Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Понятие о местоимении, личные местоимения


Скачать 54.95 Kb.
НазваниеПонятие о местоимении, личные местоимения
Дата04.05.2016
Размер54.95 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения

Тип урока: Урок-исследование

Цели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.

2) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.

3) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.

1 этап.

Самоопределение

к деятельности.

Минутка чистописания.

«Мозговая атака»

  1. Груз пассажиров (багаж)

  2. Страна пирамид и фараонов (Египет)

  3. Цветок, по которому гадают (ромашка)

  4. Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей ( ёжик)

  5. Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок)

  6. Приходит во время еды (аппетит)

7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов. (берёза)

- Сегодня на орфографической минутке мы будем писать букву, которая стоит в 7 слове она обозначает согласный звонкий звук, он непарный, в слове мягкий.

- Белая берёза под моим окном,

принакрылась снегом точно серебром

- Сегодня слово берёза поможет нам на уроке.

Определите закономерность следования букв, продолжите запись:

рук кру укр …



1-2 мин.

Это буква Р

Последняя буква переставляется на первое место.

2 этап.

Актуализация знаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Берёза, берёзонька, берёзовый.

(разбери слова по составу)

  1. Разбери слово берёза как часть речи.


- Что можете сказать об этих словах?

На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Запишите.

Проверка ( 1 ученик расставляет слова в столбики)
Первый ученик защита проекта «Имя существительное»

Второй ученик проводит пресс-конференцию по теме имя существительное.



4-5 мин.

Словарные слова и слова с другими орфограммами.


3 этап.

Постановка учебной задачи.

-Давайте вспомним про нашу лестницу успеха, где вы находитесь?
- Устно составьте предложение со словом берёза.

-Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок.
- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)

-Как можно исправить?

-Прочитаем отредактированный текст.

-Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

- Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИе

-Какое название можно дать этим словам?

-Чем интересны эти слова?

4-5 мин.

Мы изучили тему имя существ, как часть речи, но я думаю ,что будем изучать и другие части речи, поэтому буду стремиться узнать новое и подняться выше на ступеньку.

Вместо им. сущ.

Место им. существительного

Они не называют предмет, а указывают на него


4 этап.

Открытие нового знания.

На листочках в виде бересты выполните задание.

Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?

  1. … люблю русскую берёзу.

  2. Недавно … были в берёзовом лесу.

  3. Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!

  4. А … , ребята сколько нашли?

  5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.

  6. Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.

  7. На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.

  8. Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.

Проведите исследования и выясните:

  • Вместо каких слов они употребляются местоимения?

  • Зачем они употребляются?




  • С. 55 правило

Продолжим наше исследование, попробуем выяснить. Что может означать следующее предложение…

- Местоимение- часть речи, которая указывает на…  (Высказывания детей.)

Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.) -
-Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить.
- С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек ?

Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним.
-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

Определим их во вторую группу.
-С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

Определим их в третью группу.

Итак, местоимения бывают:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они
-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .



7-8 мин.
Работа в группах
я

мы

ты
вы

оно
она
он
они


Указывает на лица, предметы, но не называет их.

Я, мы - 1 лицо

Ты, вы - 2лицо

Он, она, оно, они- 3 лицо

Эти местоимения стоят в единственном числе

5 этап.

Первичное закрепление

Физминутка.

Проведёте вы сами. 3 ряд будет называть существительные или местоимения. Дружно хлопайте, если услышите местоимения, др. часть речи отрицательно качайте головой.




6 этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Упражнение 294 с.58

Проверка по эталону (взаимопроверка)

Я (1л., ед.ч.), ты (2 л., ед ч.), он (3л., ед.ч.)

Мы (1л., мн.ч.,), вы (2л.,мн.ч.), они (3 л.,мн.ч.)

Он (3л.,ед.ч.),она (3 л., ед. ч.), оно (3 л. ед.ч.)

Ока , окно, око.

Эталон на карточках

7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

Задание. Прочитайте текст, определите границы предложений. Выпишите предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег. он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе.






8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.

- Что нового вы узнали?

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На что указывает местоимение?

На сколько групп и какие делится местоимение?

Лестница успеха
Д/з 1. Создать проект личного местоимения

2. Сочинить стихотворение или сказку о личных местоимениях

2-3 мин.