Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Понятие об обособлении» |
 Скачать 98.02 Kb. |
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Предмет: русский язык
Тема: «Понятие об обособлении»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Участники: обучающиеся 8 класса
Цели: Развивающие:
Создать условия, в которых обучающие могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Образовательные:
1) ознакомить обучающихся с основными приемами при нахождении обособленных членов предложения;
2) показать практическое применение изученного материала;
3) способствовать развитию лингвистической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-
действенного мышления.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Понимать, что такое «обособленные члены предложения», уметь находить их в предложении, правильно выделять их в письменной речи, правильно произносить.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Работа над понятием информация-знание. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Основные понятия: обособление, обособленные члены предложения. Межпредметные связи: русский язык, литература. Ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений: «Русский язык 8 класс», Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др., учебник для общеобразовательных учреждений: «Русский язык 8 класс», М.М. Разумовская, С.Я.Львова и др., презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока
| Содержание учебного материала,
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Формирование УУД
| Организационный момент.
| Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей).
| Настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места.
|
| Актуализация субъективного опыта обучающихся.
Постановка проблемы.
| Задает вопросы по ранее изученному материалу.
Организует самостоятельную работу обучающихся в парах, в результате которой обучающиеся вспоминают правила постановки знаков препинания при причастном и деепричастном обороте. Создание проблемной ситуации. Предлагает ответить на вопрос:
-Что знают об обособлении? Кто готов ответить на этот вопрос?
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Проблема: что такое обособление, обособленные члены предложения, какие члены предложения обособляются, какие признаки они имеют.
| Отвечают на вопросы учителя.
Работают в парах по карточкам.
Выслушивают ответ у доски, задают вопросы, дают оценку ответа.
Выявляют затруднения.
Проговаривают причину затруднения.
Выдвигают предположения.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД)
Умение слушать и понимать речь других, работать в паре, умение дополнить, оценить свое высказывание и высказывание обучающихся.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
(регулятивные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание плана деятельности при решении проблем поискового характера (познавательные УУД).
| Изучение новых знаний и способов деятельности.
| Предлагает выслушать подготовленное о Пешковском сообщение.
Предлагается работа с учебником, дополнительным материалом: составить вопросы к учебному тексту.
Предлагает зафиксировать на доске ответ на вопрос: «Группы обособленных членов», ответить по схеме
Предлагает сделать вывод.
| Слушают, запоминают. Работают самостоятельно с учебником. Читают материал учебника , задают вопросы к учебному тексту.
На доске фиксируют схему «Группы обособленных членов», отвечают по схеме.
Формулируют вывод, делают запись в тетради.
| Планируют учебное сотрудничество с учителем , с одноклассниками ; поиск и выделение необходимой информации ( познавательные УУД), определение способов взаимодействия; постановка вопросов, сотрудничество в поиске информации, принятие решения, оценка действий. Строят устное высказывание (коммуникативные УУД).
Делают вывод.
| Первичная проверка.
| Предлагается работа с упр. №287 по колонкам.
| Читают вслух, выделяя с помощью интонации обособленные члены предложения, определяют вид обособленного второстепенного члена, делают вывод.
| Работают с учебником, планируют свое действие с целью преодоления препятствий (регулятивные УУД) тренируются в правильности произношения обособленных членов предложения, осознанно выделяют в речи обособленные члены предложения (коммуникативные УУД).
| Закрепление изученного материала.
| Предлагается самостоятельная работа по упр. №288, работа по индивидуальным карточкам.
| Выполняют самостоятельно упр. №288, решая орфографические и пунктуационные задачи.
Работают самостоятельно, графически показывая повышение тона, выделяя паузы.
| Саморегуляция. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала (регулятивные и познавательные УУД).
| Обобщение и систематизация материала.
| Организует обсуждение полученных результатов.
| Взаимопроверка выполненной работы.
| Осознавать то, что уже усвоено, что еще нужно усвоить (регулятивные УУД).
| Подведение итогов учебного занятия.
| Подводит итог урока.
Какая тема урока была? Какую цель поставили перед собой? Достигли цели?
| Отвечают на вопросы учителя.
|
| Рефлексия учебной деятельности.
| Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
| Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку.
| Умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
(регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерии успешности учебной деятельности (личностные УУД)
|
Конспект урока
Цели урока:
дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
раскрыть роль обособленных членов в предложении;
формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
– Знакома ли вам тема урока? – Какое место занимает она в разделе «синтаксис»? – Сложная ли это тема? Какова цель нашего урока?
2. Новая тема
– Что означает слово «Обособление»? Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова). Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.
Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ
Работа на карточках по вариантам:
Карточка №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, запятые. Графически обозначьте постановку знаков препинания.
1) По пыльной дороге в..дущей к с..дам т..нулись скр..пучие арбы наполненные ч..рным виноградом. (Л.Толстой)
2) Щурясь от ветра я гл..жу в эту темную даль. (И.Бунин)
Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, запятые. Графически обозначьте постановку знаков препинания.
1) Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей. (М.Лермонтов)
2) У ворот стояла кибитка запряженная тройкой татарских лошадей (А.Пушкин)
Обучающиеся делают вывод о выделении на письме знаками препинания причастных и деепричастных оборотов.
3. Продолжение новой темы, теория
- Сообщение обучающегося об А. Пешковском
– Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
Создание проблемной ситуации.
Ответьте на вопрос:
-Что знают об обособлении? Кто готов ответить на этот вопрос?
Обучающиеся предлагают способы решения проблемы.
- Работа с текстом учебника: самостоятельно знакомятся с учебным материалом из разных источников, отмечают новое, что было ранее не известно.
-Ответы обучающихся, вопросы к отвечающему. Презентация
Выделяют следующие признаки существования обособления в предложении:
Наличие слов, зависящих от обособления.
Инверсивный порядок слов.
Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
Обособления выполняют следующие функции:
Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
Насыщает предложение экспрессивным характером.
– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.
4. Закрепление темы
– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях. Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.
- Работа с упр. №287 по колонкам. После выполнения упражнения –взаимопроверка.
- Самостоятельная работа по упр. №288, работа по индивидуальным карточкам
5. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на свободную тему с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.
6. Итоги урока
– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?
6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания). |
|
|