| № урока, дата
 
 | Тема урока,
 
 страницы учебника
 
 | Разделы, темы.
 
 Основные задачи урока
 
 | Основные понятия.
 
 Слова из словарей
 
 | Характеристика учебной
 
 деятельности учащихся (УУД)
 
 | 
  | ЯЗЫК И РЕЧЬ (20 ч)
 
 (повторение изученного во 2 классе)
 
 | 
  | 1
 
 2
 
 | Речь устная
 
 и письменная
 
 (вводные уроки)
 
 Часть 1
 
 С. 6–9, № 1–14
 
 Рт № 1 с. 3–4
 
 | Познакомить с учебником.
 
 Повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической). Стимулировать устные и письменные высказывания учащихся. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык», на постановку собственных целей обучения.
 
 | Устная и письменная речь
 
 Мнение, информация
 
 русский язык
 
 здравствуй,
 
 до свидания
 
 багаж, интерес
 
 | Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений.
 
 Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание
 
 прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам
 
 (к школе, к знаниям).
 
 | 
  | 3
 
 4
 
 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи)
 
 С. 10–13,
 
 № 15– 28
 
 Рт № 1 с. 5, 6
 
 | Углубить представление о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности.
 
 Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью. Стимулировать соблюдение
 
 при письме «золотого правила»
 
 (№ 23), правил грамотной записи слов.
 
 | Речевые действия
 
 Интонация
 
 Нормы произношения
 
 альбом
 
 блокнот
 
 фломастер
 
 | «Читать» схемы и таблицу, интерпретировать их информацию словесно.
 
 Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи.
 
 Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка.
 
 Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики.
 
 | 
  | 5
 
 6
 
 7
 
 | Правила записи
 
 слов (проверяемые и
 
 непроверяемые
 
 орфограммы в корне)
 
 С. 14–19,
 
 № 29–47
 
 Рт № 1 с. 6–13
 
 | Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4)переношу слова по слогам.
 
 Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи.
 
 Учить руководствоваться правилами при
 
 записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме), наводить справку в орфографическом словаре. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников.
 
 | Орфограммы в корне слова
 
 Георгин,
 
 гладиолус,
 
 фиолетовый
 
 (этимол. виола)
 
 Аппетит
 
 Километр,
 
 компас
 
 | Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова.
 
 Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.
 
 Определять тему текста, тему и смысл пословиц.
 
 Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать.
 
 Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключённые в пословицах.
 
 | 
  | 8
 
 | Большая буква
 
 в именах собственных
 
 С. 20, 21,
 
 № 48–54
 
 Рт № 1 с. 14–16
 
 | Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой
 
 буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек).
 
 Стимулировать к исследованию
 
 истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имени и фамилии. Организовать наблюдение над оформлением названий книг.
 
 | Названия улиц
 
 Истоки фамилий
 
 Оформление
 
 титула тетради
 
 | Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.
 
 Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы
 
 | 
  | 9
 
 10
 
 11
 
 | Слово: его значение, значимые части
 
 С. 22–27,
 
 № 55–74
 
 Рт № 1 с. 17–18
 
 | Повторить сведения о свойствах
 
 лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.
 
 Углубить представление о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Практиковать в полном разборе слов по составу его изначимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2. Лексическое и общее значения слов. Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Привлечь внимание к образности,
 
 точности, «тайнописи» языка
 
 произведений народного творчества: загадок и пословиц. Мотивировать к словесному творчеству.
 
 | Лексическое
 
 значение
 
 Синонимы, антонимы, омонимы
 
 Корень, суффикс, приставка, основа (вар.), окончание
 
 Модель слова
 
 Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым
 
 лексическим
 
 значением
 
 Лопата,
 
 гвоздика
 
 Урожай,
 
 помидор,
 
 огурец
 
 | Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых
 
 морфемами. Находить разные основания
 
 для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в
 
 переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу
 
 с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице).
 
 Наводить справки в толковых словарях и справочниках.
 
 Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок.
 
 | 
  | 12
 
 13
 
 
 | Слово в предложении и тексте
 
 С. 28–31,
 
 № 75–87
 
 Рт № 1 с. 18–19
 
 | Повторить сведения о предложении,
 
 тексте, о роли частей речи в их
 
 составе. Углубить представление о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое.
 
 Упражнять в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Организовать наблюдение над употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами-названиями оттенков красного цвета. Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
 
 | Главные члены
 
 Подлежащее
 
 Сказуемое
 
 Связь слов:
 
 смысловая,
 
 грамматическая
 
 пурпур
 
 пурпуровый
 
 п`урпурный и
 
 пурп`урный
 
 | Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№ 76).
 
 Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте).
 
 Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста).
 
 Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени.
 
 | 
  | 14
 
 15
 
 | Уроки-тренинги
 
 Письмо
 
 по памяти
 
 С. 32–33
 
 
 | Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с
 
 орфографическими и пунктуационными нормами2.
 
 | 
 
 
 | Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения.
 
 Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
 
 | 
  | 16
 
 17
 
 | Входная контрольная работа.
 
 Работа над ошибками.
 
 | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы
 
 проверки, иллюстрировать аналогичными примерами.
 
 Учить устанавливать причины
 
 выявленных пробелов.
 
 | 
 
 
 | Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками.
 
 Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.
 
 | 
  | 18
 
 19
 
 | Изложение «Свет осени».
 
 Анализ изложения, работа над ошибками.
 
 | Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку,
 
 плану.
 
 Учить анализировать творческие
 
 работы свои и одноклассников,
 
 видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п.
 
 | 
 
 
 | Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.
 
 Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в
 
 объёме предложения, текста.
 
 Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя).
 
 | 
  | 20
 
 | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы
 
 | Учить словесно передавать свои
 
 наблюдения за природой родного
 
 края. Составлять текст с опорой
 
 на авторские тексты и тексты
 
 сверстников по данной теме.
 
 | 
 
 
 | Понимать тему и особенности строения текста. Передавать свои наблюдения и впечатления о природе родного края.
 
 | 
  | ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (25 ч)
 
 | 
  | 21
 
 | Слово. Предложение.
 
 Текст (вводный урок)
 
 С. 40–41, № 1–6
 
 | Организовать наблюдение над
 
 известными детям средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими.
 
 | велосипед
 
 велосипедист
 
 cвитер [тэ]
 
 фотограф
 
 фотоаппарат
 
 | Устанавливать: 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, 2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста.
 
 Наблюдать, делать простые выводы.
 
 | 
  | Называем... (11 ч)
 
 | 
  | 22
 
 23
 
 | Слово и словосочетание
 
 С. 42–45, № 7–17
 
 Рт № 1 с. 20, 21
 
 | Сформировать понятие о словосочетании как распространённом
 
 слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Организовать наблюдение над
 
 подчинительной связью частей
 
 речи в словосочетаниях (без терминов); над наличием в русском
 
 языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением.
 
 | Словосочетание
 
 пациент [цыэ]
 
 одуванчик
 
 | Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.
 
 Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).
 
 Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.
 
 Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи.
 
 | 
  | 24
 
 | Части речи
 
 С. 46–47,
 
 № 18–24
 
 | Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
 
 | Формы числа
 
 шофёр
 
 | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи) и речи как способа обмена мыслями и чувствами.
 
 «Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям).
 
 | 
  | 25
 
 26
 
 | Род имён существительных
 
 С. 48–51,
 
 № 25–38
 
 Рт № 1 с. 21–23
 
 | Организовать наблюдение над
 
 языковым фактом: зависимостью
 
 связи слов при согласовании от
 
 рода имён существительных.
 
 Сформировать понятие о роде
 
 имени существительного как его
 
 постоянном признаке (бывает ...).
 
 Упражнять в определении рода
 
 имён существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах),
 
 в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени).
 
 | Род
 
 простыня
 
 (нет) простынь и
 
 простыней
 
 туфля
 
 | Наблюдать, делать простые выводы.
 
 Определять род имён существительных.
 
 Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака
 
 после шипящих на конце существительных.
 
 Осваивать нормы употребления (согласования) прилагательных с существительными
 
 в зависимости от их рода.
 
 | 
  | 27
 
 28
 
 | Употребление мягкого знака после шипящих
 
 на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
 
 С. 52–55,
 
 № 39–54
 
 Рт № 1 с. 26–28
 
 | Познакомить с новой орфограммой и условиями её проявления. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность
 
 признаков этой орфограммы.
 
 Упражнять в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.
 
 Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах.
 
 | тюль (м.р.)
 
 шампунь (м.р.)
 
 | Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого
 
 знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода.
 
 Решать орфографические задачи, используя алгоритм действий.
 
 Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для собственной жизни.
 
 | 
  | 29
 
 | Изменение имён
 
 прилагательных по родам
 
 С. 56–57,
 
 № 55–60
 
 Рт № 1 с. 24–26
 
 | Углубить представление о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Познакомить с новой орфограммой — родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнять в согласовании существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи
 
 по культуре речи (как сказать правильно: ... ужасный / ужасная неряха?)
 
 | Род прилагательных
 
 Родовые окончания
 
 Нормы согласования с существительными общего рода
 
 | Определять род имён прилагательных.
 
 Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных.
 
 Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач.
 
 | 
  | 30
 
 31
 
 | Связь частей речи в словосочетаниях.
 
 Тренинг
 
 С. 58–59,
 
 № 61–67
 
 Рт № 1 с. 25
 
 
 | Организовать наблюдение над
 
 способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода.
 
 Упражнять в употреблении словосочетаний с прилагательными
 
 в предложениях, текстах. Организовать самопроверку и
 
 проверку друг друга в парах степени усвоения темы «Словосочетание».
 
 | Сл`ивовый
 
 комната
 
 | Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.
 
 Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
 
 | 
  | 32
 
 | Устойчивые сочетания слов
 
 С. 63–64, № 1–6
 
 Рт № 1 с. 29, 30
 
 | Углубить представление о наличии в русском языке особого рода
 
 словосочетаний — устойчивых
 
 выражений, смысл которых не
 
 определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении
 
 фразеологизмов в речи.
 
 | Фразеологизмы
 
 (идиомы)
 
 Вертеться как
 
 белка в колесе
 
 | Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи.
 
 Устанавливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений.
 
 | 
  | Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч)
 
 | 
  | 33
 
 | Предложение
 
 (вводный урок)
 
 С. 62–63,
 
 № 74–77
 
 | Формировать понятие о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи.
 
 Систематизировать известные детям признаки предложения. Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе.
 
 | речевая задача
 
 конструкции
 
 цепочки из слов
 
 природа
 
 природный
 
 | Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков.
 
 Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания — назывные функции, у предложения — коммуникативные.
 
 Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые
 
 части текста. Связно излагать всю информацию о предложении.
 
 | 
  | 34
 
 | Вопросительные
 
 и повествовательные предложения
 
 С. 64–65,
 
 № 78–83
 
 Рт № 1 с. 31
 
 | Учить дифференцировать предложения с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по
 
 цели высказывания: задаём вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над
 
 наличием внешних признаков
 
 а) вопросительных предложений: вопросительной интонации,
 
 вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц;
 
 б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце.
 
 | Цель высказывания
 
 Запрос информации (вопрос)
 
 Сообщение (ответ)
 
 реплика
 
 | Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении).
 
 Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи — интонацию конца предложения, в
 
 письменной — точку или вопросительный знак.
 
 |