№ урока, дата
| Тема урока,
страницы учебника
| Разделы, темы.
Основные задачи урока
| Основные понятия.
Слова из словарей
| Характеристика учебной
деятельности учащихся (УУД)
|
ЯЗЫК И РЕЧЬ (20 ч)
(повторение изученного во 2 классе)
|
1
2
| Речь устная
и письменная
(вводные уроки)
Часть 1
С. 6–9, № 1–14
Рт № 1 с. 3–4
| Познакомить с учебником.
Повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической). Стимулировать устные и письменные высказывания учащихся. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык», на постановку собственных целей обучения.
| Устная и письменная речь
Мнение, информация
русский язык
здравствуй,
до свидания
багаж, интерес
| Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений.
Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание
прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам
(к школе, к знаниям).
|
3
4
| Речевые действия (особенности устной и письменной речи)
С. 10–13,
№ 15– 28
Рт № 1 с. 5, 6
| Углубить представление о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности.
Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью. Стимулировать соблюдение
при письме «золотого правила»
(№ 23), правил грамотной записи слов.
| Речевые действия
Интонация
Нормы произношения
альбом
блокнот
фломастер
| «Читать» схемы и таблицу, интерпретировать их информацию словесно.
Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи.
Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка.
Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики.
|
5
6
7
| Правила записи
слов (проверяемые и
непроверяемые
орфограммы в корне)
С. 14–19,
№ 29–47
Рт № 1 с. 6–13
| Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4)переношу слова по слогам.
Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи.
Учить руководствоваться правилами при
записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме), наводить справку в орфографическом словаре. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников.
| Орфограммы в корне слова
Георгин,
гладиолус,
фиолетовый
(этимол. виола)
Аппетит
Километр,
компас
| Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова.
Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.
Определять тему текста, тему и смысл пословиц.
Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать.
Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключённые в пословицах.
|
8
| Большая буква
в именах собственных
С. 20, 21,
№ 48–54
Рт № 1 с. 14–16
| Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой
буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек).
Стимулировать к исследованию
истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имени и фамилии. Организовать наблюдение над оформлением названий книг.
| Названия улиц
Истоки фамилий
Оформление
титула тетради
| Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.
Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы
|
9
10
11
| Слово: его значение, значимые части
С. 22–27,
№ 55–74
Рт № 1 с. 17–18
| Повторить сведения о свойствах
лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.
Углубить представление о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Практиковать в полном разборе слов по составу его изначимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2. Лексическое и общее значения слов. Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Привлечь внимание к образности,
точности, «тайнописи» языка
произведений народного творчества: загадок и пословиц. Мотивировать к словесному творчеству.
| Лексическое
значение
Синонимы, антонимы, омонимы
Корень, суффикс, приставка, основа (вар.), окончание
Модель слова
Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым
лексическим
значением
Лопата,
гвоздика
Урожай,
помидор,
огурец
| Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых
морфемами. Находить разные основания
для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в
переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу
с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице).
Наводить справки в толковых словарях и справочниках.
Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок.
|
12
13
| Слово в предложении и тексте
С. 28–31,
№ 75–87
Рт № 1 с. 18–19
| Повторить сведения о предложении,
тексте, о роли частей речи в их
составе. Углубить представление о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое.
Упражнять в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Организовать наблюдение над употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами-названиями оттенков красного цвета. Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
| Главные члены
Подлежащее
Сказуемое
Связь слов:
смысловая,
грамматическая
пурпур
пурпуровый
п`урпурный и
пурп`урный
| Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№ 76).
Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте).
Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста).
Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени.
|
14
15
| Уроки-тренинги
Письмо
по памяти
С. 32–33
| Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с
орфографическими и пунктуационными нормами2.
|
| Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения.
Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
|
16
17
| Входная контрольная работа.
Работа над ошибками.
| Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы
проверки, иллюстрировать аналогичными примерами.
Учить устанавливать причины
выявленных пробелов.
|
| Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками.
Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.
|
18
19
| Изложение «Свет осени».
Анализ изложения, работа над ошибками.
| Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку,
плану.
Учить анализировать творческие
работы свои и одноклассников,
видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п.
|
| Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.
Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в
объёме предложения, текста.
Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя).
|
20
| Творческая работа: зарисовка уголка родной природы
| Учить словесно передавать свои
наблюдения за природой родного
края. Составлять текст с опорой
на авторские тексты и тексты
сверстников по данной теме.
|
| Понимать тему и особенности строения текста. Передавать свои наблюдения и впечатления о природе родного края.
|
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (25 ч)
|
21
| Слово. Предложение.
Текст (вводный урок)
С. 40–41, № 1–6
| Организовать наблюдение над
известными детям средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими.
| велосипед
велосипедист
cвитер [тэ]
фотограф
фотоаппарат
| Устанавливать: 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, 2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста.
Наблюдать, делать простые выводы.
|
Называем... (11 ч)
|
22
23
| Слово и словосочетание
С. 42–45, № 7–17
Рт № 1 с. 20, 21
| Сформировать понятие о словосочетании как распространённом
слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Организовать наблюдение над
подчинительной связью частей
речи в словосочетаниях (без терминов); над наличием в русском
языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением.
| Словосочетание
пациент [цыэ]
одуванчик
| Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.
Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).
Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.
Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи.
|
24
| Части речи
С. 46–47,
№ 18–24
| Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
| Формы числа
шофёр
| Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи) и речи как способа обмена мыслями и чувствами.
«Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям).
|
25
26
| Род имён существительных
С. 48–51,
№ 25–38
Рт № 1 с. 21–23
| Организовать наблюдение над
языковым фактом: зависимостью
связи слов при согласовании от
рода имён существительных.
Сформировать понятие о роде
имени существительного как его
постоянном признаке (бывает ...).
Упражнять в определении рода
имён существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах),
в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени).
| Род
простыня
(нет) простынь и
простыней
туфля
| Наблюдать, делать простые выводы.
Определять род имён существительных.
Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака
после шипящих на конце существительных.
Осваивать нормы употребления (согласования) прилагательных с существительными
в зависимости от их рода.
|
27
28
| Употребление мягкого знака после шипящих
на конце существительных женского рода (в именительном падеже)
С. 52–55,
№ 39–54
Рт № 1 с. 26–28
| Познакомить с новой орфограммой и условиями её проявления. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность
признаков этой орфограммы.
Упражнять в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.
Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах.
| тюль (м.р.)
шампунь (м.р.)
| Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого
знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода.
Решать орфографические задачи, используя алгоритм действий.
Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для собственной жизни.
|
29
| Изменение имён
прилагательных по родам
С. 56–57,
№ 55–60
Рт № 1 с. 24–26
| Углубить представление о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Познакомить с новой орфограммой — родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнять в согласовании существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи
по культуре речи (как сказать правильно: ... ужасный / ужасная неряха?)
| Род прилагательных
Родовые окончания
Нормы согласования с существительными общего рода
| Определять род имён прилагательных.
Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных.
Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач.
|
30
31
| Связь частей речи в словосочетаниях.
Тренинг
С. 58–59,
№ 61–67
Рт № 1 с. 25
| Организовать наблюдение над
способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода.
Упражнять в употреблении словосочетаний с прилагательными
в предложениях, текстах. Организовать самопроверку и
проверку друг друга в парах степени усвоения темы «Словосочетание».
| Сл`ивовый
комната
| Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.
Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
|
32
| Устойчивые сочетания слов
С. 63–64, № 1–6
Рт № 1 с. 29, 30
| Углубить представление о наличии в русском языке особого рода
словосочетаний — устойчивых
выражений, смысл которых не
определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении
фразеологизмов в речи.
| Фразеологизмы
(идиомы)
Вертеться как
белка в колесе
| Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи.
Устанавливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений.
|
Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч)
|
33
| Предложение
(вводный урок)
С. 62–63,
№ 74–77
| Формировать понятие о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи.
Систематизировать известные детям признаки предложения. Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе.
| речевая задача
конструкции
цепочки из слов
природа
природный
| Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков.
Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания — назывные функции, у предложения — коммуникативные.
Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые
части текста. Связно излагать всю информацию о предложении.
|
34
| Вопросительные
и повествовательные предложения
С. 64–65,
№ 78–83
Рт № 1 с. 31
| Учить дифференцировать предложения с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по
цели высказывания: задаём вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над
наличием внешних признаков
а) вопросительных предложений: вопросительной интонации,
вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц;
б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце.
| Цель высказывания
Запрос информации (вопрос)
Сообщение (ответ)
реплика
| Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении).
Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи — интонацию конца предложения, в
письменной — точку или вопросительный знак.
|