть

01



41

Развитие связной речи

Составление рассказа по впечатлениям

Лексика: Зимние праздники и забавы.

Составление рассказа по впечатлениям.

Составление плана.

Практическое употребление существительных мн. и ед. числа, разных падежных форм.

Согласование в речи слов-предметов, слов-действий и слов – признаков.

Обогащение словаря.

Развитие связной речи.

1

42-43

Звуки [п –п’]

Буква п

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

1-2

44-45

Звуки[ б-б’]

Буква б

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1-2

46-47

Дифференциация

б - б, п’ – б’

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Звуко-буквенный анализ и синтез

1-2

02

48-49

Звуки [т-т’]

Буква т

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

1-2

50-51

Звуки [д - д’]

Буква д

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

52

Дифференциация

д - д, т ’- д’

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

53-54

Звуки [ ф - ф’]

Буква ф

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

55-56

Звуки [в - в’]

Буква в

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

57

Дифференциация

ф - в, ф’ –в’

Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи.

Звуко-буквенный анализ.

1



03



58

Развитие связной речи

Составление рассказа по сюжетной картине

Лексика: Весна.

Праздник мамы.

Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на план.

Согласование слов в предложении.

Обогащение словаря.

1

59-60

Звуки [к - к’]

Буква к

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

61-62

Звуки [г – г’]

Буква г

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

63

Дифференциация

к - г, к’- г’

Сравнительная характеристика, выделение в устной и письменной речи.

Слова-паронимы.

Звуко-буквенный анализ.

1

64-65

Звуки [с -с’]

Буква с

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

66-67

Звуки [з – з’]

Буква з

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

1-2

68

Дифференциация

с - з, с’ – з’

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Слова-паронимы.

Звуковой анализ и синтез слов и слогов.

1

Каникулы IV четверть

04

69

Звук и буква ш

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

Правописание правила ши

1

70

Звук и буква ж

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами.

Правописание правила жи

1

71

Дифференциация ш - ж

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

Правописание жи -ши

1

72

Дифференциация с - ш

Сравнительная характеристика. Слова-паронимы.

Вычленение позиций звука на слух и при письме.

1

73

Дифференциация з - ж

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Звуковой анализ и синтез слов и слогов.

1

74

Дифференциация свистящих и шипящих

(с-ш-з-ж)

Сравнительная характеристика. Выделение в устной и письменной речи.

Закрепление материала.

1

75

Звук и буква ч

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

76

Звук и буква щ

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами

1

77

Дифференциация ч - щ

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

Звуко-буквенный анализ и синтез слова.

1

78

Звук и буква ц

Артикуляция, звучание, характеристика.

Выделение на слух, при письме и чтении.

Вычленение звука из середины, начала и конца слова.

Работа со слоговыми таблицами




79

Дифференциация ц-с

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.




80

Дифференциация ц - ч

Сравнительная характеристика.

Выделение в устной и письменной речи.

1

05

81

Дифференциация свистящих и шипящих

Закрепление материала

1




82

Развитие связной речи

Лексика: День Победы

Составление рассказа по плану.

Согласование в речи слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.

Практическое использование разных падежных форм, слов ед. и мн числа.

1

IV этап – оценочный

Проверочные работы. Обобщение и закрепление материала. Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год.

85 часов


Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.

  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.

  3. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань», 1999.

  4. Беляева А.И.. Изучение состояния речевых процессов детей с ОНР.//Логопед.2004

  5. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

  6. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.

  8. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.

  10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

  11. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.

  12. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.

  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.

  14. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.

  15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999