Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Текст №35 По В. В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе» (1)Имя собственное «принадлежит себе»


Скачать 124.79 Kb.
НазваниеТекст №35 По В. В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе» (1)Имя собственное «принадлежит себе»
Дата03.05.2016
Размер124.79 Kb.
ТипДокументы

Текст №35 По В.В.Колесову. Имя собственное «принадлежит себе»
(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.

4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.

(5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.

(10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про- – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.

(20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.

(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.

(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.

(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.

(34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?

(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом. (По В.В. Колесову)
Задание 24.
«В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как __4__ (например, «нарекут»), __9__ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 __3__ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. __7__, использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».
Список терминов:

1)сравнительный оборот

2)литота

3)фразеологическое сочетание

4)устаревшие слова

5)метафора

6)парцелляция

7)ряд однородных членов

8)превосходная степень прилагательного

9)терминологическая лексика
Ответ: 4937

Информация о тексте

Основные проблемы


1) Проблема имени человека как имени собственного (имя вскрывает сущность человеческой личности);

2) проблема отношения к ценностям русской национальной традиции.

1) проблема понимания национальных традиций и обычаев (стоит ли забывать о культурно значимых ценностях национальных традиций и обычаев?);

2) проблема осознания значения имени, отчества и фамилии, их роли в судьбе человека (в чём заключается связь между именем, отчеством, фамилией и его личностью?)

Авторская позиция


1) С личным именем «ты личность, и чего заслуживаешь, так тебя и нарекут» (при рождении в имени скрыта надежда, а с возрастом имя присуждается как награда);

2) отчество для нас – «то же, что и отечество»;

отчество давалось по заслугам всего рода; в отчестве и фамилии сохраняется честь и память семьи и рода.

1) историческая память о своих корнях – одна из нравственных основ жизни народа, поскольку связывает поколения между собой, передаёт культурно значимые ценности национальной традиции и обычаев;

2) имя влияет на личность человека, но всё-таки от человека зависит, как сложится его жизнь, оправдает ли он надежды родителей.



СОЧИНЕНИЕ

Статья известного учёного-лингвиста В.Колесова посвящена истории языка. В ней он говорит о значении имени в жизни человека.

Исследуя данную проблему, автор обращается к её истокам. Он пишет о том, что язычники ещё в древности тщательно подбирали имя наследнику, вероятно, зная о силе слова и веря, что имя определяет судьбу человека.

Интересны  изыскания автора по поводу отчества, возникшего уже в пору становления государственности Руси. Называя человека по имени и отчеству,  люди скорее всего подчёркивали его статус, заслуги перед отечеством.

Проблема выбора имени актуальна и в наши дни. Достаточно вспомнить, с какой серьёзностью молодые родители выбирают имя своему будущему ребёнку, безусловно, желая ему добра и счастливой жизни. Между тем окружающие судят о человеке по его делам, по поступкам и зовут человека в соответствии с тем, чего он заслужил. Становится понятным, почему кого-то зовут официально, например, Иван Михайлович, кого-то – тепло и доверительно Михалыч, а кого-то и вовсе до смерти – просто Санёк.

Конечно, не имя создаёт личность, размышляет автор, хотя убеждён, что оно – не последнее дело, потому что вскрывает некоторую сущность человека.

Я согласна с автором в том, что имя очень важно для человека. Оно даётся одно и на всю жизнь. В старину к имени относились очень ответственно. Детей с малых лет учили дорожить своим именем, хранить и приумножать честь семьи, закреплённой в фамилии, отчестве. Может быть, отсюда в глубинах подсознания русского народа безмерный патриотизм, преданность своей семье, своему Отечеству.

Да, порой мы выбираем имена в угоду моде, порой подражаем иностранцам. Но национальные традиции русского народа живы и сильны по сей день. Думаю, так будет всегда.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/29/podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-chast-s
Задания с выбором ответа

1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Язычники верили, что имя определяет судьбу человека.

2) Традиция называть человека по отчеству возникла в Древней Руси.

3) Смысл слова «прозвище» не ясен.

4) Отчество при имени – это национальная русская традиция.

2. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 34 – 41?

1) повествование и описание

2) повествование

3) рассуждение

4) описание

3. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.

1) 13 2) 26 3) 33 4) 40

Задания с кратким ответом

4. Укажите способ образования слова НАСЛЕДНИКУ (предложение 13).

5. Из предложений 30 – 32 выпишите страдательное причастие.

6. Из предложения 40 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

7. Среди предложений 33 – 40 найдите предложения, в состав которых входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номера этих сложных предложений.

8. Среди предложений 28 – 33 найдите предложение, в котором есть обособленные определения. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 10 – 19 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 30 – 37 найдите такое, которое соединяется с одним из предыдущих при помощи личных местоимений. Напишите номер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 – 12.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов…

«В.В. Колесов, один из ведущих учёных-лингвистов, использует в своей статье ________ (например, «нарекут»). Это неудивительно, ведь статья посвящена вопросам истории языка. Научная статья, даже если это научно-популярная статья, не может обойтись без такого средства, как ________(«корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор употребил в предложении 32 ________ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели подчеркнуть свою важность. Удачно использован автором ряд _______ (в предложении 33), показывающий, какое разное значение может быть у имени».

Список терминов:

1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологическое сочетание

4) устаревшие слова 5) метафора 6) парцелляция

7) однокоренные слова 8) превосходная степень прилагательного

9) терминологическая лексика

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.
Ответы
1. - 3 2. - 3 3. - 4

4. - суффиксальный

5. - связано

6. – обычно вскрывает

7. - 33, 38 8. - 32 9. - 18 10. - 37

11. – 4, 9, 3, 7

Отношение к культурному наследию Роль культурных традиций в нравственном становлении человека

-. Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.

- Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

- Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.

- Б.Пастернак «Доктор Живаго». Центральный образ романа – доктор Юрий Андреевич Живаго. Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый». Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».

В 1 главе романа маленький Юрий пытается найти ответить на вопрос: «Кто он?»

Имя героя напрямую связывает его со святым Георгием Победоносцем. Его образ мы видим на гербе Москвы, которая вместе с Ларой, олицетворяющей собой Россию, является одним из стержневых образов повествования. В эпилоге Пастернак прямо называет ее не местом действия романа, а его главной героиней, святым городом. Москва – сердце России, больной России, исцеления которой так жаждет (и весьма способствует ему своим творчеством) доктор Живаго. Кроме того, святой Георгий, согласно житию, - победитель змея. Юрий Андреевич также предстает перед нами как победитель змея, того сказочного чудища, упоминание о котором часто встречается в романе и который, явно преследуя героев (особенно Лару), держит их в своей власти. Это чудовище нависло, по мнению Пастернака, над всей Россией, являясь, во-первых, одним из способов создания фольклорной, «сказочной» атмосферы романа, во-вторых – олицетворением той атмосферы удушья и несвободы, которая так удручает Юрия Живаго. 

Александр Сергеевич Пушкин. Евгений Онегин

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.

Существует тайная и необъяснимая гармония между именем человека и событиями его жизни… Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность.

П. А. Флоренский

В каком народе живёшь,

такого обычая и держишься.

пословица

Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего.  А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие русские качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к Богу и к России, соборность[2]. Народ наш  соскучился по такой общенародной атмосфере, а её возрождение зависит, прежде всего, от власти, но и не только от власти. Каждый в это дело может внести свой с виду незаметный вклад.

Или, например, древний обычай гостеприимства, которым всегда славился русский народ.  Качество прекрасное, и мы ему не  изменяем. Другой полезный и почти забытый ныне обычай: целомудрие до брака и в браке, позволяющее женщине-матери рожать и воспитывать здоровое потомство в физической и нравственной чистоте, укрепляя тем основу семьи и всего рода. И добрым обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько дает Бог. Так рождались и воспитывались в наших семьях по пять, десять и более детей! Именно это доброе и многотрудное, спасительное для жены и мужа дело позволило России выстоять в испытаниях ХХ века, создать великие достижения русской цивилизации.

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.  Правда мы увидели и другое, что  у подрастающего поколения  весьма смутное представление об истинных ценностях русской культуры. В современном мире торжествует бесстыдство, наглость, всё продается и покупается. И нет места ни совести, ни чести, ни опыту предков, ни милосердию, ни любви, ни долгу, ни высоким патриотическим чувствам… Молодёжь прекрасно осознаёт, что в такой стране нет будущего, что она обречена на завоевание и разграбление. В такой стране с такими "обычаями" русскому человеку можно только погибнуть и невозможно чувствовать себя ни хозяином, ни полноценным гражданином. А чтобы этого не произошло, нужно свято чтить добрые православные обычаи нашей Родины – Святой Руси, которые  в течение столетий формировали душевный и духовный уклад русского человека. Верный обычай – это правильные, отвечающие заповедям Божиим и правилам Церкви, мудрые и нравственные поступки, которые должны войти в привычку и норму жизни народа. Такими обычаями будет  славиться и крепнуть русская земля. И на таких людей всегда и во всём можно будет положиться.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

В основе обычаев русского народа, позволявших выживать в самых сложных обстоятельствах, всегда лежали святоотеческое наследие, предания, былины и сказки русского народа, уважение к истории предков, стремление жить по Правде Божией.

Народный обычай, как правило, строг. Как же вернуть строгие обычаи предков нашему народу?

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

        Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.