Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Понятие о местоимении, личные местоимения |
 Скачать 54.95 Kb. |
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения
Тип урока: Урок-исследование
Цели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учить сотрудничеству, сотворчеству.
2) Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, логическое мышление, воображение, фантазию.
3) Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие.
1 этап.
Самоопределение
к деятельности.
| Минутка чистописания.
«Мозговая атака»
Груз пассажиров (багаж)
Страна пирамид и фараонов (Египет)
Цветок, по которому гадают (ромашка)
Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей ( ёжик)
Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок)
Приходит во время еды (аппетит)
7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов. (берёза)
- Сегодня на орфографической минутке мы будем писать букву, которая стоит в 7 слове она обозначает согласный звонкий звук, он непарный, в слове мягкий.
- Белая берёза под моим окном,
принакрылась снегом точно серебром
- Сегодня слово берёза поможет нам на уроке.
Определите закономерность следования букв, продолжите запись:
рук кру укр …
| 1-2 мин.
Это буква Р
Последняя буква переставляется на первое место.
| 2 этап.
Актуализация знаний.
| Индивидуальная работа по карточкам.
Берёза, берёзонька, берёзовый.
(разбери слова по составу)
Разбери слово берёза как часть речи.
- Что можете сказать об этих словах?
На какие 2 группы можно разделить эти слова?
Запишите.
Проверка ( 1 ученик расставляет слова в столбики) Первый ученик защита проекта «Имя существительное»
Второй ученик проводит пресс-конференцию по теме имя существительное.
| 4-5 мин.
Словарные слова и слова с другими орфограммами.
| 3 этап.
Постановка учебной задачи.
| -Давайте вспомним про нашу лестницу успеха, где вы находитесь? - Устно составьте предложение со словом берёза.
-Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.
Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок. - Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)
-Как можно исправить?
-Прочитаем отредактированный текст.
-Вместо какой части речи мы употребили эти слова.
- Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИе
-Какое название можно дать этим словам?
-Чем интересны эти слова?
| 4-5 мин.
Мы изучили тему имя существ, как часть речи, но я думаю ,что будем изучать и другие части речи, поэтому буду стремиться узнать новое и подняться выше на ступеньку.
Вместо им. сущ.
Место им. существительного
Они не называют предмет, а указывают на него
| 4 этап.
Открытие нового знания.
| На листочках в виде бересты выполните задание.
Прочитай предложения. Какие слова ты поставишь вместо точек?
… люблю русскую берёзу.
Недавно … были в берёзовом лесу.
Какой Ваня молодец! Столько … подберёзовиков нашёл!
А … , ребята сколько нашли?
Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю.
Вот на ветку дерева села ворона. …. громко закаркала.
На другой ветке сидел воробей. …. чистил свои пёрышки.
Мы любим наблюдать за птицами, … помогают нам узнавать новое.
Проведите исследования и выясните:
Вместо каких слов они употребляются местоимения?
Зачем они употребляются?
Продолжим наше исследование, попробуем выяснить. Что может означать следующее предложение…
- Местоимение- часть речи, которая указывает на… (Высказывания детей.)
Рассмотрите три символа. (Мнения учеников.) - -Почему лиц три? Причем указано – 1е, 2е, 3е.. Может местоимения делятся на три группы? Попытаемся это выяснить. - С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек ?
Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. -С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?
Определим их во вторую группу. -С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?
Определим их в третью группу.
Итак, местоимения бывают:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они -Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?
- Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .
| 7-8 мин. Работа в группах я
мы
ты вы
оно она он они
Указывает на лица, предметы, но не называет их.
Я, мы - 1 лицо
Ты, вы - 2лицо
Он, она, оно, они- 3 лицо
Эти местоимения стоят в единственном числе
| 5 этап.
Первичное закрепление
| Физминутка.
Проведёте вы сами. 3 ряд будет называть существительные или местоимения. Дружно хлопайте, если услышите местоимения, др. часть речи отрицательно качайте головой.
|
| 6 этап
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
| Упражнение 294 с.58
Проверка по эталону (взаимопроверка)
Я (1л., ед.ч.), ты (2 л., ед ч.), он (3л., ед.ч.)
Мы (1л., мн.ч.,), вы (2л.,мн.ч.), они (3 л.,мн.ч.)
Он (3л.,ед.ч.),она (3 л., ед. ч.), оно (3 л. ед.ч.)
Ока , окно, око.
| Эталон на карточках
| 7 этап.
Включение в систему знаний и повторение.
| Задание. Прочитайте текст, определите границы предложений. Выпишите предложения с местоимениями.
Ночью выпал снег. он покрыл землю пушистым ковром налетела вьюга она подняла в воздух легкие снежинки они закружились в хороводе.
|
| 8 этап.
Рефлексия. Итог деятельности.
| - Что нового вы узнали?
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
На что указывает местоимение?
На сколько групп и какие делится местоимение?
Лестница успеха Д/з 1. Создать проект личного местоимения
2. Сочинить стихотворение или сказку о личных местоимениях
| 2-3 мин.
| |
|
|