Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием.
Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками.
|
| Контролировать процесс записи слов.
Классифицировать ошибки, ставить задачи на совершенствование умений.
|
Речевые уроки (4 ч)
|
126
127
128
129
| Обучающее изложение
С. 101, № 4
Обучающее сочинение
Инструктаж по
проектным работам
| Учить воспринимать (понимать)
содержание текста (Март в лесу) и воспроизводить его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план.
Учить составлять собственное
описание месяца — апреля.
Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.
| сложный план
описание природных признаков
| Понимать и воспроизводить содержание текста из трёх микротем, помогая себе планом.
Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывать их в словесной форме.
Использовать разные источники поиска информации при выполнении проекта.
|
130
| Резервный урок
(1 ч)
|
|
|
|
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение) (18 ч)
|
Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений
(продолжение) (3 ч)
|
131
132
133
| Употребление падежных форм
имён существительных, имён
прилагательных, местоимений
С. 84–87,
№ 117–127
Рт № 2, с. 40–42
| Учить соотносить падежные окончания вопросов с падежными окончаниями
имён прилагательных. Упражнять в употреблении (согласовании) падежных форм прилагательных в составе
словосочетания, предложения в роли зависимых слов. Учить употреблять в нужном падеже имена существительные при глаголе и существительном (культура речи). Упражнять в употреблении падежных форм личных местоимений в составе словосочетания в роли зависимых слов.
| склонение,
падеж,
падежные
формы
вера в победу,
уверенность
в победе
| Определять падежные формы имён существительных, имён прилагательных. Склонять имена существительные, прилагательные, личные местоимения.
Использовать нужные падежные формы имён существительных, прилагательных,
личных местоимений в составе словосочетаний в речи.
|
Правописание местоимений с предлогами (3 ч)
|
134
135
136
| Правописание
местоимений с
предлогами
С. 88, 89,
№ 128–133
Тренинг. Обобщение о словосочетании
Проверочная работа по теме: «Словосочетание»
| Познакомить с новой орфограммой — употребление в косвенных формах местоимений 3-го лица. Упражнять в употреблении падежных форм личных
местоимений с предлогами в составе словосочетаний. Учить правильно образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами — не к мене, с им и пр. (культура речи).
Организовать само, взаимопроверку умений по правильному употреблению существительных, прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов.
Диагностировать точность, уместность употребления зависимых слов в словосочетаниях и предложениях.
| ко мне
навстречу
к нему
| Устанавливать аналогии — написание предлогов с существительными и местоимениями. Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами. Замечать и устранять речевые недочёты в высказываниях. Находить в предложениях словосочетания и выполнять их разбор.
Определять падежную форму зависимых слов. Осуществлять само- и взаимопроверку,
корректировку и самооценку выполненной работы.
|
Второстепенные члены предложения (4 ч)
|
137
| Второстепенные
члены предложения
С. 90, 91,
№ 134–139
| Дать понятие о распространённых предложениях, о роли предложения. Организовать наблюдение над второстепенными членами группы подлежащего, группы сказуемого.
. Учить извлекать новую информацию из учебного текста, «читать» таблицу.
| второстепенные
члены
распространённые, нераспространённые
предложения
| Считывать информацию с таблицы. Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении
с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.
Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.
Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.
|
138
| Анализ (разбор)
простого предложения
С. 92, 94, 140
№ 140–142
| Учить анализировать строение
(состав членов предложения) простых предложений устно и графически с опорой на памятку 8.
Учить «читать» текст памятки и
следовать инструкциям при анализе предложений
| синтаксический
разбор
предложения
|
139
| Связь второстепенных членов с
главными членами предложений
С. 93, с. 140
№ 143, 144
| Учить осознавать речевую задачу и выбирать для выражения мыслей и чувств нужные предложения по цели
высказывания и по строению, наличию определённых второстепенных членов. Учить анализировать предложения, составлять схемы их строения,
наполнять схемы содержанием.
| синтаксис
|
140
| Сопоставление
состава простых
и сложных предложений
С. 94, 95,
№ 148–151
| Отрабатывать умение производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубить представление об осложнённых простых и сложных
предложениях.
| сложное предложение
|
Развиваем главные мысли в текстах (8 ч)
|
141
142
| Повествование
С. 96, № 152
Рассуждение
С. 97, № 153, 154
| Организовать наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод).
| вступление
основная часть
заключение
типы текстов
(по их назначению)
| Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании
(тексте) типа рассуждения, описания.
Выделять структурные части текста- рассуждения.
|
143
144
145
| Наблюдение над
способом, средствами развития
мысли в текстах
типа описания
С. 98, 99, № 5–7
| Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания.
Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка»).
Учить создавать текст (описание
матрёшки).
Мотивировать создание собственного описании любимой игрушки.
Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях.
| Описание
Вступление
Внешний вид
Речевая задача
автора
Отношение
автора
| Анализировать текст.
Создавать текст.
Описывать любимую игрушку, предмет, изделие.
Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях.
|
146
| Подготовка к итоговой контрольной работе
С. 102, 103
| Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала.
|
| Проверять, корректировать и оценивать результаты своей работы.
|
147
148
| Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками.
С. 100, 102
| Проверить уровень сформированности умений учащихся по русскому языку.
|
| Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. Контролировать свою запись.
|
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (22 ч)
|
Средства языка и их анализ (5 ч)
|
149
| Средства языка
и их анализ
С. 108, № 1–4
Рт № 2, с. 43
| Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определённых разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника).
| Средства языка
форзац
правительство
| Читать таблицу на форзаце, устанавливать взаимозависимость деталей-образов частей речи
|
150
| Называем... Слово и словосочетание
С. 109, № 5–8
| Повторить общие и отличительные признаки средств языка. Повторить строение слов и словосочетаний, роль главных и дополнительных частей этих единиц.
| аквариум
| Анализировать строение слов и словосочетаний.
Составлять предложения с данными словосочетаниями.
|
151
152
153
| Слово как часть
речи
С. 110–112,
№ 9–18
Конкретизируем
значение слова
С. 112, № 16–18
Рт с. 44, 45
| Учить обобщать сведения о каждой изученной части речи (на основе общего плана). Дать представление о морфологическом анализе частей речи (частичном). Упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств.
|
| Делать простые обобщения.
Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств.
Переводить словесную информацию о частях речи в табличную форму (собственного производства).
|
Правописание слов (6 ч)
|
154
155
156
157
158
159
| Правописание
слов
С. 113–119,
№ 19–38
Проверочная работа по теме: «Правописание слов».
Работа над ошибками
С. 126, № 1, 2, 3
| Обобщить способы действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и
мягкого знака. Упражнять в произнесении слов в соответствии с
произносительными нормами. Учить решать орфографические задачи при записи слов. Повторить типы орфограмм в корне слова и способы их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Обобщить способы подбора проверочных слов. Учить классифицировать орфограммы в корне слова. Обобщить местоположение гласных в слове, когда можно использовать обобщённый способ действия — безударный проверяю ударным. Учить «читать» таблицу и пользоваться ею для справки, группировать слова по орфограммам гласных.
| батарея
комбат
| Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.
Использовать знания об особенностях языковых явлений в практике речи.
Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.
Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. Решать орфографические задачи.
Оценивать умение использовать приёмы проверки орфограмм.
Анализировать причины ошибок.
|
Выражаем мысли и чувства... (11 ч)
|
160
161
162
| Предложение. Текст
С. 121, № 39–49
Распространяем
мысли...
С. 120, 122, 124
(№ 1)
Рт № 2, с. 44, 45
| Сопоставить словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними.
Актуализировать поиск средств, с помощью которых можно распространять мысли (второстепенные члены предложения, части текста). Учить читать материал таблицы (с. 120) и употреблять эти средства в речевой практике. Проверочная работа: списывание текста. Проверить уровень сформированности графической зоркости.
|
| Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении мыслей в предложении и тексте.
Контролировать процесс и результат письма.
|
163
164
165
| Подготовка к изложению
Изложение
«Любопытные»
Редактирование изложения
| Учить прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану («Любопытные»). Учить излагать мысли в письменной речи.
|
| Прогнозировать содержание текста по заголовку.
Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план.
Излагать мысли в письменной речи.
|
166
167
| Итоговая комплексная работа
и её анализ
С. 123, № 49
| Проверить уровень сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам.
|
| Использовать имеющиеся знания, умения по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях.
|
168
| Проба пера...
Письмо
С. 127
| Учить культуре оформления письма и правилам переписки.
|
| Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо в соответствии с нормами и правилами.
|
169
170
| Резервные уроки. Организовать презентацию творческих работ.
| Защищать (презентовать) результаты проектной работы.
|