Главная страница

№ урока, дата Тема урока, страницы учебника Разделы, темы. Основные задачи урока Основные понятия



Скачать 0.53 Mb.
Название № урока, дата Тема урока, страницы учебника Разделы, темы. Основные задачи урока Основные понятия
страница 1/4
Дата 16.02.2016
Размер 0.53 Mb.
Тип Урок
  1   2   3   4

7. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс


урока, дата

Тема урока,

страницы учебника

Разделы, темы.

Основные задачи урока

Основные понятия.

Слова из словарей

Характеристика учебной

деятельности учащихся (УУД)

ЯЗЫК И РЕЧЬ (20 ч)

(повторение изученного во 2 классе)

1

2

Речь устная

и письменная

(вводные уроки)

Часть 1

С. 6–9, № 1–14

Рт № 1 с. 3–4

Познакомить с учебником.

Повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической). Стимулировать устные и письменные высказывания учащихся. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык», на постановку собственных целей обучения.

Устная и письменная речь

Мнение, информация

русский язык

здравствуй,

до свидания

багаж, интерес

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений.

Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание

прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам

(к школе, к знаниям).

3

4

Речевые действия (особенности устной и письменной речи)

С. 10–13,

№ 15– 28

Рт № 1 с. 5, 6

Углубить представление о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности.

Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью. Стимулировать соблюдение

при письме «золотого правила»

(№ 23), правил грамотной записи слов.

Речевые действия

Интонация

Нормы произношения

альбом

блокнот

фломастер

«Читать» схемы и таблицу, интерпретировать их информацию словесно.

Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи.

Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики.

5

6

7

Правила записи

слов (проверяемые и

непроверяемые

орфограммы в корне)

С. 14–19,

№ 29–47

Рт № 1 с. 6–13

Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4)переношу слова по слогам.

Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи.

Учить руководствоваться правилами при

записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме), наводить справку в орфографическом словаре. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников.

Орфограммы в корне слова

Георгин,

гладиолус,

фиолетовый

(этимол. виола)

Аппетит

Километр,

компас

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.

Определять тему текста, тему и смысл пословиц.

Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать.

Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключённые в пословицах.

8

Большая буква

в именах собственных

С. 20, 21,

№ 48–54

Рт № 1 с. 14–16

Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой

буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек).

Стимулировать к исследованию

истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имени и фамилии. Организовать наблюдение над оформлением названий книг.

Названия улиц

Истоки фамилий

Оформление

титула тетради

Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.

Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы

9

10

11

Слово: его значение, значимые части

С. 22–27,

№ 55–74

Рт № 1 с. 17–18

Повторить сведения о свойствах

лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.

Углубить представление о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Практиковать в полном разборе слов по составу его изначимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2. Лексическое и общее значения слов. Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Привлечь внимание к образности,

точности, «тайнописи» языка

произведений народного творчества: загадок и пословиц. Мотивировать к словесному творчеству.

Лексическое

значение

Синонимы, антонимы, омонимы

Корень, суффикс, приставка, основа (вар.), окончание

Модель слова

Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым

лексическим

значением

Лопата,

гвоздика

Урожай,

помидор,

огурец

Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых

морфемами. Находить разные основания

для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в

переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу

с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице).

Наводить справки в толковых словарях и справочниках.

Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок.

12

13


Слово в предложении и тексте

С. 28–31,

№ 75–87

Рт № 1 с. 18–19

Повторить сведения о предложении,

тексте, о роли частей речи в их

составе. Углубить представление о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое.

Упражнять в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Организовать наблюдение над употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами-названиями оттенков красного цвета. Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

Главные члены

Подлежащее

Сказуемое

Связь слов:

смысловая,

грамматическая

пурпур

пурпуровый

п`урпурный и

пурп`урный

Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№ 76).

Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте).

Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста).

Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени.

14

15

Уроки-тренинги

Письмо

по памяти

С. 32–33


Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с

орфографическими и пунктуационными нормами2.




Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения.

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

16

17

Входная контрольная работа.

Работа над ошибками.

Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы

проверки, иллюстрировать аналогичными примерами.

Учить устанавливать причины

выявленных пробелов.




Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками.

Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.

18

19

Изложение «Свет осени».

Анализ изложения, работа над ошибками.

Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку,

плану.

Учить анализировать творческие

работы свои и одноклассников,

видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п.




Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в

объёме предложения, текста.

Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя).

20

Творческая работа: зарисовка уголка родной природы

Учить словесно передавать свои

наблюдения за природой родного

края. Составлять текст с опорой

на авторские тексты и тексты

сверстников по данной теме.




Понимать тему и особенности строения текста. Передавать свои наблюдения и впечатления о природе родного края.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (25 ч)

21

Слово. Предложение.

Текст (вводный урок)

С. 40–41, № 1–6

Организовать наблюдение над

известными детям средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими.

велосипед

велосипедист

cвитер [тэ]

фотограф

фотоаппарат

Устанавливать: 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, 2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста.

Наблюдать, делать простые выводы.

Называем... (11 ч)

22

23

Слово и словосочетание

С. 42–45, № 7–17

Рт № 1 с. 20, 21

Сформировать понятие о словосочетании как распространённом

слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Организовать наблюдение над

подчинительной связью частей

речи в словосочетаниях (без терминов); над наличием в русском

языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением.

Словосочетание

пациент [цыэ]

одуванчик

Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи.

24

Части речи

С. 46–47,

№ 18–24

Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Формы числа

шофёр

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи) и речи как способа обмена мыслями и чувствами.

«Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям).

25

26

Род имён существительных

С. 48–51,

№ 25–38

Рт № 1 с. 21–23

Организовать наблюдение над

языковым фактом: зависимостью

связи слов при согласовании от

рода имён существительных.

Сформировать понятие о роде

имени существительного как его

постоянном признаке (бывает ...).

Упражнять в определении рода

имён существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах),

в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени).

Род

простыня

(нет) простынь и

простыней

туфля

Наблюдать, делать простые выводы.

Определять род имён существительных.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака

после шипящих на конце существительных.

Осваивать нормы употребления (согласования) прилагательных с существительными

в зависимости от их рода.

27

28

Употребление мягкого знака после шипящих

на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

С. 52–55,

№ 39–54

Рт № 1 с. 26–28

Познакомить с новой орфограммой и условиями её проявления. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность

признаков этой орфограммы.

Упражнять в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах.

тюль (м.р.)

шампунь (м.р.)

Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого

знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода.

Решать орфографические задачи, используя алгоритм действий.

Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для собственной жизни.

29

Изменение имён

прилагательных по родам

С. 56–57,

№ 55–60

Рт № 1 с. 24–26

Углубить представление о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Познакомить с новой орфограммой — родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнять в согласовании существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи

по культуре речи (как сказать правильно: ... ужасный / ужасная неряха?)

Род прилагательных

Родовые окончания

Нормы согласования с существительными общего рода

Определять род имён прилагательных.

Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных.

Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач.

30

31

Связь частей речи в словосочетаниях.

Тренинг

С. 58–59,

№ 61–67

Рт № 1 с. 25


Организовать наблюдение над

способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода.

Упражнять в употреблении словосочетаний с прилагательными

в предложениях, текстах. Организовать самопроверку и

проверку друг друга в парах степени усвоения темы «Словосочетание».

Сл`ивовый

комната

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

32

Устойчивые сочетания слов

С. 63–64, № 1–6

Рт № 1 с. 29, 30

Углубить представление о наличии в русском языке особого рода

словосочетаний — устойчивых

выражений, смысл которых не

определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении

фразеологизмов в речи.

Фразеологизмы

(идиомы)

Вертеться как

белка в колесе

Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи.

Устанавливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений.

Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч)

33

Предложение

(вводный урок)

С. 62–63,

№ 74–77

Формировать понятие о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи.

Систематизировать известные детям признаки предложения. Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе.

речевая задача

конструкции

цепочки из слов

природа

природный

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков.

Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания — назывные функции, у предложения — коммуникативные.

Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые

части текста. Связно излагать всю информацию о предложении.

34

Вопросительные

и повествовательные предложения

С. 64–65,

№ 78–83

Рт № 1 с. 31

Учить дифференцировать предложения с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по

цели высказывания: задаём вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над

наличием внешних признаков

а) вопросительных предложений: вопросительной интонации,

вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц;

б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце.

Цель высказывания

Запрос информации (вопрос)

Сообщение (ответ)

реплика

Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении).

Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи — интонацию конца предложения, в

письменной — точку или вопросительный знак.
  1   2   3   4