N урока
| Название тем и уроков
| Кол-во часов
| Форма организации урока
| Проблемные и основные понятия темы, уроков
| Основные виды учебной деятельности учащихся на уроке. Основные формируемые на уроке умения и навыки учащихся.
|
Введение - 2ч
|
1.
| География как наука
| 1
| Лекция
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.
Географическая карта - особый источник информации о действительности.
| Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
|
2
| Источники географической информации. Методы географических исследований.
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы
| Сопоставление карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обработка статистической информации. Знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
|
Природа и человек в современном мире (4ч)
|
3.
| Природные условия и природные ресурсы - основа экономического развития.
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования.
| Составление конспекта. Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира
|
|
|
|
|
4.
| География мировых природных ресурсов.
| 1
| Практикум
|
|
|
5.
| Взаимодействие общества и природной среды.
| 1
| Семинар
| Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология
| Работа по вопросам семинара. Сообщения учащихся. Самостоятельная работа с картами. Заполнение таблицы
|
6
|
География природопользования
| 1
| Лекция с элементами беседы
|
Население мира (8ч)
|
7.
| Численность и воспроизводство населения
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира
| Работа с картами. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Знать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран. Уметь
|
8.
| Половой и возрастной состав населения
| 1
| Практикум
| Работа с картами. Знать этногео- графическую специфику; основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию
|
9.
| Размещение населения по земному шару.
| 1
| Практикум
| Размещение и плотность населения.
Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.
| Работа с картами. Знать человеческие расы. Уметь объяснять пространственное размещение народов на планете
|
10.
| Миграции населения, их критерии и виды.
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Миграции и их виды
| Сообщения учащихся. Уметь: анализировать карты атласа
|
11.
| Человечество – мозаика рас и народов
| 1
| Практикум
| Расы, размещение народов на планете Земля
| Работа с учебником. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Знать: различия в уровне и качестве жизни разных народов. Уметь: объяснять причины в различии
|
12.
| Современная география религий.
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Религии мира
Различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами. Знать: причины неравномерного развития мирового хозяйства. Уметь: объяснять причины
|
13
| Уровень и качество жизни населения.
| 1
| Практикум
|
|
|
14
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Население мира»
| 1
|
| Повторение материала по разделу
|
|
География мирового хозяйства (16ч)
|
15
| Особенности развития современного мирового хозяйства.
| 1
| Лекция с элементами беседы
|
|
|
16.
| Факторы размещения хозяйства. Практическая работа «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»
| 1
| Практикум
| Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил
| Работа с картами. Знать: факторы размещения хозяйства. Уметь: объяснять причины
|
17
| «Кто есть кто» в мировой экономике.
| 1
| Лекция с элементами беседы
|
|
|
18.
| Мировое аграрное производство
| 1
| Вводная
лекция
| Мировое хозяйство и этапы его развития.
| Сообщения учащихся, составление схемы. Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
|
19.
| Горнодобывающая промышленность мира. Практическая работа «Составление экономико-географической характеристики энергетической промышленности мира»
| 1
| Практикум
|
Основные центры мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности.
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Составление схемы, сообщения учащихся. Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень. Территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами
|
20.
| Горнодобывающая промышленность мира.
| 1
| Лекция с элементами беседы
|
21
| Обрабатывающая промышленность
| 1
| Лекция с элементами беседы
|
22.
| Непроизводственная сфера мирового хозяйства
| 1
| Практикум
| География основных отраслей обрабатывающей промышленности
|
|
23.
| Мировая транспортная система
| 1
| Практикум
| География основных отраслей непроизводственной сферы, мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.
|
24.
| Современная информационная экономика
| 1
| Практикум
| Информационная экономика, значимость для экономического развития страны
|
25.
| Современные мирохозяйственные связи
| 1
| Практикум
| Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция.
|
26
| Внешняя торговля товарами
| 1
| Практикум
| География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике
|
27.
| Международные финансовые отношения
| 1
| Практикум
| Интеграционные
группировки.
|
28.
| Международный туризм
| 1
| Практикум
| Виды туризма, экономическая значимость
|
29.
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «География мирового хозяйства»
| 1
| Семинар
| Повторение материала по разделу
|
|
Насущные проблемы человечества (4ч)
|
30
| Глобальные проблемы современности.
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Классификация основных видов глобальных проблем современности
| Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Составление схемы, сообщения учащихся.
|
31
| Проблема демилитаризации и сохранения мира.
| 1
| Практикум
| Проблемы мира и войны
|
32
| Глобальная продовольственная проблема.
| 1
| Лекция с элементами беседы
| Основная продовольственная проблема
|
33
| Повторительно-обобщающий урок по курсу.
| 1
| Семинар
| Повторение по разделу
| Частично-поисковая беседа, анализ карт и таблиц.
|
34
| Повторительно-обобщающий урок по курсу.
| 1
| Семинар
| Повторение по разделу
| Частично-поисковая беседа, анализ карт и таблиц.
|